Тире в бессоюзном сложном предложении урок русского языка


 
Конспект урока
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков  5-й урок по теме «Знаки препинания в БСП»
Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- « Верно – неверно»
-  кластер; синквейн; диаграмма Венна
- анкетирование.
Цели урока
образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении    проблемы.
 Оборудование:
 компьютерная  презентация, учебник, рабочий лист.
 
    Ход урока
 
Организационный момент
Деление на группы по знакам препинания
 II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Открыли тетради, запишем число, классная работа. Оставим одну строчку для темы урока
Учитель:
 - Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными  сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения  между  смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания.
Ребята! Чем мы будем заниматься на уроке?
- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Задание 1
Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.
Внимательно читайте  утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».
«Верно – неверно»
Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. -
Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,)-
В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения  уже имеются запятые или другие знаки препинания (;)-
Если в  предложении вторая часть указывает на причину того,  о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие +
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу +
Слайд-проверка
  Учитель. Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП
Ученик
Я просмотрел несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидел, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: « Тире-знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации»
Учитель
С тире мы часто встречались и ранее
    III. Стадия осмысления.
Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».
- Прежде чем перейти к новой теме, вспомним известные нам случаи постановки тире?
Задание 2
(Постановка тире в простом предложении).
Найдите соответствия между предложениями и схемами простых предложений. Слайд
Сущ.И.п.__ Сущ.И.п. Семь и четыре - одиннадцать
Числ__________ЧислЗнание - неисчерпаемый родник
Гл.Н.ф.________Гл.Н.ф. Дело науки - служить людям
Сущ.__________Гл.Н.ф. Разумно жить - минутой дорожить
И утесы, и море, и горы- все приняло серую окраску
Слайд проверка
Изучение новой темы
Прочитайте предложения, Спишите. Докажите, почему в этих предложениях ставится тире, используя материал учебника стр и таблицы .Стратегия Жигсо.
Закрепление изученного 
 Задание 4
 
Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой Парная работа
Народная мудрость стала  отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.
Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.
1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Противопоставление)
2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся. (Противопоставление)
3) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие)
4) Есть терпение - будет и умение.(Время)
5) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)
6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.( Следствие)
7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)
8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)
9) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)
10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Противопоставление)
 
Противопоставление Условие Время Следствие Сравнение
1,2,7,8,10 4,3,5,9 4 6
Слайд проверка 
 
 IV. Стадия рефлексии
Учитель:
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Задание 5
Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы  (кластера), синквейна, диаграммы Венна по группам. Защита работ.
 
  Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
то, что известно БСП; узнали о случаях постановки тире в БСП;
2)Что делали?
- сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами;
- закрепляли знания через применение их на практике.
 Домашнее задание (на выбор)
 
Из  изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.
Составить текст «Почему я люблю свой город».
 Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
 ПРИЁМ «Анкетирование»
 1.На уроке я работал                                       активно / пассивно2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен3.Урок для меня показался                            коротким / длинным4.За урок я                                                          не устал / устал5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен                                                                             полезен / бесполезен
ПРИЁМ «Анкетирование»
 1.На уроке я работал                                       активно / пассивно2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен3.Урок для меня показался                            коротким / длинным4.За урок я                                                          не устал / устал5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен                                                                             полезен / бесполезен
ПРИЁМ «Анкетирование»
 1.На уроке я работал                                       активно / пассивно2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен3.Урок для меня показался                            коротким / длинным4.За урок я                                                          не устал / устал5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен                                                                             полезен / бесполезен
ПРИЁМ «Анкетирование»
 1.На уроке я работал                                       активно / пассивно2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен3.Урок для меня показался                            коротким / длинным4.За урок я                                                          не устал / устал5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен                                                                             полезен / бесполезен