Конспект урока русского языка на тему Тире в бессоюзном сложном предложении (9 класс)






РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС

Глава: «Бессоюзные сложные предложения»

Тема урока:
«Тире в бессоюзном сложном предложении»

Учитель: Хафизова Любовь Борисовна
МАОУ «СОШ №38»















г. Златоуст
2015 г.

Конспект учебного занятия


Предмет: русский язык, 9 класс
Тема урока по учебно-тематическому плану:
«Тире в бессоюзных сложных предложениях»
Форма урока: изучение нового материала.
Цель: - формировать понятие об условиях постановки тире между частями БСП;
- формировать умение отличать БСП со значениями, необходимыми для постановки тире между его частями;
- отрабатывать навык правильной постановки знаков препинания между частями БСП;
- формировать орфографическую зоркость в рамках подготовки к итоговой аттестации;
- развивать монологическую речь, внимание,
- воспитывать интерес к познанию родного языка.

























Ход урока

1. Организационный момент.
2. Работа с карточками
КАРТОЧКА №1
Заполнить схему: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ



и распределить номера предложений под названиями СП (знаки не расставлены):
Васька рано поднялся собрал снасти и тихо вышел из дома чтобы пораньше прийти на озеро
День был ясным но к вечеру набежали низкие тучи..
Колокол дремавший разбудил поля улыбнулась солнцу сонная земля.
Слышно было до рассвета как ликовал француз
То на дальних озерах выли волки то крик ночной птицы не давал нам уснуть
КАРТОЧКА №2
Распределите номера БСП по столбикам:
Между частями БСП ставится запятая
Между частями БСП ставится двоеточие




Скрылась за рекою Белая луна Звонко побежала Резвая волна.
Ветер выл жалобно и тихо во тьме ржали кони из табора плыла нежная и страстная песня.
Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка с распущенными волосами.
Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
Осень и зиму Павел не любил они приносили ему много физических мучений.
Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то здесь поблизости.

3. Орфографическая разминка
(выполняется классом во время работы с карточками)

Укажите слова в соответствии с описанием орфограммы (в слове может быть несколько орфограмм):
выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой
укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки
укажите слова с чередующейся гласной в корне.
выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Безыскусный, отдирать, пламенный, раскроенный, сбежавший, мирить, приклониться, безлунный, прелюбезный, горевать, объединиться.


4. Изучение нового материала.

Подготовка к новой теме
- Объясните постановку тире в данных предложениях
Книга – друг и помощник.
Ни слезы, ни мольба ничто не тронуло его.
«Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан».
Проблемная ситуация:
Перед вами предложения – «ГОСТИ» урока. Сравните строение предложений в парах. Что общее и чем они различаются? Обратите внимание на знаки между частями. Какой возникает вопрос?
Вчера день был серый, сумрачный, небо висело низко.(значение одновременности событий)
Вчера день был серый, сумрачный – сегодня вовсю сияет солнце.

В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку.(значение II части – причина)
В Мексике похвалишь вещь в чужом доме – ее завернут вам в бумажку.
(Примерный ответ:
Эти предложения сложные, бессоюзные, состоят из двух частей. Предложения в парах похожи, но знаки между частями разные. Во втором предложении каждой пары между частями стоит тире, хотя нет известных нам причин для его постановки. Возникает вопрос: почему между частями БСП не запятая или двоеточие, а тире?)
- Что нам нужно узнать на сегодняшнем уроке?
(Примерный ответ: в каких случаях между частями БСП ставится тире)
Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы узнаем, в БСП с каким значением между частями ставится тире, научимся распознавать эти предложения и правильно расставлять знаки препинания в них.
Знакомство с условиями постановки тире между частями БСП:
Изучая условия постановки тире, мы будем заполнять таблицу (учитель демонстрирует на экране, учащиеся заполняют таблицу на заранее подготовленных карточках).


ТИРЕ В БСП


Подставь союз
Значение части

1



2



3



4



5




1)
Постановка тире между частями БСП так же, как постановка запятой или двоеточия, зависит от значения.
Прочитайте предложение. Какое оно? Определите тип придаточной части. Обратите внимание на союз, с помощью которого присоединяется вторая часть предложения.

Смелые побеждают, а трусливые погибают.

(ССП со значением противопоставления)

-Преобразуем это предложение в бессоюзное:
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Прочитайте, сохранив интонацию противопоставления. На что обратили внимание?

(Между частями БСП интонационная пауза).

- Такая пауза на письме отражена знаком тире.

- Итак, первое условие постановки тире между частями БСП – значение противопоставления.

