Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Стандарты второго поколения предполагают изменение функционала школьного учителя, его профессиональных умений. Проектировать урок, создавать деятельностную конструкцию учебного занятия должен учитель. Особенностью современного обучения является обеспечение успешной социализации обучающихся, которые должны проявлять личную инициативу, творчески мыслить, аргументированно отстаивать собственное мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, принимать решения и нести за них ответственность.Использование рамочной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учеников. Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление», считает, что не каждый вид умственной деятельности можно отнести к критическому мышлению. Такие важнейшие мыслительные операции как запоминание и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они даже в своей совокупности критического мышления не составляют.
Определение критического мышления Дэвида Клустера включает в себя пять пунктов:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.
К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.
Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.
Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках русского языка. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: вызов; осмысление; рефлексия.
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы:
-составление «корзины идей»;
-древо предсказаний;
-предположение по ключевым словам;
-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся:
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы:
-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;формулирование вопросов;
чтение с остановками.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся:
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Описание техник технологии РКМЧП     
Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы данной фазы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ. Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - парами - группами.
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи.
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные
логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально – парами – группами.
- Читают или слушают текст, используя предложенныепедагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи помере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятсяна полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация
изученной информации, работа ведется индивидуально
– в парах – группах
- Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение новыхцелевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя своюточку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение.
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,
дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых столов.
5. Организация различных видов дискуссий.
6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания наоснове осмысления изученной информации.
Приёмы и методы ТРКМЧП(рекомендованные для использования на уроках в начальной школе)
На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы:
«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.
Одним из методов демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Эффективен приём «Кластер», который является отражением нелинейной формы мышления. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
Если необходимо на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий, представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Прием «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос. Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.
Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться. Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.
2. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. - М., 2010.
3. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Университет внутренних дел, 2009.
4. Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT./ Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2011.
5. Философия и методы RWCT в действии. /Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2012.