Методическая разработка по теме «Работа с текстом на уроках литературы (применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо)»
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат «Ачинский кадетский корпус»
Методическая разработка
по теме
«Работа с текстом на уроках литературы (применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо)»
Выполнила:
учитель русского
языка и литературы
Манухина Л.В.
Ачинск, 2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Технология развития критического мышления.
1. 1. Определение критического мышления ………………………4
1. 2. Технология развития критического мышления – современная
«надпредметная» технология…………………………………….5
1.3. Приемы технологии РКМЧП………………………………….6
Глава 2. Модель технологии…………………………………………….11
Глава 3. Описание опыта внедрения технологии РКМЧП в процессе
преподавания на уроках литературы…………………………………... .12
Глава 4. Диагностика результативности учащихся…………………….13
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….16
Приложения:
1.Предполагаемые варианты применения приемов на стадиях урока.
2.Презентации уроков по ТРКМЧП.
3. Разработки уроков по ТРКМЧП.
ВВЕДЕНИЕ.
Что такое РКМЧП?
Это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая 1997 году при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире.
РКМЧП – это программа, технология, подход?
Это и первое, и второе, и третье.
Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
Технологией РКМЧП называют базовой модель обучения (вызов-осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приемов.
РКМЧП – это новый подход, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, потому что оно учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Как технология связана с чтением и письмом?
Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становятся направленным, нелинейным. Ученики не просто читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы.
А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными.
Можем ли мы научить творчески мыслить? Однозначно ответить нельзя, создать условия для развития тех, кто открыт для творчества - это большое дело. Мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому ТРКМЧП во многом была нами принята.
Почему? Чем привлекательна она для учителя? Конечно идеями ориентации на личность, творческого подхода к обучению. РКМЧП – это не способ придать уроку привлекательную форму, это четкая структура приемов работы, в основе которой лежат развивающие и воспитательные цели, направленные на формирование ключевых компетенций (коммуникативной, лингвистической, оценочной), воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной анализировать, отстаивать свою точку зрения, ставить цели и находить пути их достижения. В данной работе о ТРКМЧП представлены конспекты уроков с применением технологии, наглядно представлена модель и некоторые стратегии и приемы. В презентации разработана диагностическая работа, составленная для отслеживания уровня сформированности навыков.
ГЛАВА 1. Технология развития критического мышления.
1. 1. Определение критического мышления.
Авторы технологии РКМЧП предлагают такое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а есть сочетание многих умений».
1. 2. Технология развития критического мышления – современная
«надпредметная» технология.
Технология РКМЧП представлена как система стратегий, методических приёмов, предназначенных для использования на различных уровнях образования, в различных предметных областях, т.е. как технология универсальная, «надпредметная », направленная на достижение следующих результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно ) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе.
В процессе долговременного слушания или чтения теряется внимание, слабеет интерес и, как результат, снижается уровень понимания. Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и творчества детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысли автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.
1.3. Приемы технологии РКМЧП.
Технология РКМЧП имеет приемы, с помощью которых можно развивать умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
Учимся воспринимать информацию.
Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция».Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Продвинутая лекция» помогают преодолеть эти трудности.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Учимся прогнозировать.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
При изучении творчества П.П.Бажова предлагаем детям поработать с фотографией писателя, сделать предположения об этом человеке по его внешности, а после краткого рассказа о нем соотнести реальное лицо с героем рассказа. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека
Учимся работать с текстом.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».
При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
Было бы ошибочным думать, что использование этого приема возможно только при изучении художественных произведений малых форм. При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики получили задание проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.
Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, используем прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
Прием «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
Кластер – графический систематизатор, схема.
Учимся задавать вопросы.
Прием «Толстые и тонкие вопросы».
прием «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, "Толстые вопросы» – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Учимся творчески интерпретировать информацию.
Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
▪ Какие предположения подтвердились?
▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы».
Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».
Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 11 класса, могла бы отправить Маргарита с бала Сатаны.
Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники.
