Приложение к предыдущей презентации.


«МАГАЗИН». Рисуем определённые предметы, например арбуз и мышь, а затем продаём их, рекламирую по каждой букве:
А – ароматный М – маленькая
Р – рубиновый Ы – ы-ы-ы!
Б – большой Ш – шуршит
У – укатить домой Ь – мягкая шубка
З – звонкий «КУЗОВОК». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, клубок, крючок, замок, утёнок и тд.
Аналогично можно собирать корзину, коробку, ящик, пакет…
«Собираемся в лесок, наполняем кузовок», «Вот перед нами корзина, туда отправляется…»
«Вот ящик, скорей клади туда…»
«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш…   б…ж…т   …т  м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы…  …и…а   …е…и…  о…  …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче. «Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли.  Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы,  при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ ,   _ _ _ _ де _ _ _ _ _,   _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.
«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед  началом  работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе»  выглядит так:  / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух. «Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу,  либо в беспорядке.  Лучше  называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет   быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.
«Виселица» или «Балда».  Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю  буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.  Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда». Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.  Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.
«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков  (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос),  нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак  « - ». Произносятся слова с начальными звонкими и глухими согласными  звуками, ребенку  предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом. «Словесные цепочки». В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего: арбуз-бузина-народ-родник-никель и тд.