Разработка урока по физике 8 класс Виды соединения проводников последовательное и параллельное соединение проводников
Государственное бюджетное общеобразовательное бюджетное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская гимназия №1»
Виды соединения проводников.
Последовательно и параллельное соединение проводников.
(открытый урок по физики в 8 классе в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года 2017»)
586105-1270
Подготовила и провела:
Кужель Елена Викторовна
учитель физики, математики, учитель высшей категории
2016
Тема: Виды соединения проводников. Последовательно и параллельное соединение проводников.
Цель урока: закрепить знание закона Ома, познакомить учащихся с видами соединений проводников, исследовать закономерности, существующие в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников.
Задачи:
- обучающие: формирование умений составлять электрические цепи, проводить простейшие измерения, исследовать закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников. Раскрыть назначение последовательного и параллельного соединений, закрепить полученные знания путем решения задач
-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты
экспериментов, строить план эксперимента, делать выводы, развивать мышление, устную речь
учащихся.
-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, патриотизм, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.
Формируемые УУД
Личностные:
мыслообразование (Я должен посмотреть…)
понимание причин успеха в учебеинтерес к различным видам учебной деятельности
осознание ответственности за общее дело
интерес к различным видам учебной деятельности
самооценка на основе критерия успешности
Познавательные:
извлечение необходимой информации из текстов
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
использование знаково - символических средств
выполнение действий по алгоритму
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
волевая саморегуляциявыполнять действия в устной форме
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве
использование критериев для обоснования своего суждения
контролировать свои действия в коллективной работе
Наглядные пособия и оборудование:
презентация;
мультимедийный проектор;
демонстрационные цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.
Комплекты лабораторного оборудовании для работы в группах.
План урока:
Вводная часть. Сообщение учителя.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа в группах по исследованию закономерностей при последовательном и параллельном соединении проводников, работа с таблицей и презентацией.
Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. Решение задач.
Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя.
415480557150Ход урока
Мотивация.
Учитель: Добрый день ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие в мир электричества. Как ваше настроение сегодня. (Ребята подымают карточки смайлы)
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему если перегорела одна лампочка в елочной гирлянде, то она не работает, а если перегорела одна лампа в квартире, это ни как не отражается на работе остальных приборов?
(Демонстрация последовательного и параллельного соединения ламп с изъятием одной лампочки)
4154805113665В чем отличие представленных схем соединения ламп?
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Какие физические величины характеризуют электрическую цепь?
А как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?
Прежде чем перейти к изучению последовательного и параллельного соединения проводников давайте повторим, что мы знаем о характеристиках электрической цепи.
Актуализация знаний:
Учитель. Перед вами оценочные листы. Подпишите их пожалуйста. В течении урока вы будете фиксировать свои успехи. Если вы правильно ответили на мой вопрос, в лист ставите себе 1 балл.
Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:
Что называется сопротивлением?
В чём причина сопротивления?
От каких параметров зависит сопротивление проводника?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
По графику сравните электрическое сопротивление проводников.
Учитель. Сейчас мы проведем маленький тест, я буду читать вопрос, и одновременно он будет появляться на экране. Как только я закончила читать вопрос вы подымаете букву, под которой по вашему мнению скрывается правильный ответ. За каждый правильный ответ вы ставите себе 1 балл.
Тест на интерактивной доске. Нужно выбрать верное утверждение.
3621405920751.Электрический ток это …
А. упорядоченное движение заряженных частиц.
Б. движение заряженных частиц.
В. движение электронов и протонов.
2. Источник тока…
А. создаёт заряженные частицы в проводнике.
Б. создаёт и поддерживает электрическое поле в проводнике.
В. создаёт электрический ток.
3. Какое из устройств не является источником тока?
А. Аккумулятор. Б. Вентилятор. В. Генератор.
4. Внутри источника тока …
А. происходит создание зарядов.
Б. происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.
В. образуется электрический ток.
5. В каком из источников тока химическая энергия превращается в электрическую?
А. Гальванический элемент
Б. Фотоэлемент
В. Термоэлемент
6. В каком из перечисленных веществ электрический ток протекать не может?
А. Медь Б. Резина В. Свинец.
7. Как записывается закон Ома?
А. I=U*R
Б. R=U*I
B. I=URПравильные ответы:1 а 2 б 3б 4 б 5 а 6 б 7в
Учитель. Ребята, а вы обратили внимание на цвета букв, которые вы поднимали, где еще мы можем встретить эти цвета в сочетании голубой-синий-красный?
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Учитель. Мы с вами уже определили, что мы хотим сегодня узнать, как зависят сила тока, напряжение и сопротивление при различном соединении потребителей.
Давайте дадим определение видам соединения проводников
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Смешенное соединение – соединение, при котором используются как параллельное и последовательное соединение проводников.
Для выяснения закономерностей для указанных соединений, я предлагаю вам сегодня провести маленькое исследование в группах. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием. 1-4 группы будут работать практически, 5 и 6 будут обрабатывать предложенные им результаты экспериментов. Но прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности.