Ужасно болит колено. Но я – королева!
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:
Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
Глава 2. Модель технологии.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных фаз:
1)фаза вызова;
2)фаза реализации смысла;
3)фаза рефлексии.
Технологические этапы
1 стадия 2 стадия 3 стадия
Вызов:
Имеющиеся знания;
Интерес к получению новой информации;
Постановка учеником собственных целей обучения; Осмысление содержания:
Получение новой информации;
Корректировка учеником поставленных целей;
Рефлексия:
Размышления, рождение нового знания;
Постановка учеником новых целей.
Глава 3. Описание опыта внедрения технологии РКМЧП в процессе
преподавания на уроках литературы.
Вызов Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз содержания).
«древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм».
Осмысление содержания Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?
Прием «пометки на полях или инсерт», таблица ЗХУ, лекция со стопами, двухчастный дневник, толстый и тонкий вопросы.
Рефлексия Текст - единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер.
Главное для учителя литературы - это найти возможность помочь ученику не изучить художественное произведение, а прожить драгоценные минуты урока с ним и в нем. Надо стремиться эмоционально "зацепить школьника", вселить в него уверенность, убедить в том, что его мнение меня волнует, оно мне интересно - вот тогда художественный текст, этот волшебный ключик, хотим мы того или нет, будет воздействовать на личность. И влияние будет очень индивидуальным и даже изобретательным.
Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.
Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.
Задача учителя - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого слова. А более плодотворно и результативно прожить помогает применение технологии РКМЧП. Это уникальное воздействие на формирование личности школьника.
Глава 4. Диагностика результативности.
При диагностике развития навыков критического мышления выделяются следующие уровни:
Воспроизведение – узнавание и вызов информации.
Понимание – интерпретация материала, схем.
Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях.
Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями
Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования и т.д.
Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности.
Для проверки сформированности этих навыков можно воспользоваться уже известными методиками, так и стратегиями критического мышления.
Можно использовать на уроках литературы и русского языка как сопровождающую диагностику, так и обобщающую.
Сопровождающую диагностику можно использовать, например, при чтении произведения. Ребятам дается задание: составить таблицу толстых и тонких вопросов по данному тексту. Оценивается качество и количество вопросов. При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ученик может задать вопрос «Как удалось Жилину сбежать из плена?» ответ будет предполагать знание сюжета, а также и ученик должен будет дать характеристику героя.
Составление кластеров, заполнение таблиц, где нужно формулировать вопрос – все это является формой сопровождающей диагностики.
Оценка выставляется на основании следующих критериев:
полнота отражения темы;
установление причинно-следственных отношений.
Для обобщенной оценки предлагается использовать критерий креативности (в данном случае – способность ученика синтезировать информацию в графической форме - кластер, двойной дневник, тесты, срезовая контрольная работа).
В начале учебного года в классе можно провести контрольную работу по литературе.
К каждому тексту нужно выполнить трехуровневые задания.
Часть А состоит из 4 тестовых заданий на воспроизведение и понимание.
Часть В состоит из 3 заданий на применение и анализ. Учащиеся находят слова или вписывают.
Часть С – одно задание, в котором ребята отвечают письменно на поставленный вопрос
Это позволяет сделать вывод, что стратегии технологии учат внимательному медленному прочтению, что дает возможность рассматривать текст с разных позиций, во время творческих заданий учащиеся отбирают значимый материал, графически его систематизируют – все это делает их знания более прочными.
Заключение
Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМЧП не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.
В своей работе мы представили теоретический материал по технологии развития критического мышления, отметили преимущество данной технологии в образовательном процессе, подготовили презентацию технологии, в которой рассказывали о тех стратегиях, которые применяем в своей педагогической деятельности. Презентацию можно использовать как наглядный теоретический материал. Некоторые слайды дают возможность демонстрации различных форм работы (являются образцом).
