Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы


Преемственность
в работе дошкольных учреждений и начальной школе
Работая учителем начальных классов, приходится сталкиваться с рядом проблем, затрудняющих переход обучающихся из дошкольного звена в начальную школу. Это и низкая самостоятельность в учебном процессе, и неспособность внимательно прочитать нужный текст, и неумение выделить в нем последовательность действий.
В связи с этим, приходишь к выводу, что уже с детского сада необходимо дополнить новой формой деятельность обучающихся, где они могли бы погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли применять имеющиеся у них знания на практике.
Ведущее место среди таких методов и принадлежит сегодня методу проектов.
Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Так например, на занятии обучения грамоте (старшая группа детского сада) проводится исследовательский проект «Путешествие по материкам. Африка». Целью этого проекта, формирование интереса детей к познанию нового, разнообразие и красота нашей планеты Земля.
Проект « В мире сказок». Дети исследуют литературу, сочиняют свои сказки.
Творческие проекты – предполагают деятельность по реализации различных идей по теме проекта. Например, «Этот опасный огонёк», «Улицы города Воронежа».
Игровые проекты предполагают разнообразную ролево-игровую деятельность. Например, «Моя семья», « Мир профессий моих родителей».
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, продолжается его применение и в первом классе.
В конце ноября 1 класса проходит защита группового информационно-творческого проекта «Дары осени ». Его целью не только познакомить детей с трудом человека, но и развитие творческого воображения, а также умение работать в команде. Это умение отрабатывается и при защите проекта « В мире цифр».
В конце букварного периода, когда все буквы изучены, ученики готовят творческий проект «Моя любимая буква», « Русские народные сказки».
При составлении календарно-тематического планирования происходит объединение тем уроков литературного чтения, окружающего мира, технологии.
Комбинированный проект « Дикие и домашние животные».
Цель:
Изучение диких и домашних животных: их повадки , внешний вид и т.д.
Поиски интересной информации.
Рисунки, картинки диких и домашних животных.
Изготовление коллажа.
Что же приобретают учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ как в дошкольном учреждении, так и в начальном звене? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Есть и коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями, берут интервью, задают вопросы. Есть и практическая работа. Она подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. А результат - всегда превосходит ожидания.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования придаёт педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет в начальной школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.