Повторение правил техники безопасности
Работа в группах
1 группа исследовать зависимость силы тока и напряжения в цепи с последовательным соединением 2 проводников
2 группа исследовать зависимость силы тока и напряжения в цепи с параллельным соединением 2 проводников
3 группа исследовать зависимость силы тока и напряжения в цепи с последовательным соединением 3 проводников
4 группа исследовать зависимость силы тока и напряжения в цепи с параллельным соединением 3 проводников
5 группа на основе представленных результатов эксперимента сделать выводы о зависимости силы тока и напряжения при параллельном и последовательном соединении проводников и вывести формулу для вычисления общего сопротивления участка цепи из 2 проводников
6 группа на основе представленных результатов эксперимента сделать выводы о зависимости силы тока и напряжения при последовательном и параллельном соединении проводников и вывести формулу для вычисления сопротивления участка цепи из 3 проводников
ФизминуткаУчитель Ребята вы хорошо поработали и немного устали, предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте пожалуйста, повернитесь лицом на север закройте глаза и мысленно продвигайтесь вперед, в какой город нашей республики вы попадете? Теперь откройте глаза поднимите правую руку. В каком направлении с точки зрения географии в будете двигаться и в какой город попадете? Закройте глаза и подымите левую руку в каком направлении вы теперь будете двигаться и в какой город попадете? Открывайте глаза, опускайте руки присаживайтесь и давайте продолжим. И так группы прошу представить результаты вашей работы.
Обсуждаются результаты эксперимента заполняется таблицы на доске
Для 2 проводников
Последовательное соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Для 3 проводников
Последовательное соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Учитель: Ребята, давайте теперь обобщим результаты нашей работы и вместе заполним таблицу для последовательного и параллельного соединения n проводников
Заполняется таблица которую учащиеся так же переносят себе в тетради.
Последовательное соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Учитель. Оцените свою работу в группе от 1 до 5 баллов и поставьте в оценочный лист
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Закрепление изученного материала.
Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.Рефлексия.
Учитель. Подведем итоги нашего урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как вы думаете, достигли мы цели поставленной в начале урока?
Подвидение итогов
От 1 до 3 баллов 2
От 3 до 6 баллов 3
От 6 до 11 баллов 4
12 и больше 5
Домашнее задание: § 38,39, решить задачу на карточке
Записать в тетрадь мощность любого домашнего прибора.
И еще все мы помним, что физики, они ещё и лирики. Поэтому я вам прочитаю стихи, а вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.
В любую электроцепь войдут всегда
Источник, потребитель,… (провода)
При сборке надо знать для ясности
Правила техники…(безопасности)
Не забудем при сборке мы следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами отдельно
Включи к элементам цепи .. (параллельно)
С учетом полярности сводим концы.
Учитель нам скажет, что мы - …(молодцы !)
Ребята, а как ваше настроение сейчас? Отлично! До встречи на следующем уроке. Спасибо за сотрудничество.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа
Исследовать последовательное соединение двух проводников.
Схема для исследования
Сформулируйте цель вашего исследования.
Определите зависимость, каких величин вам необходимо исследовать.
Определите, какие приборы вам необходимы для проведения эксперимента.
Дополните схему недостающими обозначениями.
Соберите схему, проведите необходимые измерения.
Занесите результаты измерения в таблицу.
Сила тока в Л1 (I1) Сила тока в Л2 (I2) Напряжение на Л1(U1) Напряжение на Л2(U2) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
Сделайте взвод о зависимости силы тока и напряжения при исследуемом виде соединения проводников.
Запишите ваш вывод в виде буквенного выражения.
2 группа
Исследовать последовательное соединение трех проводников.
Схема для исследования
Сформулируйте цель вашего исследования.
Определите зависимость, каких величин вам необходимо исследовать.
Определите, какие приборы вам необходимы для проведения эксперимента.
Дополните схему недостающими обозначениями.
Соберите схему, проведите необходимые измерения.
Занесите результаты измерения в таблицу.
Сила тока в Л1 (I1) Сила тока в Л2 (I2) Сила тока в Л3 (I3) Напряжение на Л1(U1) Напряжение на Л2(U2) Напряжение на Л3(U3) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
Сделайте взвод о зависимости силы тока и напряжения при исследуемом виде соединения проводников.
Запишите ваш вывод в виде буквенного выражения.
3 группа
Исследовать параллельное соединение двух проводников.
Схема для исследования
Сформулируйте цель вашего исследования.
Определите зависимость, каких величин вам необходимо исследовать.
Определите, какие приборы вам необходимы для проведения эксперимента.
Дополните схему недостающими обозначениями.
Соберите схему, проведите необходимые измерения.
Занесите результаты измерения в таблицу.
Сила тока в Л1 (I1) Сила тока в Л2 (I2) Напряжение на Л1(U1) Напряжение на Л1(U2) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
Сделайте взвод о зависимости силы тока и напряжения при исследуемом виде соединения проводников.
Запишите ваш вывод в виде буквенного выражения.
4 группа
Исследовать параллельное соединение трех проводников.