Из большого количества стратегий технологии мы пока отобрали те, которые, на наш взгляд, способствуют развитию качеств критически мыслящего ученика и которые можно применять на уроках и литературы и русского языка. В первой главе мы останавливаем внимание на тех приемах, которые используем в своей работе. Примеры разработанных нами уроков с применением ТРКМЧП по литературе содержатся в приложении.
Список использованной литературы
Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Загашев И.О. Учебные стратегии развития письменной речи. // Библиотека в школе.- 2004.- №24
Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.
Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Предполагаемые варианты применения приемов на стадиях:
Стадия вызова.
Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?
А какой она бывает?
(И.С. Тургенев "Ася")
Любите ли вы сказки? А что вы о них знаете? Для чего их создают?
(т. "Русские народные сказки")
В. Распутин "Под небом ночным".
Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Стадия осмысления.
(требует постановку вопросов разного типа)
Уточняющие:
"То есть ты считаешь, что:?""Если я правильно понял, то:?""Ты действительно думаешь, что :?"Интерпретационные (объясняющие):
"Почему:?""Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?"
Творческие ("бы") - требуют предположения.
"Что изменилось бы :?""Как вы думаете, что могло бы :?"Оценочные:
"Почему это : так, а это : вот так?"
Практические:
"Как бы вы поступили на месте :?""Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?"
Стадия рефлексии.
1. Организовать дискуссию или обсуждение.
"Этого ли мы ожидали?"
"Почему так :?"2. Написание творческой работы (эссе). "Эссе - поток сознания, перенесенного на бумагу". Это художественная форма размышления.
"Сбылись ли ваши предположения :?""Как, по-вашему, сложится жизнь:?""Что тронуло меня больше всего :?""Как связываются события произведения с сегодняшним днем :?"3. Синквейн - творческое самовыражение, последовательная "лесенка" из 5 строк:
1 строчка - 1 слово (заявляется тема, предмет).
2 строчка - 2 прил. или прич. (характеристика предмета).
3 строчка - 3 глагола (действия, характеризующие предмет).
4 строчка - фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к предмету.
5 строчка - 1 слово (синоним к 1-ому), обобщающее или расширяющее смысл предмета.
Мир.
Радостный, счастливый.
Созидает, рождает, радует.
Мир - продолжение жизни людей.
Счастье.
4. Кластер ("гроздь") - выделение смысловых единиц текста графически.
систематизирует материал;
исправляет неверные предположения;
устанавливает связь между блоками.
Приложение № 3
Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма».
Цель урока: методом критического мышления вывести учащихся на
осмысление и понимание текста; учить размышлять, делать
выводы относительно точности и ценности полученной
информации.
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту,
древо предсказаний, прогнозирование, синквейн,
кластер.
Ход урока:
Стадия вызова.
Обращение к личному опыту:
Как вы думаете, каждый ли человек хочет, чтобы его помнили?
А как вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
А какую память вы желали бы оставить о себе детям, внукам?
Прогнозирование по назначению:
Произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма». В худ. произведении нет ничего лишнего. И название может многое сообщить.
- Что такое телеграмма?
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Судьба автора этого рассказа не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков – это только начало длиннейшего списка адресов Паустовского. Читая его произведения, улавливаешь потаенную тоску по домашнему теплу. Обязательно дом деревянный, уютный, окруженный старым садом, в котором деревья состарились вместе с хозяевами.
Его самыми близкими людьми были мама, сестра и бабушка. «Этот старенький человечек научил меня видеть звезды, слушать деревья, наблюдать за мохнатой пчелой, научила она меня переживать и сочувствовать, научила ценить каждый день жизни». «…И мы ее помним, эту мудрую святую женщину».
Но и сам Паустовский оставил память о себе, это его произведения.
Стадия осмысления.
(Текст разбит на 5 смысловые части.)
Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка после слов: «… лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья».
- В чем необычность жизни Екатерины Петровны.
- А сможете ли вы нарисовать ее портрет?
- Какие люди окружают нашу героиню?
(прогноз) - Как вы думаете, кто такая Настя?
Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: «Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».
- Наш прогноз оправдался?
- Какое ощущение у вас от прочитанного отрывка?
