Рабочая программа по риторике для 4 класса ОС Школа 2100

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор СОШ №5 Методический совет на заседании МО
протокол № протокол №_______
« » 2015 г « » 2015 г. « » 2015 г






Рабочая программа
по предмету риторика
для 4 «Г» класса





Учитель: Москвина Елена Николаевна
1 категория




г. Рыбинск, 2015 г.


Пояснительная записка Рабочая программа по риторике разработана на основе документов:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
3. ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска, утвержденная приказом № 01-15/192-06 от 27.05.11.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.
5. Авторская программа Т.А Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).
6. Письмо ДО ЯО от 13.02.2015 № 254/01 – 10 «Об использовании учебников».
7.Методическое письмо о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
Авторская программа по риторике используется без изменения содержания

.Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи.
Цели на учебный год: развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре предмета риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление
– о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– о компонентах коммуникативной ситуации,
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения
– о тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– о речевых жанрах, как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт обучающихся, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений.
Общая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «Г» класса и специфики классного коллектива, обучающихся по ОС «Школа 2100». В классе обучаются 23 человека, из которых мальчиков – 12, девочек - 11.
Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы: 3 человека- с высоким уровнем обучаемости (Чвилева В., Кочнева М., Таланов Д.) Эти дети с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них сформировано отношение к себе, как к школьнику. Дети уравновешенные. Дети владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им. 14 человек - со средним уровнем обучаемости.( Атаханов Г, Егорова К., Князьков К., Коршунов С., Никитина Д., Пудовкин А., Рыбакова А., Сенькин И., Скакунов А., Трошина А., Чеканова Д., Юнусов Э., Яхонтова В.,Обойщикова А.) Эти дети проявляют интерес к учёбе по – разному. Отношение к себе, как к школьнику практически сформировано. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Преобладает механическая память. У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше развито непроизвольное внимание. Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается – логическое. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся. Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий – среднего уровня. Дети этого уровня способны хорошо учиться. 6 человек – с низким уровнем обучаемости. (Рыбин В., Жданов К., Микляев Е., Чирисов А., Гладкова А., Григорьева А.) Дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У ребят этой группы отношение к школе положительное, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. У этих детей внимание рассеянное. Преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. У них преобладает непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят различия и сходство. Эта группа детей плохо читает, затрудняется рассказывать, обобщать, делать выводы. Учебные действия – предметные. Не развит самоконтроль. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей. Выбор форм и методов освоения учебного материала должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
В соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100» ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала – в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Школа 2100» ( необходимый (базовый) уровень, повышенный уровень, а в отдельных заданиях – максимальный (сверх программы). Уровень показывает степень самостоятельности в освоении каждого умения.
Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год на преподавание учебного предмета «Риторика», из расчета 1 час в неделю. Продолжительность учебного года 34 учебные недели без учета промежуточной аттестации. На 35 неделе проводится промежуточная аттестация в форме интегрированного зачета.
На уроках риторики в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, используются:
Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.
Уроки: введение новых знаний, комбинированный, обобщение знаний, игра, развитие речи, практикум.
Технологии: здоровьесберегающая, оценивания, продуктивного чтения, проектная, проблемно-диалогическая.
Система оценки достижений планируемых результатов, критерии оценивания основываются на технологии оценивания разработанной Д.Д.Даниловым в Образовательной системе «Школа 2100» ( ООП Целевой раздел. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО).
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов.
Тематический:
- проверочные работы, - проекты.
Итоговый контроль в формах:
-тесты;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
Проект по теме: «Словари» - 2ч., «Магия слова» - 2ч.,
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения предмета «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Познавательные УУД:
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
Коммуникативные УУД:
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся научится:
- различать общение для контакта и для получения информации,
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении,
- определять виды речевой деятельности,
- называть основные признаки текста, разновидности текстов,
-продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение),рассказывать о событиях своей жизни,
-объяснять значение фотографии в газетном тексте, делить подписи с учетом коммуникативной ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать важность соблюдения норм для успешного общения;
-анализировать типичную структуру рассказа,
-узнавать особенности газетных жанров,
- продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации.

Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.

