Учебная программа курса по выбору по немецкому языку Немецкий калейдоскоп
Учебная программа курса по выбору
по немецкому языку
«Немецкий калейдоскоп»
Общее количество часов – 16
В том числе теоретических занятий – 7,5
Практических занятий – 8,5
Основания для разработки программы:
Государственный стандарт общего образования,
Учебный план школы,
Положение о профильном и предпрофильном обучении.
Автор-составитель – Литвинова Г.П., учитель иностранных языков МБОУ «СОШ № 56 г. Курска».
Пояснительная записка
Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ являются элективные курсы и курсы по выбору.
Данный курс по выбору обеспечивает предпрофильную подготовку учащихся, совершенствует уровень владения немецким языком, способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся, служит осознанию учащимися собственных возможностей.
Курс по выбору «Немецкий калейдоскоп» рассчитан на полугодовое изучение учащимися 9-го класса (одно часовое занятие в неделю, что в итоге составляет 16 занятий)
Цели данного курса по выбору можно определить следующим образом:
Повышение интереса к изучению немецкого языка, создание положительной мотивации учения.
Расширение страноведческих знаний учащихся, их общего кругозора, воспитание стремления к взаимопониманию, уважительного отношения к иноязычной культуре.
Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся в аудировании, говорении, письме, развитие фонематического слуха.
Развитие творческих способностей учащихся, их эстетических взглядов.
Помощь учащимся в осмысленном выборе специализации дальнейшего обучения.
Материалы курса по выбору не имеют одной общей темы. Отсюда и название – «Немецкий калейдоскоп».
Начинается данная программа с обзора немецкоязычных стран. Во время занятий организуется импровизированное путешествие автостопом по Германии, составляется предполагаемый маршрут. Подростки сами делают свой выбор и обосновывают его.
В ходе знакомства со столицей Германии делается акцент на фактах, не затрагиваемых ранее, или упоминавшихся вскользь. Дети узнают, например, сколько автобусных линий в Берлине, как функционирует метро, какие существуют проездные билеты и т. д. Узнаваемые факты анализируются, идёт сравнение с родным городом. Достопримечательности Берлина, с которыми учащиеся знакомы из обычных уроков, в данной программе предлагаются в соединении с определённым периодом истории города: Берлинская стена, её сооружение и падение; Бранденбургские ворота – символ нацизма или символ мира?
Данный курс затрагивает различные интересующие подростков области. Это, конечно же, школа и актуальная в данный момент проблема школьной формы; это компьютер, его необходимость в современном мире и опасности, которые он с собой несёт; это, безусловно, мир профессий и проблема выбора, предстоящая в скором будущем каждому из обучающихся. Тема защиты окружающей среды обсуждается с привлечением комиксов и проекта «Автомобиль будущего».
Выбор тем и методика работы способствует созданию у школьников положительной мотивации. Это помогает учащимся полнее проявить себя, раскрыть свои творческие способности. В ходе каждого занятия идёт углубление грамматических навыков: построение сложноподчинённых предложений, управление глаголов и предлогов, образование временных форм страдательного залога, степеней сравнения прилагательных, отрабатывается образование временных форм сослагательного наклонения, на продуктивном уровне усваивается материал, ранее изученный рецептивно.
Одновременно идёт развитие фонематического слуха учащихся, пополнение их словарного запаса, а также страноведческих знаний.
Многообразие тем позволяет использовать в ходе занятий разнообразные виды работ: индивидуальные и групповые мини-проекты, составление коллажей, схем, кроссвордов, рекламных проспектов, обобщение грамматического материала в грамматических таблицах и карточках.
Предполагается также использование Интернета для поиска новейшей данных, что позволит ощутить связь с носителями информации, расширит границы мироощущения учащихся.