ТИРЕ В БСП


Подставь союз
Значение

1
между частями: А, НО
противопоставление

2



3



4



5




Учащиеся заполняют таблицу в индивидуальных карточках.

Аналогично проводится работа по выявлению других условий постановки тире между частями БСП:

Предложения:
2)
Не было никакой возможности уйти незаметно, так что он вышел открыто. - Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто

ТИРЕ В БСП


Подставь союз
Значение

1
между частями: А, НО
противопоставление

2
между частями: ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ
следствие

3



4










3)
Когда ехал сюда, рожь начинала желтеть.
Ехал сюда – рожь начинала желтеть.



ТИРЕ В БСП


Подставь союз
Значение

1
между частями: А, НО
противопоставление

2
между частями: ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ
II часть - следствие

3
Перед I частью - КОГДА
I часть - время

4








4)
Если любишь кататься, люби и саночки возить.
Любишь кататься – люби и саночки возить.


ТИРЕ В БСП


Подставь союз
Значение

1
между частями: А, НО
противопоставление

2
между частями: ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ
II часть - следствие

3
Перед I частью - КОГДА
I часть - время

4
Перед I частью - ЕСЛИ
I часть - условие






5)
-В следующем предложении тире ставится, потому что во второй части содержится указание на быструю и неожиданную смену событий. В этом случае перед второй частью можно мысленно подставить слова: И ВДРУГ, И СРАЗУ, И НЕОЖИДАННО, И ВНЕЗАПНО
Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы.
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.


Подставь союз
Значение

1
между частями: А, НО
противопоставление

2
между частями: ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ
II часть - следствие

3
Перед I частью - КОГДА
I часть - время

4
Перед I частью - ЕСЛИ
I часть - условие

5
Перед II частью можно подставить слова: И ВДРУГ, И СРАЗУ, И НЕОЖИДАННО
Во II части – быстрая смена событий



- Для закрепления материала прочитайте теоретический материал в
учебнике, через 2 минуты подготовьтесь рассказать о правилах постановки тире в БСП.



5. Закрепление изученного материала.

пунктуационный разбор (знаки расставлены)

- Объясните постановку тире между частями БСП, изобразите схемы предложений по образцу:

так что/поэтому
[ ] - [ следствие ].



Он стал кричать – никто не откликнулся.
Вода в реке манила прохладой – мальчонка с наслаждением прыгнул в нее с обрыва.
Только шагнули мы вперед - из-за куста раздался выстрел.
Случались ночевки в домике в горах - с первым лучом солнца мы уже были на ногах и торопились подняться на вершину.
Все выпускники торжественно построились на сцене - учителя с гордостью смотрели на них.


осложненное списывание:
Выполнение упражнения по учебнику. Учитель указывает 5-6 предложений для выполнения.
Для того, чтобы ускорить работу, можно воспользоваться следующим приемом: учащиеся не списывают предложения, а накладывают на страницу учебника квадраты прозрачной полиэтиленовой пленки и выполняют графический разбор и расстановку знаков препинания ручкой или тонким маркером на пленке. В тетради строят схемы предложений.

Проверка:
Учащиеся проверяют по заранее подготовленным на закрытой доске схемам. Схемы даны не в том порядке, в каком идут предложения в учебнике. Ученики должны прочитать предложение, подходящее к указанной схеме.
Ошибки анализируются.
Учитель проверяет 2-3 работы на оценку


6. Инструктаж домашнего задания.
Домашнее задание: выучить условия постановки тире в БСП, найти примеры таких БСП в художественной литературе, выполнить упражнение (на усмотрение учителя)

7. Проверочная работа

1.Укажите БСП со значением следствия во второй части:
А) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
Б) Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома.
В) Я умираю мне не к чему лгать.

2. Укажите БСП со значением условия в первой части:
А) Ругаться будут не бойся.
Б) Солдаты любили маршала он разделял с ними тяжести войны.
В) Лукашин остановился посмотрел во рву скапливалась вода.

3. Укажите БСП со значением противопоставления:
А) Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.
Б) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы ветры деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек.
В) Володина лошадь захромала папа велел оседлать для него охотничью.

4. В каком предложении должно стоять тире между частями БСП?
А) Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие вершины гор.
Б) Пашню пашут руками не машут.
В) Я тебе определенно скажу у тебя есть талант.


5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка между частями БСП?
А) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.
Б) Будет дождик – будут и грибки.
В) Одно было несомненно – назад он не вернется.
Г) Игнат спустил курок – ружье дало осечку.


ОТВЕТЫ:
1 – в
2 – а
3 – б
4 – б
5 – в
8. Подведение итогов урока.








13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 215