Программа реализуется через учебно – методический комплект:


А Автор, год издания
Наз Название пособий
Вид пособия

1.
Т.А Т.А. Ладыженская , Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Сорокина . М.:Баласс 2013г
“Де « Детская риторика в рассказах и рисунках»

Учебник для 4 класса

2.
Т.А Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В.Салькова, А.С.Киселева, З.И.КурцевМ.:Баласс , 2013г.
«Детская риторика в рассказах и рисунках».
Методические рекомендации

3.
Авторской программы Т.А Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).
Сбо Сборник программ

6. 4.
Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Ра Рабочая тетрадь




Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечание

Дидактическое и методическое обеспечение



Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Сорокина .
М.:Баласс 2013г « Детская риторика в рассказах и рисунках» учебник для 4 класса
26 шт.


Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В.Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева М.:Баласс 2013г.
Уроки «Детская риторика в рассказах и рисунках». Методические рекомендации.
1 шт.


Авторская программа Т.А Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100».
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная програм
ма. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакци
ей Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.).
1 шт.


Р.Н.Бунеев, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, С.А.Козлова, Л.Н.Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных личностных результатов начального образования. 3- 4 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
1 26 шт.


Технические средства



1. компьютер
1 1 шт.


2. флешка
1 1 шт.



Цифровые образовательные ресурсы:
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru
Школьная пресса: информационный портал. http://portal lgo.ru
Тематическое планирование

п/п
Название раздела
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Формируемые УУД
Предметные результаты

1.
Общение

10 ч.
Учитывать компоненты речевой ситуации для успешного общения.
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств общения.
Оценивать себя как слушателя, как читателя

Личностные УУД:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества
Регулятивные УУД:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
Познавательные УУД:
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.
Обучающийся научится:
- различать общение для контакта и для получения информации,
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении,
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать важность соблюдения норм для успешного общения;


2.
Текст

13 ч.
Моделировать рассуждение, повествование, описание.
Объяснять значение известных знаков в современной жизни.
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости.
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу.
Выделять вступление, тезис, доказательство, вывод, заключение в рассуждении.
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.
Личностные УУД:
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Регулятивные УУД:
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
Познавательные УУД:
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
Коммуникативные УУД:
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
Обучающийся научится:
- называть основные признаки текста, разновидности текстов,
-продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение),рассказывать о событиях своей жизни,
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать важность соблюдения норм для успешного общения;
-анализировать типичную структуру рассказа,
-узнавать особенности газетных жанров.












3.
Речевые жанры

7 ч.
Анализировать словарную статью.
Рассказывать о памятных событиях в жизни.
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.

Личностные УУД:
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Регулятивные УУД:
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
Познавательные УУД:
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– редактировать текст с недочётами.
Коммуникативные УУД:
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.
Обучающийся научится:
- определять виды речевой деятельности
продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение),рассказывать о событиях своей жизни,
-объяснять значение фотографии в газетном тексте, делить подписи с учетом коммуникативной ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать важность соблюдения норм для успешного общения.

4.
Обобщение
4 ч.
Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.
Разыгрывать этикетные диалоги.
Оценивать свои речевые привычки.
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.
Личностные УУД:
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах.
Регулятивные УУД:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
Познавательные УУД:
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Обучающийся научится:
- различать общение для контакта и для получения информации,
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении,
- определять виды речевой деятельности,
- называть основные признаки текста, разновидности текстов,
-продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение),рассказывать о событиях своей жизни,
-объяснять значение фотографии в газетном тексте, делить подписи с учетом коммуникативной ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать важность соблюдения норм для успешного общения;
-анализировать типичную структуру рассказа,
-узнавать особенности газетных жанров,
- продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации.



ИТОГО:
34 ч.














Поурочное планирование

п/п
Тема урока
Контроль
Примечание


Общение (10ч.)



1.
Повторение по теме: « Речь устная и письменная».
Текущий. Тест.


2
Речевая ситуация.
Текущий. Устный опрос.


3
Компоненты речевой ситуации
Текущий. Устный опрос.


4
Особенности употребления несловесных средств общения.
Текущий. Устный опрос.


5
Особенности говорения. Словесные несловесные средства устной речи.
Текущий. Устный опрос


6
Речевые отрезки и паузы. Логическое ударение.
Текущий. Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация PowerPoint
“Логическое ударение»

7
Вежливая речь. Речевые привычки.
Текущий. Работа в парах.


8
Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Проект «Магия слова» (запуск проекта).
Тематический. Запуск проекта.