Помимо групповых творческих работ, данный курс предполагает ведение учащимися тетрадей-конспектов. Здесь фиксируется вся необходимая информация. Конспект ведётся в произвольной форме, единых требований по оформлению не предусматривается. Но предполагается, что конспект разбит на циклы, каждый из которых включает в себя необходимый отработанный лексический, грамматический материал и творческие работы учащихся.
Заключительное занятие данного курса предполагается построить в виде группового мини-проекта «Немецкий калейдоскоп», в ходе которого учащиеся смогут обобщить полученные знания.
Учебно-тематический план курса по выбору
«Немецкий калейдоскоп»
№ Название темы Кол-во часов
всего теория ЛПЗ
Форма проведения Образовательный продукт
1 Вводное занятие.
Немецкоязычные страны. 1 0,5 0,5Лекция-диалог, самостоятельная работа
аудированиеГрупповой коллаж,
индивидуальный мини-проект «Die deutschsprachigen Länder»
2 Путешествие автостопом по Германии. 1 0,5 0,5Лекция-консультация, аудирование, самостоятельная работа Составление маршрута путешествия
3 Горящие поездки. 1 0,5 0,5 Аудирование, самостоятельная работа с текстом, тест Тест,
реклама горящих путёвок
4-5 Берлинский путеводитель. 2 0,5 1,5 Лекция-консультация, аудирование, самостоятельная работа с текстом, диалоги Коллаж, кроссворд, конспект-памятка
6 Что я пожелал бы для моего города. 1 0,5 0,5 Проблемная лекция, аудирование самостоятельная работа Конспект, групповой коллаж
7 Двадцать первый век. 1 0,5 0,5 Аудирование, работа с текстом, ролевая игра Конспект-памятка, газета о двадцать первом веке
8 Поговорим о школе без стресса. 1 0,5 0,5Аудирование, самостоятельная работа, ролевая игра Конспект-памятка, тест.
9 Школьная форма, за или против? 1 0,5 0,5Работа с текстом, диалоги, самостоятельная работа. Групповой коллаж, анкета для школьников и их родителей
10 Компьютерные дети 1 0,5 0,5Аудирование, работа с текстом Кроссворд, конспект-памятка
11 Выбор профессии 1 0,5 0,5Аудирование, ролевая игра Групповой коллаж, конспект-памятка
12 Работа на каникулах. 1 0,5 0,5 Работа с текстом, аудированиеКонспект-памятка, реклама любимой работы,
13 Представь себе, ты – босс! 1 0,5 0,5Работа с лексикой, текстом, составление вопросов Газетное интервью с представителем фирмы
14 Автомобиль будущего. 1 0,5 0,5 Проблемная лекция, аудированиеПлакат и лозунг для организации “Greenpeace”
15
Комиксы «Чистая команда» 1 0,5 0,5 Чтение и составление комиксов, диалоги
Плакат на тему «Разделение мусора»
16
Обобщающее занятие. Немецкий калейдоскоп.
1 0,5 0,5
Ролевые игры, диалоги, интервью
Групповой коллаж «Немецкий калейдоскоп»
Содержание программы
1) Вводное занятие. Немецкоязычные страны. (1 час)
Тема: федеральные земли Германии, Швейцария, Австрия, Люксембург, Лихтенштейн. Их общие черты и отличия.
Грамматика: сослагательное наклонение, придаточные предложения и предложения с um… zu… .
2) Путешествие автостопом по Германии. (1 час)
Тема: путешествие, особенности путешествия автостопом, его преимущества и недостатки.
Грамматика: косвенная речь, повелительное наклонение, безличные предложения, употребление частицы zu.
3) Горящие поездки. (1 час)
Тема: понятие о горящих поездках, сравнение их с горящими путёвками в России.
Грамматика: построение вопросительных предложений, порядок слов в вопросительных предложениях разных типов, управление предлогов.
4 - 5) Берлинский путеводитель (2 часа)
Тема: Столица Германии в числах, транспорт Берлина, его достопримечательности, немного истории.
