Учебная программа курса по выбору Государственная символика России — наследие страны
Учебная программа курса по выбору
«Государственная символика России - наследие страны».
Составитель: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№7
Дацко В.В.
Ключи
2005
Содержание.
Пояснительная записка .С. 3
Программа курса С. 6
Учебно-тематический план курса С. 7
Список литературы С. 9
Курс по выбору: «Государственная символика России - наследие страны».
Пояснительная записка.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что современная парадигма школьного образования предполагает главной целью развитие мировоззренческих основ личности учащегося и создание условий для его профессиональной успешности, чему будет способствовать профильное обучение и предпрофильная подготовка.
Учебная программа курса «Наследие России» таким образом соответствует задачам предпрофильной ориентации 9-го класса. Актуальность курса подтверждается тем, что государственные символы и гимны – неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Невозможно у детей воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех этапах становления личности.
Тип курса – межпредметный. Количество учебных часов – 18.
Целью данного курса является создание условий для:
а) осознанного выбора профиля обучения в 10–11 классах
б) формирования в процессе становления личности, гордости за свою страну, понимания неповторимости и богатства культурных традиций, сознания своей причастности к судьбе Родины.
Данную цель предполагается реализовывать через решение следующих задач:
- способствовать формированию конкретно-исторического представления о значимости государственной символики нашего Отечества;
- способствовать осознанию и пониманию роли государственных символов в складывании государственности;
- способствовать развитию исторического и логического мышления, творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию умения работать с историческим источником, документами, ТСО (СD-ROM, РС);
- способствовать развитию умения осуществлять анализ и синтез;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы, исследовательской работы;
- воспитывать любовь к Отечеству, уважение к мировой и российской культуре;
- воспитывать толерантность;
- воспитывать гражданственность;
- способствовать формированию чувства причастности к истории и культуре страны;
- способствовать формированию умения ориентироваться в изменчивом мире.
Работа с государственными символами на основной ступени образования акцентируется на актуализации знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно правовом, общественно-политическим, нравственным.
В дальнейшей работе с детьми углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.
Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов России требует расширения и углубления представлений школьников о гражданских обязанностях.
Главным принципом при отборе содержания являются принципы гуманизации и научности. Исторический материал, отобранный для курса, призван воспитать у учащихся чувство уважения к истории своего Отечества, и, как следствие, чувство собственного достоинства и уважения, уверенности в себе. Это обеспечит самостоятельный, духовно-нравственный, коммуникативный выбор личности учащегося.
Учитывается принцип возрастных особенностей, например, для учащихся основной школы, у которых доминирует наглядно-образное мышление, привлекается иллюстративный и видеоматериал, готовится серия бесед, конкурсов, викторин, исследовательских письменных работ (рефератов) тематически связанных с государственными символами России. Здесь же используется принцип научности, когда учащиеся приобщаются к научному поиску через работу с первоисточниками, знакомятся с произведениями, легендами и т.д., с целью воссоздания на их основе полной картины прошлого.
При рассмотрении данного курса в 9-х классах актуализируются знания по истории России, отражающие этапы становления российской государственности, складывание российской символики. Привлекаются также обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции РФ, моральных и правовых нормах, принятых в современном российском обществе. В ходе изучения используется беседа с учащимися, описание герба и флага РФ, объяснение учителя, сообщения школьников.
Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала.
Под руководством учителя обучающиеся могут подготовить серию бесед, викторин, семинаров, провести научно-исследовательскую работу,
· используя при этом наглядный материал, видео- и аудиозаписи.
В качестве контроля учащихся могут быть использованы: рассказ ученика с применением дидактических карточек, игра, ТСО. Как вариант может использоваться письменная работа учащегося – сочинение, эссе, реферат. Возможно применение дидактических тестов разных уровней сложности, система накопления портфолио учеником.
В результате изучения государственной символики у школьников основной ступени расширяются представления о Конституции, символике России; воспитывается уважение к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства. Приходит понимание того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества защищая и прославляя его флаг и герб.
Для детей при рассмотрении курса откроются политические смыслы заложенные в государственных символах России, Расширятся и углубятся представления о гражданских правах. Сформируется и окрепнет чувство гордости и уважения к государственной символике.
Программа курса: «Государственная символика России - наследие страны».
Раздел I
Герб – как объект изучения исторической дисциплиной - геральдикой. Классификация гербов. История возникновения государственных гербов. Роль герба в истории становления российской государственности. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ».
Раздел II
История появления флага. Классификация флагов. Генезис российского флага. Конституция РФ и государственный флаг.
Раздел III
Зарождение и эволюция государственного гимна. Правовая база государственного гимна.
Учебно-тематический план курса:
«Государственная символика России - наследие страны».
№
Тема
занятия
Форма занятия
Объем учебной нагрузки
Форма контроля.
Результативность
1.
Введение в курс. Официальные ритуалы с применением государственной символики.
Школьная лекция с использованием видеофрагментов о гос.символике.
1ч.
Раздел I. Государственный герб РФ
2.
Классификация гербов. История возникновения государственных гербов.
Урок – практикум.
1ч.
Классификация гербов с применением компьютера.
3.
Гербы: от Руси до России
Работа в группах
1ч.
4.
Герб Империи
Групповая работа
1ч.
Анализ тестов
5.
Новый герб – новой власти
Виртуальный урок
1ч.
Анализ тестов
6.
Наш герб
Работа с документами
1ч.
Конкурс
«Знатоков»
7.
Конституция-закон-герб
Работа с источником
1ч.
Тезисный план
Раздел II. Государственный флаг РФ
8.
Флаги: какие они ?
Сообщения учащихся (задание на опережение)
1ч.
Рейтинговая оценка сообщений
9.
Флаг – вестник прошлого
Групповая работа с разными поисковыми заданиями на общий результат
1ч.
Самооценка групп
10.
От княжеского флага к имперскому стягу
Исследовательская работа
1ч.
Составление конспекта
11.
Когда менялся строй(Судьба флага)
Мозговой штурм
1ч.
Тренинг
12.
Твое время – твой флаг
Конференция
1ч.
Сообщения учащихся
13.
Нужен ли закон флагу?
Исследовательская работа
1ч.
Конспект
Раздел III. Государственный гимн РФ
14.
Зарождение торжественной песни
Школьная лекция
1ч.
15.
«Боже, царя храни!...»
Виртуальный урок
1ч.
Конспект
16.
«Славься, Отечество наше свободное!...»(от РСФСР к РФ)
Виртуальный урок
1ч.
Тестирование
17.
11 статей о гимне
Практикум
1ч.
Тезисный план
18.
Гос.символика России
Конференция
1ч.
Представление исследовательских работ учащихся. Складывание портфолио
Литература.
1. Андреева В. и др. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.,2000.
2. Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В. и др. Герб и флаг России X-XX
века. М., 1997.
3. Дегтярев А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры.
М., 1994.
4. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М., 1993.
5. Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М. 1990.
6. Шаповалов В.А. Основы российской геральдики. Уч.Пособие. Б. 1997.
7. Эмблемы и символы. М. 1995.
8. CD-ROM История России XX век. I часть.
9. CD-ROM История России XX век. II часть
10. CD-ROM История России XX век. IIIчасть
11. СD-ROM История России XX век. IV часть
12. CD-ROM Энциклопедия по истории России с древнейших времен до 1917 года.
13. CD-ROM Россия на рубеже третьего тысячелетия.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15