«Использование методов и приёмов технологии критического мышления через чтение и письмо при изучении географии, как средство развития мыслительной деятельности учащихся»

«Использование методов и приёмов технологии критического мышления через чтение и письмо при изучении географии, как средство развития мыслительной деятельности учащихся»
Белякова С.И.
Школа №71, г. Оренбург, Оренбургская обл.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Если использовать методы и приёмы ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы
умение выделить главное
умение делать сравнение
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать
умозаключения
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Поэтому, работая в русле критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить сегодня обучаемых: обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Обобщенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Появляется возможность объединения, интеграции географии и биологии, географии и истории и т.д.; вариативность и дифференциация обучения; используется положительная стимуляция учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения.
Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление. Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления - размышление - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации.
Стратегии критического мышления пытаются избежать подхода, когда преподаватель и его предмет ставятся над коллективом учащихся, когда во главу угла ставится сам предмет, а не человек, которого нужно обучить. Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения в одном случае, умение аргументирование отстоять свое мнение, в другом построено на знании процессов мышления и способствует не только качественному усвоению материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных навыков.
Например, при проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "инсерт", "чтение с остановками" обязательными условиями являются: -доброжелательность; -некритичность; -соблюдение регламента высказывания идей;
-принятие и запись всех идей;
-высказывание своего мнения каждым;
Практика показывает, это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение, что дает даже некоторый психотерапевтический эффект.
Одним из ключевых понятий технологии критического мышления является понятие педагогической рефлексии. В контексте технологии важна мысль о педагогической рефлексии как особой ценности, как о важном аспекте педагогической культуры современного педагога. Она рассматривается как необходимый компонент педагогической деятельности.
Еще одним "китом" критического мышления является мотивация. Ситуация, возникающая на занятии, может высветить собственные недоработки учащихся в обучении. Рефлексия после занятия приводит к возникновению мотивации иного уровня - внутренней мотивации. Она сильнее мотивации внешней. Это осознанное стремление к успеху, желание исправить ошибки, поиск адекватных методов и приемов. Уровень рефлексии влияет на уровень мотивации.
Технологию ЧПКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ЧПКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено) Т.е., для любого педагога она может стать "своей".
Уроки географии в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем
2. фиксировать все высказывания: любое из них может важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний
3.сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся бояться излагать своё мнение учителю или сразу в большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно. Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». В случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «покопаемся в памяти», «корзина идей», ключевые слова и т.д. Например, прием « Ассоциация»:
- учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
О чём может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникла?
- учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель фиксирует на доске, например:
Тема: «Население Северного Кавказа». Какие ассоциации у вас связаны с населением Северного Кавказа?
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Этот этап можно назвать смысловой стадией. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть лекции; рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала, можно использовать приёмы: INSERT, «концептуальная таблица», кластер, особенно любимый приём старшеклассников, продвинутая лекция, «бортовой журнал» и т.д.
Например для рассмотрения вопроса о значении атмосферных осадков. Учитель организует дискуссию. Вопрос для обсуждения: «Давайте подумаем, атмосферные осадки – это благо или беда?»
Аргументы благо
Атмосферные осадки это благо или беда?
Аргументы беда





Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «тонких и толстых вопросов», синквейн -самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание, особенно любимый приём в классах коррекции, эссе и т.д. Например, изучение темы «Глобальные проблемы человечества», написать эссе на тему, « В какой мере решение проблемы окружающей среды, зависит от каждого из нас»

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ни что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока. Их достаточно много.
Можно выделить плюсы в технологии КМ
- учащиеся учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
-делать выводы.
-принимать продуманные решения.
- способствует активности учащихся в учебном процессе
-учатся работать в группах и парах.
-происходит развитие творческих навыков, их совершенствование
-повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету

- формируются коммуникативные навыки.
- учащиеся сами могут себя оценить и проверить.
- учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
- удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.
- на уроке учитель и ученик становятся партнёрами
   Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии
-реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно
- не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать
- технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая)
- непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
- в технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе
- затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
В заключении мне хочется сказать: дети от природы любознательны, они хотят познать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.