Авторская программа по риторике и культуре речи Юные ораторы для 5 класса
Авторская программа
по риторике и культуре речи для учащихся 5 класса
«Юные ораторы» учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Бортниковой Надежды Анатольевны
Пояснительная записка
«Поэтом рождаются, а оратором становятся»
Цицерон
Современное общество заставляет каждого человека уметь говорить не только грамотно, но и красиво. Умение говорить и писать красиво издавна считалось отличительной чертой культурного, образованного человека. Человека, умеющего правильно говорить, точно высказывать свои мысли, заинтересовывать своею речью вызывает к себе симпатию, с ним приятно вести беседу, и такого человека ждет успех во всех общественных сферах. В 21 веке, казалось бы, веке технологий, слово все больше становится мощным инструментом во всех общественных и индивидуально человеческих отношениях. А если оно сказано умело, искренне и вовремя. А одним из требований к настоящему специалисту является умение выступать с публичной речью, владение коммуникативными навыками. Многие люди страдают от того, что не могут связать и двух слов, из-за скудного словарного запаса испытывают страх от общения с новыми людьми, и как следствие всего этого не могут претендовать на внимание окружающих.
Как преодолеть психологический барьер перед выступлением для большой аудитории? Как стать любимцем публики? Как заинтересовать слушателей? На что должен обратить внимание человек, когда выходит для выступления перед аудиторией?
Данная авторская программа разработана в рамках компетентностного и ориентирована на применение методов, приёмов и способов искусства риторики в практической жизни и деятельности учащихся. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.
Предлагаемый курс риторики рассчитан на 35 учебных часа, 1 час в неделю.
Риторика – учение о мысли и речи, искусство думать и говорить, учение о речевом воспитании.
Риторика, как никакой другой предмет, стимулирует речь учащихся, развивает их коммуникативные и мыслительные способности. Безусловно, что без риторики сегодня преподавание других школьных дисциплин на современном уровне просто немыслимо. Знакомство с риторическими конструкциями и риторическими приемами позволяет оказывать влияние не только на формирование коммуникативной компетенции, но и на повышение интеллектуального уровня каждого учащегося.
.Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Мы понимаем, что такой оратор на голову выше остальных.
Факультативный курс «Юные ораторы» это тренинг личностного роста, раскрывающий внутренний потенциал каждого ученика.
Цели данного курса:
Воспитание нравственного человека, умеющего действовать словами, создавать эмоциональную и образную речь;
Приобрести такие знания и навыки, как: уверенность в себе во время любого общения: при публичных выступлениях, на экзаменах, собеседованиях.
Основные задачи курса:
Совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, проявлять уважительное отношение друг к другу;
Развивать умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;
Развивать умение выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;
Обобщать и расширять знания, приобретенные обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки.
На занятиях факультативного курса предполагаются следующие формы работы:
- обыгрывание различных коммуникативных ситуаций, основанных на доброжелательном и непринужденном общении, которое позволит учащимся быстро раскрепоститься и лучше раскрыть свои возможность для дальнейшего роста;
- выполнение речевых упражнений, ролевые и ситуативные игры, дискуссии, выступления, речевые тренинги;
- защита проектных идей;
- создание собственных текстов для школьных выпусков новостей, стенгазет, видеороликов;
- анализ выступлений видных политиков и работников телевидения и средств массовой информации.
Все эти формы работы позволяют формировать модель социального поведения и актуализировать внимание на современной жизни общества, придавая системе образования открытый характер.
Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, обучающиеся развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.
Результатами реализация данной программы можно будет считать отработанные технологии познания и общения, диалога между учениками. Все это даст возможность обучающимся выразить свои мысли словом и понять другого, а значит, осознать себя самоценной, уникальной личностью и признать других такими же.
В процессе изучения курса обучающиеся достигнут следующие результаты:
- узнают основные положения науки о красноречии, имена видных риторов истории и современности;
- познакомятся с требованиями к речи и правилами ее создания;
- научатся решать и создавать речевые ситуации;
- познакомятся с правилами речевого этикета.
Содержание программы:
Знакомство с риторикой.