9
Роль речевой ситуации для успешного общения. Оценивание себя как слушателя.
Проект «Магия слова» (защита проекта).
Тематический. Защита проекта.


10
Оценивание себя как читателя.
Тест за 1-е полугодие
Тематический.
Тест.



Текст (13ч.)



11
Типы текстов.
Текущий. Работа в парах.
Единая коллекция ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация PowerPoint
«Типы текстов».

12
Яркие признаки текста.
Текущий. Самоконтроль.


13
Абзацные отступы, завершающий абзац.
Текущий. Самоконтроль.


14
Жанр запрета, его соответствие речевой ситуации.
Текущий. Взаимоконтроль


15
Значение известных знаков, роль знаков в современной жизни.
Текущий. Взаимоконтроль


16
Знаки – символы и знаки – копии. Языковые знаки.

Текущий. Взаимоконтроль
Единая коллекция ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация PowerPoint
«Языковые знаки»

17
Опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы.
Текущий. Взаимоконтроль.


18
Составление опорного конспекта.
Текущий. Самоконтроль.


19
Описание деловое и художественное.
Текущий. Устный опрос.
Единая коллекция ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация PowerPoint
«Виды описаний»

20
Оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости.
Текущий. Устный опрос


21
Вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение в рассуждении.
Текущий. Устный опрос.


22
Факты и вывод в рассуждении. Убедительность доказательств.
Текущий. Работа в парах


23
Рассуждение с несколькими доказательствами.
Текущий. Работа в парах



Речевые жанры (7ч.)



24
Словари. Словарная статья.
Проект «Словари» (запуск проекта)
Тематический. Запуск проекта.


25
Создание словарной статьи к новым словам.
Проект «Словари» (защита проекта)
Тематический. Защита проекта.


26
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.
Текущий. Устный опрос.


27
Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Текущий. Устный опрос.


28
Информация. Газетные информационные жанры.
Текущий. Устный опрос


29
Информационные жанры, их соответствие речевой задаче.
Текущий. Устный опрос.


30
Информационная заметка, подпись под фотографией.
Текущий. Работа в парах



Обобщение (4ч.)



31
Речевые жанры.Тест за 2-е полугодие
Итоговый. Тест.


32
Этикетные речевые жанры и слова вежливости.
Текущий. Самоконтроль.


33
Этикетные диалоги, речевые привычки.
Текущий. Самоконтроль.


34
Правила эффективного общения.
Текущий. Взаимоконтроль









ПРИЛОЖЕНИЕ


п/п
Тема проекта
Кол – во часов

1.
Проект «Словари»
2 ч.

2.
Проект «Магия слова»
2 ч.


ИТОГО:
4 ч.
