- Как вы думаете, в каких строчках автор подчеркивает силу
материнской любви?
(прогноз) - Вы считаете, завтра что-нибудь изменится в жизни Катерины
Петровны?
Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: «Настя подошла к ней и, Даша, ухмыляясь подала ей телеграмму».
- Что оправдалось в прогнозе?
- Что нового вы узнали о Насте?
хорошо выполняет свою работу
заботливая и требовательная
добивается своего, продвигает
талантливых людей,
делает карьеру,
о матери редко вспоминает
- Как можно озаглавить эту часть текста?
(варианты)
(прогноз) - Ваше предположение: от кого и о чем эта телеграмма?
Читаем 4 часть текста – 4-ая остановка после слов: «Он ушел, а Манюша … смотрела не отрываясь на Катерину Петровну».
- Что оправдалось в вашем предположении?
- Что нового узнали о Насте? (из текста)
- Как вы думаете, почему Настя не открыла старому художнику
правду? (стыд)
- Почему она скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие нарушало ее планы…)
- Как бы вы оценили поступок Тихона?
- Как вы считаете, поверила ли Катерина Петровна в приезд
дочери?
(прогноз) - Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Озаглавьте
последнюю часть рассказа.
Похороны.
Одинокая и в смерти.
Настя на похоронах.
Встреча родных.
Читаем 5 часть текста – 5-ая остановка.
- Что оправдалось в ваших предположениях?
- Что нового узнали?
- Как вы думаете, для чего К. Паустовский ввел в рассказ образ
молоденькой учительницы? (Она противоположность Насте…)
- Как бы вы хотели, чтобы рассказ закончился?
Стадия рефлексии.
1. Так о чем же рассказ Паустовского «Телеграмма»?
- об одиночестве старой женщины;
- о черствости души детей;
- о позднем раскаянии.
2. «Эх ты, сорока!» - кому относились эти слова?
(Насте… сорока – трещотка легкомысленная)
3. Только ли Манюшке предназначаются слова: «Не будь пустельгой».
(Значит, не будь пустым человеком. К Насте тоже. Авторское напутствие
читателям).
4. Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будешь на земле». – 5 заповедь
Божья). 5. Как вы думаете, совесть у Насти все же пробудилась?
6. Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечными, душевными?
Работа по группам:
Составляем синквейны:
1 группа: Настя
Катерина Петровна
2 группа: Тихон
Манюша Катерина Петровна Настя
Мудрая, добрая Увлеченная, занятая
Доживает, ждет, страдает Работает, помогает, думает
Хочет увидеть свою дочь Совсем нет свободного времени
Одиночество Стыд
Тихон МанюшаТощий, рыжий Шустрая, заботливая
Хлопотал, жалел, помнил Бегает, помогает, караулит
Желает облегчить ее страдания Не отходила от умирающей
Доброта Жалость
3 – 4 гр. составляют кластеры: (пример)
помощь
забота
Тихон
работа
нет времени
Настя
Кат. Петровн
обман во благо
карьерн. рост
МанюшкааЖалость
Детск. страх
стыд за содеянноепривязанность
забота
Итоги урока: Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Кому бы вы отнесли эти слова? Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но безнадежная ли эта болезнь?
Д/з. Давайте подумаем:
«Но безнадежна ли эта болезнь?»
«Что ценит автор этого произведения в людях?»
Тема: Алексей Николаевич Толстой
«Русский характер».
Цели урока: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста, учить размышлять, прогнозировать, делать выводы, обобщать.
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо предсказаний, прогнозирование, синквейн, кластер, эссе.
Ход урока:
Стадия вызова.
Обращение к личному опыту.
Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?
Как вы понимаете слова «радость со слезами на глазах».
Прогнозирование по назначению.
Сегодня у нас на уроке А.Н. Толстой и его рассказ «Русский характер». Название всегда что-то подсказывает читателю. Как вы думаете, о чем это произведение?