Грамматика: построение непрямых вопросов (Меня интересует… , не могли бы вы мне сказать…, я хотел бы знать …), Konjunktiv II.
6) Что я пожелал бы для моего города. (1 час)
Тема: Проблемы городов, мнение жителей Гамбурга о своём городе, сравнение с Россией и Курском.
Грамматика: использование модальных глаголов в безличных предложениях, построение предложений по улучшению ситуации (было бы прекрасно…, я бы мечтал о том …, я бы хотел, чтобы…)
7) Двадцать первый век. (1 час)
Тема: чего человечество ждёт от двадцать первого века, прогнозы, предсказания.
Грамматика: построение пассивных предложений, преобразование пассивных предложений в неопределённо-личные, сослагательное наклонение.
8) Поговорим о школе без стресса. (1 час)
Тема: вальдорфские школы (подробно и развёрнуто).
Грамматика: порядок слов в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях, определение типа предложения по предлогу.
9) Школьная форма, за или против? (1 час)
Тема: проблема школьная формы в Германии и других странах, мнение детей и взрослых
Грамматика: степени сравнения имён прилагательных, окончания имён прилагательных, построение предложений согласия или несогласия, обоснование своего мнения.
10) Компьютерные дети (1 час)
Тема: компьютер и интернет в современном мире и в нашей жизни, преимущества и недостатки.
Грамматика: пассивный залог, управление глаголов и предлогов, употребление частицы zu.
11) Выбор профессии.(1 час)
Тема: необъятный мир профессий, необходимость определенных способностей в разных профессиях, оценка своих способностей и склонностей.
Грамматика: построение неопределённо-личных предложений, тренировка пассивных предложений.
12) Работа на каникулах (1 час)
Тема: популярность работы подростков во время каникул в Германии и России.
Грамматика: систематизация типов придаточных предложений, порядок слов в разных типах предложений.
13) Представь себе, ты – босс! (1 час)
Тема: организация работы фирмы, исследование рынка, выявление конкурентов.
Грамматика: сослагательное наклонение, построение обоснованных высказываний с использованием придаточных причины и других языковых средств, спряжение относительных местоимений.
14) Автомобиль будущего. (1 час)
Тема: защита окружающей среды, влияние автомобилей на экологию, возможности реконструкции автомобилей.
Грамматика: словообразование, глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками, степени сравнения имён прилагательных.
15) Комиксы «Чистая команда». (1 час)
Тема: защита окружающей среды, возможности утилизации или переработки мусора.
Грамматика: активный и пассивный залог, Zustandspassiv, употребление частицы zu.
16) Немецкий калейдоскоп.(1 час)
Тема: итоговое обобщающее занятие.
Грамматика: обзор и повторение основных тем, подведение итогов.
Использованная литература:
Государственный стандарт образования.
Худин А.Н., Подчалимова Г.Н.«Профильное и предпрофильное обучение»
Выпуск 3. Курск. «Издательский центр «ЮМЕКС» 2006
Каспржак А.«Проблема выбора: элективные курсы в школе».
Москва «Новая школа». 2004
Хайдорн Н., Белоусенко И. «Немецкий язык. Учебное пособие. 9-11 классы»
Москва «Первое сентября» 2002
Лебедев В.Б. «Учитесь говорить кратко и точно: пособие по немецкому языку».Москва. «Высшая школа». 2001
Предполагаемые результаты
Повышение у учащихся интереса к изучению немецкого языка;
Расширение страноведческих знаний учащихся;
Систематизация и автоматизация грамматических знаний учащихся;
Развитие фонематического слуха;
Пополнение словарного запаса учащихся, а также его активизация;
Развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;
Усвоение на продуктивном уровне материала, изученного ранее рецептивно;
Развитие навыков работы с Интернетом;
Развитие творческих способностей учащихся;
Осознание учащимися своей способности или, наоборот, неспособности заниматься углубленным изучением иностранных языков.