Учебная программа курса по выбору. Занимательная математика. 4 класс.


Учебная программа курса по выбору «Занимательная математика»
4 класс.
Пояснительная записка
Количество часов, отведённое на данный предмет – 34 часа, 1 час в неделю.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, речь, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития речи и логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей
между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа «Занимательная математика» направлена обучить школьников 4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию.
Курс «Занимательная математика» носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать, находить наиболее удачные пути решения задач, тождественных преобразований, решения уравнений и т. д. Курс поможет развивать у учащимся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку. Формировать умение пользоваться наглядными, в том числе геометрическими представлениями при изучении различных вопросов математики, при решении разнообразных задач. Цель:
- научить ребенка мыслить;
- сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности;
- дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач;
- развить мотивацию к обучению, рефлексию у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- устанавливать логические закономерности;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения понятиям и явлениям;
- определять функциональные отношения между предметами;
- развивать речь;
- использовать операции логического мышления для речения задач.
- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.
- повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны уметь:
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно - дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
уметь находить наиболее удачные пути решения задач;
уметь пробовать различные подходы к решению данного задания;
преобразовывать и применять изученные алгоритмы к вновь изучаемым объектам;
уметь применять полученные математические знания в жизни. Содержание:
Числовые множества. – 9 ч
Разные задачи. – 9 ч
Забавная геометрия. – 9 ч
Математические развлечения. – 7 ч
Итого: 34 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п
Тема
Кол-во
Дата

 
I. 
Числовые множества.
9 ч


1.
1.
Угадать число.
1


2.
2.
Волшебная таблица.
1


3.
3.
Угадать несколько задуманных чисел.
1


4.
4.
Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти.
1


5.
5.
Волшебные квадраты.
1


6.
6.
Числовые головоломки.
1


7.
7.
В мире чисел.
1


8.
8.
Игры с числами.
1


9.
9.
Игры с числами и предметами.
1


 
II. 
Разные задачи.
9 ч


10.
1.
Задачи – шутки.
1


11.
2.
Шуточные задачи.
1


12.
3.
Шуточные задачи и загадки.
1


13.
4.
Комбинированные задачи с квадратами.
1


14.
5.
Старинные задачи.
1


15.
6.
Сказки и старинные истории.
1


16.
7.
Решение задач с конца.
1


17.
8.
Задачи на восстановление.
1


18.
9.
Разные задачи.
1


 
 III.
Забавная геометрия.
9 ч


19.
1.
Упражнения со спичками.
1


20.
2.
Упражнения со спичками. Греческий храм.
1


21.
3.
Упражнения со спичками. Ключ.
1


22.
4.
Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.
1


23.
5.
Упражнения с куском бумаги.
1


24.
6.
Разрежьте правильно на части.
1


25.
7.
Построения с препятствиями и ограничениями.
1


26.
8.
Геометрические головоломки.
1


27.
9.
Замечательные кривые.
1


 
IV. 
Математические развлечения.
7 ч


28.
1.
Арифметическая викторина.
1


29.
2.
Геометрическая викторина.
1


30.
3.
Головоломный лабиринт.
1


31.
4.
Лабиринт английского короля.
1


32.
5.
Веселые вопросы.
1


33.
6.
Развлечения и игры.
1


34.
7.
Математическая викторина.
1




Литература
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995  10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Г. Айзенк “Новые тесты”.
2. Л. Ф. Тихомирова. А. В. Басов. “Развитие логического мышления”.
3. Л. Ф. Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”.
4. Л. В. Черемошкина “Развитие памяти детей”
5. “Энциклопедия психологических тестов” под редакцией А. Карелина.
6. Журналы “Начальная школа”.










15