(варианты)
Алексей Николаевич Толстой – прозаик, драматург, публицист – прожил всего 62 года, оставил нам прекрасные произведения, притом они для читателей разных возрастов: «Детство Никиты», «Сорочьи сказки», «Чудаки», ... повести, рассказы, романы…, но мы его больше знаем по его экранизированным произведениям «Петр 1», «Хождение по мукам».
В годы В.О. войны Ал. Толстой создал ряд замечательных рассказов о войне. В их числе «Рассказы Ивана Сударева» (1942г.). Это цикл рассказов. К этому циклу в 1944 г. присоединился рассказ «Русский характер».
2. Стадия осмысления.
(текст разбит на 5 смысловых частей)
Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка делается после слов: «А я еще – и проутюжил, - остальные руки вверх и Гитлер капут…».
- Ваши предположения, о чем рассказ, изменились?
- Какую вы видите связь: война – характер.
- Каким вы себе представляете Егора Дремова?
- Как вы считаете, какие черты характера Егора Дремова надо особо выделить?
- Вы обратили внимание на целый ряд просторечых слов?
Почему их автор ввел в рассказ водителя Чувилева?
(прогноз) - Как вы думаете, что ожидает дальше нашего героя?
Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: «Егор Дремов, глядя окошечко на мать, понял, что не возможно ее испугать, нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо».
- Оправдался ли наш прогноз?
- Как вы думаете, а здесь, какие черты характера проявляются у нашего героя?
- Какие строчки вас здесь особенно потрясли?
(прогноз) - Как интересно встретят его родители?
Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: «Как же быть-то теперь?».
- Так точны вы были в прогнозе?
- Как вы думаете, почему Егор Дремов не признался родителям
кто он?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Что вас больше затронуло в разговоре сына с родителями?
(обида, тоска по родному дому, жалость к постаревшим родителям, встреча с любимой девушкой).
- Материнское сердце чуткое. Не правда ли? Докажите.
(прогноз) - Можно ли предполагать, что его тайна дальше раскроется?
Читаем 4 часть текста – 4-я остановка после слов: «Входим избу, а он впереди меня, и я слышу…».
- Оправдался ли прогноз ваш?
- Как вы думаете, правильное ли решение принял Егор Дремов,
вернувшись в свой полк?
- «Вытер глаза рукавом», «Вижу - он не в себе – все
покашливает» - это проявление слабости или силы характера?
(прогноз) - Ваше предположение, чем закончит автор свой рассказ?
Читаем 5 часть текста.
- Предположение оправдалось?
- Какими короткими фразами характеризует здесь автор героев?
(маленькая старушка)
(есть же где-нибудь еще красавицы, красивая Катя)
( богатырским сложением, бог войны)
- Какое чувство наполняет сейчас ваше сердце?
- Возможны ли для вас другие варианты завершения рассказа?
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».Стадия рефлексии.
Так о чем же рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».
- о стойкости и мужестве русского солдата;
- о любви и верности;
- о силе русского характера.
2. Что подразумевается под выражением «русский характер»?
Егор Дремов - ? долг, сила воли, жертвенность.
Катя - ? любовь, преданность.
Родители - ? каждый солдат – сын, ради сына хоть на край света.
3. Составляем синквейн – 1 группа.
Егор Дремовволевой, отважный
воюет, переживает, любит
обладает настоящим русским характером
жизнь
4. Кластер по рассказу «Русский характер».
Любовь
Иван СударевМарья Поликарп.
Егор Егорович
Егор Дремов
Катя
Егор Дремов
Итоги урока: Попробуем продумать рассказ дальше.
- Как сложится жизнь Егора Дремова и Кати?
- А как они назовут своего сына?
Да, дед Егор, отец Егор, сын Егор, внук Егор. Алексей Николаевич Толстой как бы незаметно, но зримо показывает нам, что жизненная цепочка семьи неразрывна. Жизненные устои, правила, принципы, сила духа, любовь, верность, долг, жертвенность – все это должно передаваться от поколения к поколению, не теряя своей сущности. Д/задание: Написать эссе «Как воевал Егор Дремов дальше?».