184154445
Схема для исследования
Сформулируйте цель вашего исследования.
Определите зависимость, каких величин вам необходимо исследовать.
Определите, какие приборы вам необходимы для проведения эксперимента.
Дополните схему недостающими обозначениями.
Соберите схему, проведите необходимые измерения.
Занесите результаты измерения в таблицу.
Сила тока в Л1 (I1) Сила тока в Л2 (I2) Сила тока в Л3 (I3) Напряжение на Л1(U1) Напряжение на Л2(U2) Напряжение на Л3(U3) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
Сделайте взвод о зависимости силы тока и напряжения при исследуемом виде соединения проводников.
Запишите ваш вывод в виде буквенного выражения.
1720852254255 группа
Найдите общее сопротивление цепи при последовательном и соединении двух резисторов
При исследовании соединения по указанной схеме ученик получил следующие данные, представленные в таблице:
Сила тока в R1 (I1) Сила тока в R2 (I2) Напряжение на R1(U1) Напряжение на R2(U2) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
2 А 2А 1В 2В 2А 3 ВПо приведенным результатам сделайте вывод, какова зависимость общей силы тока и напряжения от силы тока и напряжения на отдельных его участках.
Запишите вывод в виде буквенного выражения.
Используя закон Ома для участка цепи, найдите общее сопротивление на участке цепи.
Запишите полученный результат в виде буквенного выражения.
274955135255Найдите общее сопротивление цепи при параллельном и соединении двух резисторов
При исследовании соединения по указанной схеме ученик получил следующие данные, представленные в таблице:
Сила тока в R1 (I1) Сила тока в R2 (I2) Напряжение на R1(U1) Напряжение на R2(U2) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
1А 2А 4В 4В 3А 4 ВПо приведенным результатам сделайте вывод, какова зависимость общей силы тока и напряжения от силы тока и напряжения на отдельных его участках.
Запишите вывод в виде буквенного выражения.
Используя закон Ома для участка цепи, найдите общее сопротивление на участке цепи.
Запишите полученный результат в виде буквенного выражения.
-12700609606 группа
Найдите общее сопротивление цепи при последовательном и соединении трех резисторов
При исследовании соединения по указанной схеме ученик получил следующие данные, представленные в таблице:
Сила тока в R1 (I1) Сила тока в R2 (I2) Сила тока в R3(I3) Напряжение на R1(U1) Напряжение на R2(U2) Напряжение на R3(U3) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
2 А 2 А2 А1 В2 В1,5 В2 А4,5 ВПо приведенным результатам сделайте вывод, какова зависимость общей силы тока и напряжения от силы тока и напряжения на отдельных его участках.
Запишите вывод в виде буквенного выражения.
Используя закон Ома для участка цепи, найдите общее сопротивление на участке цепи.
Запишите полученный результат в виде буквенного выражения.
48895-5080Найдите общее сопротивление цепи при параллельном и соединении трех резисторов
При исследовании соединения по указанной схеме ученик получил следующие данные, представленные в таблице:
Сила тока в R1 (I1) Сила тока в R2 (I2) Сила тока в R3 (I3) Напряжение на R1(U1) Напряжение на R2(U2) Напряжение на R3(U3) Сила тока общая (I) Напряжение общие (U)
0,5 А1 А1,5 А4,5 В4,5 В4,5 В3 А4,5 ВПо приведенным результатам сделайте вывод, какова зависимость общей силы тока и напряжения от силы тока и напряжения на отдельных его участках.
Запишите вывод в виде буквенного выражения.
Используя закон Ома для участка цепи, найдите общее сопротивление на участке цепи.
Запишите полученный результат в виде буквенного выражения.
А Б В
А Б В
А Б В
3180080-60325 Показание первого вольтметра 24 В. Определите показания амперметра и второго вольтметра?
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
326199570485В цепь включены две одинаковые лампы. При замкнутых выключателях 1 и 2 амперметр А показывает силу тока 3 А. Что покажет амперметр А2, если выключатель 1 разомкнуть? (В цепи постоянное напряжение.)
3180080-60325 Показание первого вольтметра 24 В. Определите показания амперметра и второго вольтметра?
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
326199570485В цепь включены две одинаковые лампы. При замкнутых выключателях 1 и 2 амперметр А показывает силу тока 3 А. Что покажет амперметр А2, если выключатель 1 разомкнуть? (В цепи постоянное напряжение.)
3180080-60325 Показание первого вольтметра 24 В. Определите показания амперметра и второго вольтметра?
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
326199570485В цепь включены две одинаковые лампы. При замкнутых выключателях 1 и 2 амперметр А показывает силу тока 3 А. Что покажет амперметр А2, если выключатель 1 разомкнуть? (В цепи постоянное напряжение.)
3180080-60325 Показание первого вольтметра 24 В. Определите показания амперметра и второго вольтметра?
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении.
326199570485В цепь включены две одинаковые лампы. При замкнутых выключателях 1 и 2 амперметр А показывает силу тока 3 А. Что покажет амперметр А2, если выключатель 1 разомкнуть? (В цепи постоянное напряжение.)