Рабочая программа по риторике для 6 класса


Пояснительная записка
Рабочая программа по «Риторике» составлена с учетом:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273 – ФЗ от 29.12.2012);Программы по Риторике (5-11 классы) Автор Т. А. Ладыженская – Москва, 2009г.;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 16» на 2015-2016 учебный год (приказ от 31.08.2015г. «216);
Годового календарного графика МБОУ «СОШ № 16» учебный год (приказ от 31.08.2015г. «217).
Данная программа по риторике разработана на основе Программы по Риторике (5-11-е классы) Т.А.Ладыженской, рекомендованной Министерством образования РФ. (Образовательная система «Школа 2010».Программа составлена с учетом знаний и умений обучающихся 6 класса, полученных на уроках риторики в 5 классе и направлена на развитие следующих компетентностей:
1. Социальные компетентности, связанные со способностью учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном  принятии решений.
2. Межкультурные компетентности, которые позволят понять различия в людях, уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков, религий.
3. Компетентности, определяющие владение устным и письменным общением.
4. Компетентности, связанные с возникновением и развитием общества информатизации - владение новыми технологиями.
5. Способность и желание учиться всю жизнь.
Программа ориентирована на учащихся, ведущим видом деятельности которых является общение, очная и заочная коммуникация.
В целях сохранения и сбережения здоровья, в содержание программы включены здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, упражнения для развития и  укрепления   грудной клетки, профилактика  заболеваний  голосовых связок, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика.
Концептуальную основу данной программы составляет работа над постижением собственного замысла речи, над созданием учащимися собственного текста, над разделением идей гуманистической психологии, базирующейся на основных положениях речемыслительной деятельности в традициях Аристотеля. Программа рассчитана на обучение риторической деятельности, поэтому важно помочь ученику овладеть комплексом умений, составляющих основу коммуникации, позволяющих ему более полно и точно выразить себя в слове, нести ответственность за сказанное.
Основные цели программы:
1. Дать  знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.
 Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.
 Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.
 Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.
5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Основные задачи программы:
-совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;
-умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;
-красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;
-базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;
-применять новые образовательные технологии.
Для реализации данной программы используются следующие формы организации:
- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей;
методы работы:
-выявление базовых элементов композиции и плана текста;
-получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;
-наблюдение образцов речи, их  «сворачивание» и расширение;
-собственное творчество детей в различных жанрах;
-проектная деятельность;
-решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;
-обсуждение  вариантов чтения   или  выступления  товарища  с вопросами  для пояснения его позиции, проведение  различных интервью в устной и  письменной формах с последующим анализом;-создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;
-практикум:  информационные  виды  публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат, лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная, судебная) и т. д;-корректное возражение и отказ.
В учебном плане МБОУ «СОШ №16» на изучение риторики в 7 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:
-знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;
-определять замысел речи-абзаца;
-выделять тезис в небольших текстах;
-анализировать, экспертировать;
-изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;
-находить в тексте украшения речи,  тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и  риторические фигуры  (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);-выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;  
-задавать вопросы различных типов;
-участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;
-высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;
-имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
-участвовать в проектной деятельности.
Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование различных приёмов обучения:
-игровых, проектных,
-информационно-коммуникативных технологий;
-технологии критического мышления.
Содержание курса Риторики за 6 класс
Общение
Адресат – кто он?Содержание речи.Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения
Официальное – неофициальное общение.Классное собрание.
Несловесное общение
Великая сила голоса.Учим голос «летать».Жесты помогают общаться.Уместные и неуместные жесты.
Учимся слушать
Слушание бывает разным.Установка на восприятие.Способы и приемы слушания.
Побеседуем
Беседа, ее особенности.Дружеская беседа.
Учимся отвечать
Разные ответы.Как важно начать.Развернутый ответ.Основная часть.Конец – делу венец.
Учимся читать
Учимся читать учебный текст.Ознакомительное чтение.
Учимся редактировать
Клише, штампы.Находки.
Учимся редактировать
Редактирование изучаемых речевых жанров.
Будь вежлив
Вежливое обращение.Похвальное слово.
Тексты и речевые жанры
Что значит изобретать речь.Топ определение.Разные речевые жанры.Характеристика речевых жанров.
Вторичные тексты
Понятие об аннотации.Аннотации бывают разными.Предисловие.Отзыв.
Объявление
Рассказы
Автор – рассказчик – герой рассказа.Услышанный рассказ.Выдуманные истории.
Спор
Как управлять спором.Если ты – ведущий.
Сказки и притчи
Понятие о притче.Уместность ее использования.
Личное письмо
Особенности писем.Письмо – поздравление.Письмо – просьба и т.д.
Интервью
Особенности интервью.Как подготовиться к интервью.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Москва, 2009
Львов МР. Основы теории речи. Москва, 2010
Античные риторики. Москва, 2008
Риторика или ораторское искусство. И.Н. Кузнецов. Москва, Юнити-Дана, 2004
Образовательная система «Школа – 2010». Сборник программ. Основная школа/под редакцией Д.И. Фельдштейна/ Москва. Баласс, 2010
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся; -завершённость учебной линии;
обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио-и видеотехникой.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В конце учебного года достигаются планируемые результаты по риторике: позитивное отношение к миру, к личности, предмет учит детей оценивать свою и чужую речь, развивает аналитические навыки, учит адекватному речевому поведению, помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении.