Рабочая программа по риторике для 5 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска
__________________Коленько Г.Н.
Приказ № ____от 27.08.2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По риторике_________________________________________
Уровень общего образования (класс) Основное общее (5 класс)
Количество часов 35
Учитель Гриценко Ирина Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Ладыженской Т.А. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по риторике
Закона РФ «Об образовании» (статья 14)
Устава МБОУ гимназия №3 г.Пролетарска (статья 9.11, 9.12)
Положения III – 11 « О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Учебного плана МБОУ гимназия №3 г.Пролетарска
Авторской программы по риторике Ладыженской Т.А.
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. Задачи предмета – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Цели обучения
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению  основных правил  нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Идеи курса
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Характеристика программы
В программе выделяется два смысловых блока:
- первый – «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
- второй – «Речевые жанры», - соотносится с «Частной» риторикой, которая в учебниках 18-19 веков нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной  гимнастики, на развитие словесно–импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Итак, основная задача школьной риторики – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
- большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.

 Программа носит открытый, примерный характер. В учебном плане школы на курс риторики в 5 классе отведено 35 часов (1 час в неделю).
В связи с тем, что некоторые уроки риторики выпадают на праздничные дни (1 Мая, 9 Мая), программный материал будет пройден за счёт объединения уроков №№ 34-35.
Основные умения
Первый тип  (У – 1) Умение анализировать и оценивать общение:
- степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
- уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность);
- корректность поведения.
Второй тип  (У – 2) Умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:
- ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории) коммуникативную задачу и обстановку общения;
- формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
- определять свои коммуникативные удачи, неудачи и промахи.
Риторические умения
Понятийные и инструментальные знания

Общение

У- 1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой)  ситуации.
У -1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка, фрагмента фильма.
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)?  - Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У- 1. Определять вид общения (по  количеству общающихся и по средcтвам общения).
 
У- 1.Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. У -1.Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
У- 2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.
У- 2. Вести этикетный диалог.
По количеству общающихся: один - один; один - группа; один -много. Общение словесное -  несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?
 
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо -  невежливо - грубо.
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора. Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У- 1.Определять ,в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
У- 1.Определять вид слушания и приемы слушания.
У- 1.Критически оценивать слушание собеседников.
У- 1.Оценивать соответствие чтения заданий установке.
У- 1.Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
У -1.Находить коммуникативные недочеты.
У -1.Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
У- 2.Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
У- 2.Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.
У 1.Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
У- 2.Распределять дыхание.
У 2.Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
У- 2.Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приёмы рефлексивного и нерефлексивного слушания.
 
 
 
 
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)
 
 
 
 
Голос, каким он может быть.
 
 
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У- 1.Находить отклонения от норм устной и письменной речи.
У- 1.Искоренять ошибки в своей собственной речи.
У- 1.Определять  коэффициент лексического богатства речи.
У- 1.Определять нарушения в точности речи.
Правильная речь. Надо - нельзя. Правильно-неправильно-допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатсво языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У- 1.Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.
 
 
У- 1.Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).
У- 2.Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
У- 2.Составлять объявления устные и письменные.
У- 2.Придумывать сказочные истории и рассказывать их.
У- 2.Рассказывать о случаях из своей жизни.
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротемы. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.
Вторичные тексты Пересказы,подробные и краткие. Степень сжатия текста.
Речь деловая. Объявление устное и письменное.
Речь художественная. Сказочные истории.
Речь разговорная. Рассказы о себе.


Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 5 класса учащиеся должны знать
- виды общения;
- виды и этапы речевой деятельности;
- речевые жанры.
Должны овладеть следующими умениями и навыками:
умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
- умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое поведение;
- правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок);
особенности речевых жанров;
умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
- умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: интервью.
Основные умения:
- умение анализировать и оценивать общение.
- умение слушать информационную речь
- умение читать учебную книгу
- умение отвечать
- умение вести записи для себя
- умение писать письма
- умение выступать с похвальным словом
- умение создавать вторичные тексты.
Основное содержание программы.
(35 часов /1 час в неделю)
1.Общение. (11 часов)
Чему учит риторика. Как люди общаются, Речевая ситуация. (Кто говорит / пишет/ слушает/  читает ? – кому? – с какой целью/ зачем? -  что?). коммуниканты  (кто говорит / пишет/ слушает/  читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.
Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.
Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.
Слышать и слушать. Учимся слушать собеседника (правила для слушающего).  Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т.д.)
Учимся читать (извлекать информацию).  Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т. д.) Виды чтения.
Учимся править текст. Виды правки.  (Зачеркните ненужное, добавьте нужное, замените слова и выражения, измените последовательность.)
Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы.  Надо – нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно – неправильно – допустимо. Нормативные словари.
Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.
2. Текст, речевые жанры. (23 часа)
Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается.  Тема и микротема.
Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.
Вторичные тексты. Пересказы подробные и краткие. Степень сжатия текста.
Речь деловая. Объявление устное и письменное.
Речь художественная. Сказочные истории.  Сказывание.
Речь разговорная. Этикетные диалоги.  Рассказы о себе.
3. Обобщение. (1 ч) 
УМК
1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
2. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2010.
3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2007.
Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ritorika_5_klass.htm

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Дата
Форма организации учебных занятий
Виды контроля

Общение

1.
Что значит общаться. Коммуниканты. Собеседники.
1
6.09
Практикум.
 

2.
Коммуникативная задача.
1
13.09


Практикум.
Инсценирование.

3.
Межличностное, групповое, массовое общение.
1
20.09
Практикум.
 

4.
Словесное и несловесное общение.
1

27.09
Практикум.
Индивидуальное сообщение на заданную тему.

5.
Речь богатая и бедная
1
4.10
Практикум.
Сочинение.

6.
Что такое точность речи?
1
11.10
Практикум.
Рассказ-фантазия.

7.
Способы правки.
1
18.10
Практикум.
Редактирование текста.

8.
Вежливая речь и вежливое поведение.
1
25.10
Практикум.
 

9.
Как сделать отказ вежливым?
1
8.11
Практикум.
Инсценирование.

10.
Основные способы слушания
1
15.11
Практикум.
Анализ поведения.

11.
Чему учится человек, читая книги?
1
22.11
Практикум.
 

Речевые жанры. Текст.

12.
Речевые жанры.
Что такое текст?
1
29.11
Практикум.
 

13.
Что такое тема и микротема?
1
6.12
Практикум.
 

14.
Учимся анализировать текст.
1
13.12
Практикум.
Анализ текста.

15.
Мой текст о тексте. Практикум.
1
20.12
Практикум.
Отзыв.

16.
Что ты знаешь о пересказе?
1
27.12
Практикум.
Пересказ.

17.
Комплименты – это хорошо или плохо?
1
17.01
Практикум.
Инсценирование.

18.
Объявление. Секреты устных объявлений.
1
24.01
Практикум.
Защита объявления.

19.
Афиша.
1
31.01
Практикум.
Создание и защита афиши.

20.
Понятие о рассказе. Структурные части рассказа.
1
7.02
Практикум.
 

21.
Адресат рассказа и рассказ.
1
14.02
Практикум.
 

22.
Письменный рассказ.
1
21.02
Развитие речи.
Сочинение-рассказ.

23.
Спор и ссора.Как  можно избежать ссоры?
1
28.02
Практикум.
Инсценирование.

24.
Сказочная страна.
1
7.03
Практикум.
 

25.
Конкурс рассказов «По сказочной стране».
1
14.03
Конкурс.
Пересказ.

26.
Сказочные действия.
1
21.03
Практикум.
 

27.
Сказочный язык.
1
4.04
Практикум.
 

28.
Помоги сказочным героям.
1
11.04
Практикум.
Сочинение-рассказ.

29.
Конкурс на лучшего сказочника.
1
18.04
Конкурс.
Авторская сказка.

30.
Эта фантастическая Баба Яга.
1
25.04
Мини-конференция.
Индивидуальное сообщение «История Бабы-Яги».

31.
Я родился. Мои первые воспоминания.
1
2.05
Урок воспоминаний.
Рассказ.

32.
Моя родословная.
1
16.05
Исследование.
 

33.
Составление генеалогического древа своей семьи.
1
23.05
Исследование.
Защита проекта.

34.


Итоговый урок-игра: «По страницам риторики».
1


30.05
Игра.
 

 35.
Обобщающий урок
1
 

 

УМК
1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
2. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2010.
3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2007.
Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ritorika_5_klass.htm
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по риторике.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание теоретических понятий и умение пользоваться этими знаниями;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по риторике могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания по изученному материалу; аргументировать свои выводы; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание изученного материала; за умение обосновывать свои выводы; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание изученного материала. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания изученного материала; слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка за сочинение
Оценка «5»
Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускается:
1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»
Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается:
2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»
В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

Оценка «2»
Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании материала, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Допускается:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Оценка «1»
Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнанииматериала и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».
Имеется более
7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

 
                                       



















13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 141915



СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________Савченко О.Н.
27.08.2014года

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска
от 26.08.014 года №1
Руководитель МС _________Савченко О.Н.



Заголовок 415