Словарь риторических терминов
Абзац (нем.) - часть текста (его компонент), обладающая самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на письме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонационно. Адресат речи (нем.) - лицо (лица), к которым обращена речь; получатель информации, заключенной в высказывании. Актуальность (лат.) речи - важность, нужность ее содержания слушателям. . Аннотация (лат.) - краткая справка о книге, статье и пр.: тема, позиция, назначение, основное содержание, адресат, библиографические сведения. Аргумент (лат.) - довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно - факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный. Введение (вступление) - начальная структурная часть композиции речевого произведения. Виды речи (психолингвистическая классификация): речь внутренняя, мысленная, и речь внешняя, она подразделяется на устную (говорение и аудирование) и письменную (письменное выражение мысли и чтение). Вывод - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис. Выразительность (экспрессивность) - качество речи, отличающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмоциональная окрашенность, в устном варианте - интонации, паузы и пр. Высказывание - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Может совпадать с предложением, с компонентом текста. Гипотеза (греч.) - предположение, требующее подтверждения. Говорение - устное выражение мысли, один из 4-х видов внешней речи; процесс перекодирования мысли (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи. Диалог (греч.) - разговор двух человек (иногда - нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий все время меняются ролями. Употребителен термин диалогическая речь. Доказательство - логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Бывают прямые и косвенные, "от противного", дедуктивные и индуктивные. В доказательстве используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).Академия Завязка - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт. Заключение - завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых задач. Заметки - краткие записи, выписки из книг, библиографические сведения, словесные зарисовки, которые накапливает автор, готовящийся к докладу, выступлению, собирающий материал для статьи и пр. Интервью (англ.) - беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого (диалог); предназначается для печати, радио, телевидения. Интонация (лат.) - ритмико-мелодическая сторона речи, чередования повышений и понижений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски и пр. Различают интонации смысловые и эмоциональные. Интонации - важнейшее средство выразительности речи. Крылатые слова - меткие, образные, часто воспроизводимые обороты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание. Кульминация (лат.) - композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предшествующая разрешению конфликта. Логическое ударение - усиление голоса на том слове в фразе, которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу! Метафора (греч.) - слово или выражение, употребленные в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух явлений: напр.: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья (Пушкин). Мимика (греч.) - движение лицевых мышц, средство передачи душевного состояния говорящего. Монолог (греч.) - речь одного человека, в отличие от диалога. Речь оратора имеет форму монолога. Однако в некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.кадемия Описание - один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т.п., - портрет, интерьер, пейзаж. В описании сюжет не играет существенной роли, действующее лицо - сам автор. Оратор (лат.) - тот, кто выступает с речью; профессионал, владеющий мастерством, богатствами языковых средств, выразительностью. Ораторская речь - речь, обращенная ко многим людям, убеждающая людей, речь мастерская, граничащая с искусством. Отзыв - жанр научного или публицистического сочинения, в котором дается краткий анализ и оценка книги, спектакля, проекта и пр. Отчет - жанр деловой речи, обычно составляется письменно по схеме: цель мероприятия, место, сроки, участники; содержание работ, их анализ и оценка; трудности и неудачи, их причины, преодоление; общая оценка работ, перспективы. Пауза (лат.) - краткий перерыв в речи, средство сосредоточения внимания слушателей; паузы психологически настраивают слушателей. Письменная речь - речь в графическом коде, предназначенная для записи речь, обладающая определенными стилистическими особенностями. Имеет достоинства: сохранность, многоразовость воспроизведения, высокий уровень правильности, возможности редактирования, точность. Письмо - жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух - эпистолярный. Обычно начинается Обращением, заканчивается пожеланиями, подписью. Повторы слов, оборотов речи, предложений - стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце - эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр. Развязка - разрешение конфликта в 'повествовательном произведении. Разговор - диалог, общение, как правило, вне официальных условий; беседа; характеризуется упрощенным синтаксисом, сниженной лексикой. Редактирование (фр.) текста - его выверка, правка, обработка, доведение до совершенства. Касается содержания текста, его построения, логики, доступности адресату, его языковой правильности в выборе слов, в построении синтаксических конструкций. . Ритм (греч.) - одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударяемых и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью выразительности, легкости усвоения и пр. Ритор - в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель ораторской речи. Риторика (греч.) - теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи. Синонимы (греч.) - слова, тождественные или близкие по значению, выражающие одно общее понятие, но различающиеся оттенками значений, сферами употребления, эмоциональными окрасками и пр. Сопоставление - логический прием, способствующий пониманию; выяснение сходств и различий предметов, явлений; сравнение; при существенных различиях - противопоставление. Сравнение - 1. сопоставление для установления сходства и различия. 2. Троп, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Тезис (греч.) - положение, требующее доказательства; первая часть модели дедуктивного рассуждения. Текст (лат.) - продукт, произведение речевой деятельности; последовательность знаков (слов, предложений), образующая единое целое; произведение речи, зафиксированное на письме или иным способом. Тема (греч.) - предмет речи, сочинения, разговора и т.п. При актуальном членении та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового. Тембр (лат.) голоса - специфическая его окраска, создаваемая обертонами, сопутствующими основному звуковому тону. Отражает эмоции. Но может быть выработан специальными упражнениями (постановка голоса). Темп (лат.) речи - ее скорость; число звуков, слогов, слов в единицу времени; обычный темп устной русской речи - 120 слов в мин. Ударение фразовое, логическое - выделение голосом наиболее важных слов; перемена ударения меняет смысл предложения и текста. Устная речь - речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи, она моментальна, одноразова, не подготовлена - импровизируется, ей свойственна быстрота реакций в диалоге, богатые возможности выразительности. Устную речь считают первичной по отношению к письменной речи Цитата (лат.) - дословная выдержка из какого-то произведения, из устной речи авторитетного автора, используется в доказательстве или в полемике, в рассуждении.

15