Риторика – наука об ораторском искусстве. История риторики. Учителя риторики. Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Аристотель и его «Риторика». Цицерон и его сочинения. Риторика М.Ломоносова. Главный секрет Демосфена.
Все об ораторе и его речи.
Кто такой оратор? Речь оратора. Виды речи. Скороговорка – наш главный помощник. Богатство речи. Речь ее значение в жизни людей. Лексика и ее помощники. Тропы! Орфоэпические правила и ударение. Орфоэпический словарь.
Речевой этикет.
Этикетные жанры и слова вежливости. Вежливые просьба и отказ. Законы логики в живой речи. Диалог. Монолог. Полилог. Общение. Виды общения. Жесты и мимика. Улыбка человека - важный фактор общения. Беседа. Искусство ведения спора. Умение говорить – искусство, умение слушать -искусство вдвойне. Виды слушания.
Речевые жанры.
Словарная статья. Рассказ. Газетная статья. Хроника. Служба новостей. Реклама и рекламные ролики.
Оратор за трибуной.
Аудитория, общение с ней. Приемы владения аудиторией. Внешность и манеры оратора.
Календарно – тематическое планирование:
№
Тема занятия
1.
Риторика – наука об ораторском искусстве. История риторики.
2-3.
Учителя риторики. Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Аристотель и его «Риторика». Цицерон и его сочинения. Риторика М. Ломоносова. Главный секрет Демосфена.
4.
Кто такой оратор?
5.
Речь оратора. Виды речи.
6.
Практикум. Скороговорка – наш главный помощник.
7.
Богатство речи.
8.
Речь и ее значение в жизни людей.
9.
Лексика и ее помощники.
10.
Ох, уж эти тропы!
11.
Орфоэпические правила и ударение.
12.
Практикум. Работа с орфоэпическим словарем.
13.
Этикетные жанры и слова вежливости.
14.
Что вы знаете о вежливости?
15.
Практикум. Учимся быть вежливыми. Вежливые просьба и отказ.
16.
Законы логики в вежливой речи.
17.
Диалог. Монолог. Полилог.
18.
Общение. Виды общения.
19.
О чем могут поведать жесты и мимика?
20.
Улыбка – важный фактор успешного общения.
21.
Практикум. Поделись улыбкою своей. Создание речевых ситуаций.
22.
Учимся беседовать
23.
Искусство ведения спора.
24.
Практикум. Давай немного поспорим.
25.
Умение говорить – искусство, умение слушать – искусство вдвойне. Какой я слушатель? Виды слушания.
26.
Словарная статья. Рассказ.
27.
Газетная статья. Хроника.
28.
Служба новостей.
29.
Практикум. В эфире «Школьные новости» или работа школьной типографии (выпуск газеты).
30.
Реклама и рекламные ролики.
31.
Аудитория, общение с ней.
32.
Приемы владения аудиторией.
33.
Внешность и манеры оратора.
34.
Практикум. Готовимся к выступлению.
35.
Итоговое занятие «Виват, ораторы!» Выступления учащихся.
В результате изучения программы по риторике
учащиеся должны знать и уметь:
- знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;
- уметь определять замысел речи;
- уметь выделять тезис в текстах;
- уметь анализировать, быть в роли экспертов;
- уметь создавать собственные тексты разных жанров;
- уметь находить в тексте средства выразительности (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);
- уметь выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;
- уметь задавать вопросы различных типов;
- уметь участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;
- уметь высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;
-уметь имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
- уметь участвовать в проектной деятельности.
Литература
Бацевич Ф Основы коммуникативной девиатологии - Л, 2000
Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи:12-е, стер.- М.:2012
Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать - М, 1998
Учебно-методическое обеспечение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Всероссийский августовский педсовет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.ру [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новый словарь русского язык [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский филологический портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык и культура речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самый полный словарь сокращений русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русские словари. Служба русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарь-справочник русского языка[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Репетитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Знаете слово? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словесник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русское письмо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Редактор.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ономастикон. Русские фамилии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словесник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Культура письменной речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русское слово [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проверь себя! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15