Рабочая программа по риторике для 9 класса
Пояснительная записка
Данная программа по риторике разработана на основе Программы по риторике (5-11-е классы) Т.А.Ладыженской, рекомендованной Министерством образования РФ. (Образовательная система «Школа 2010».
Программа составлена с учетом знаний и умений обучающихся 9 класса, полученных на уроках риторики в 8 классе и направлена на развитие следующих компетентностей:
1. Социальные компетентности, связанные со способностью учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
2. Межкультурные компетентности, которые позволят понять различия в людях, уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков, религий.
3. Компетентности, определяющие владение устным и письменным общением.
4. Компетентности, связанные с возникновением и развитием общества информатизации - владение новыми технологиями.
5. Способность и желание учиться всю жизнь.
Программа ориентирована на учащихся, ведущим видом деятельности которых является общение, очная и заочная коммуникация.
В целях сохранения и сбережения здоровья, в содержание программы включены здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, упражнения для развития и укрепления грудной клетки, профилактика заболеваний голосовых связок, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика.
Концептуальную основу данной программы составляет работа над постижением собственного замысла речи, над созданием учащимися собственного текста, над разделением идей гуманистической психологии, базирующейся на основных положениях речемыслительной деятельности в традициях Аристотеля. Программа рассчитана на обучение риторической деятельности, поэтому важно помочь ученику овладеть комплексом умений, составляющих основу коммуникации, позволяющих ему более полно и точно выразить себя в слове, нести ответственность за сказанное.
Основные цели программы:
1. Дать знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.
Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.
Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.
Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.
5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Основные задачи программы:
-совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;
-умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;
-красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;
-базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;
-применять новые образовательные технологии.
Для реализации данной программы используются следующие формы организации:
- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей;
методы работы:
-выявление базовых элементов композиции и плана текста;
-получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;
-наблюдение образцов речи, их «сворачивание» и расширение;
-собственное творчество детей в различных жанрах;
-проектная деятельность;
-решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;
-обсуждение вариантов чтения или выступления товарища с вопросами для пояснения его позиции, проведение различных интервью в устной и письменной формах с последующим анализом;
-создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;
-практикум: информационные виды публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат, лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная, судебная) и т. д;
-корректное возражение и отказ.
В учебном плане МБОУ «СОШ №16» на изучение риторики в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание программы
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений, которые бывают двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Для формирования у школьников риторических умений программа предлагает два смысловых блока:– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».Краткое содержание каждого из блоков. Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д. Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
Методы и приемы преподавания риторики
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
- риторические задачи;
- риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
- что сказал говорящий (пишущий);
- что хотел сказать (написать);
- что сказал (написал) ненамеренно.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит – пишет (адресант);
- почему (причина, мотив);
- для чего, зачем (задача высказывания);
- что – о чем (содержание высказывания);
- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
- когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.
Основная задача риторики – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо специально учить.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:
-знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;
-определять замысел речи-абзаца;
-выделять тезис в небольших текстах;
-анализировать, экспертировать;
-изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;
-находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);
-выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;
-задавать вопросы различных типов;
-участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;
-высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;
-имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
-участвовать в проектной деятельности.
Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование различных приёмов обучения:
-игровых, проектных,
-информационно-коммуникативных технологий;
-технологии критического мышления.
9-й класс
Общение
Виды риторик:общая и частная;теоретическая и практическая.Профессионально ориентированные риторики.
Контакт.Коммуникабельность.Самооценка коммуникабельности.Эффективность речи (критерии).
Виды общения
Несловесные средства
Голос – одежда нашей речи.
Несловесные средства
Устная речь
Стили публичного общения.Взаимопроникновение стилей.
Учимся отвечать
Ответ на экзаменах.
Качества речи
Развитие основных риторических качеств речи.
Учимся читать учебную литературу
Речь и средства массовой информации.
Риторика уважения
Этикет в наше время.Правила хорошего тона.
Редактирование
Компьютер и редактирование.
Речевые жанры
Роды, виды, жанры.
Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).
Публичная речь
Экскурсионная речь.Риторические фигуры.
Учимся спорить
Диспут.Дебаты.Полемика.Дискуссия.
Вторичные тексты
Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.
Необычные (поликодовые) тексты
Газетные зарисовки с фотографиями.
Прецедентные тексты
Способы введения прецедентных текстов.
Бытовые жанры
Автобиографическое повествование.Анекдот.
Газетные жанры
Путевой очерк.
15