Урок русского языка в 11 классе по теме Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.


Урок русского языка в 11 классе по теме "Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. "Тема: Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
 Интонационное тире. (2 ч)
Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; дать понятие соединительного, интонационного тире;  формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья.
Ход урока
1. Орг.момент. Тема и цели урока.
Тема нашего урока – «Тире в простом предложении». Мы восстановим в памяти условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
– Запишите предложение для анализа. Подумайте над составом предложения; найдите в нем подлежащее и сказуемое, обратите внимание на способы их выражения; объясните постановку тире.

(Это простое предложение, подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола. При таком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире; в устной речи – отмечается паузой.)– Рассмотрите таблицу 1, проанализируйте примеры и вспомните: когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Таблица 1.
I. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится
условия примеры
а) Книга – памятник ушедшим в вечность умам. (Дэвенант) б) Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.(Ш.Монтескье) в) Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н.Рубакин) г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)
а) Пятью шесть – тридцать. б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.Маяковский – первая скрипка среди футуристов.
– Рассмотрите еще раз таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?– Какова же функция тире в этих предложениях?(Функция тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях – обозначить нулевую словоформу: тире ставится на месте нулевой связки.)– Как отмечается нулевая связка в устной речи?(В устной речи нулевая связка отмечается паузой.)– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.
Рассмотрите таблицу 2 и расскажите, при каких условиях тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Таблица 2.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится
1. сущ. и.п. сравнительные союзы

Озеро что море.
2.  сущ. и.п.
Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.
3.  сущ. и.п. не
Счет дружбе не помеха.
1) В учебниках негативное правило к этому положению не формулируется. В 11-м классе можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но встречаются они крайне редко.
2) Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Например: Жизнь прожить – не поле перейти.
4. сущ. и.п. второст. член предложения, относящийся к сказуемому.
Блок молодым поэтам пример для подражания.
5.  сущ. и.п.

– И обратите внимание на таблицу 3 «Примечание». Здесь указаны случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки может ставиться или отсутствовать. Это будет зависеть от того, падает ли логическое ударение на один из главных членов или нет. Вспомните такие случаи, пользуясь записью.
Таблица 3.
Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом
Это – лучшее произведение поэта.
Понимать поэзию – чертовски трудно.
Я – учитель.
– В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это значит, значит. В этом случае тире ставится перед названными словами. Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В.Лидин) 2) Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)
Тире перед частицей это может ставиться и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить работу в срок – это очень важно.
Соединительное тире.
1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от ... до»):
а) пространственных: 
Беспосадочный перелет Москва — Хабаровск.
Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев (Д. Фурманов.);
б) временных:
Крестовые походы ХI—ХIII веков.
Репертуар театра на январь - март;
в) количественных: 
Рукопись объемом десять — двенадцать авторских листов.
Груз массой 300—350 тонн.
Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от ...до, а слово или, то они соединяются дефисом:
Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: ... 5—6 дней.)
2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:
Физический закон Бойля — Мариотта; Матч Карпов — Каспаров; Матч «Спартак» — «Торпедо».
3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними:
Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура — человек — окружающая среда».
Авторское тире.
Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера.
Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей.
Например, обратимся  к  индивидуально-авторской  пунктуации  в произведениях М. Цветаевой — это явление довольно сложное, многообразное и неоднородное. Для ранней Цветаевой характерны непосредственность, лиричность, плавность, что находит свое отражение в пунктуации; такую пунктуацию можно назвать «спокойной»: как правило, в ранних произведениях мы не встретим отступлений от нормы. Нерегламентированные знаки препинания употребляются крайне редко, наиболее часто используется запятая.
 Для Цветаевой — зрелого мастера характерны упругость, напряженность стиха, стих как бы рвется наружу, отражал состояние внутреннего мира, смятение автора. И пунктуация становится другой.
У Цветаевой свое восприятие, понимание знаков препинания, свое отношение к ним:
«Что такое кавычки? Знак своей непричастности — данному слову или соединению слов. Подчеркнутая чуждость их общепринятому толкованию. Знак своего превосходства над попросту, без кавычек, их произносящим. Кавычки — ирония. То же самое, «так называемая жалость». «Так называемая» — мною не так называемая, мною так не называемая, мною называемая — слабость (либо глупость).
… Стихи эти я читаю наоборот: без кавычек, и вовсе никакого за правдою их трафарета не чувствую. Перечтите их без кавычек сами — и увидите человеческое сердце, вечное. Простая болевая правда их! уничтожает трафарет, слова эти здесь — звучат заново, совершенно без кавычек. (Как я хотела бы, чтобы они так были написаны, и до чего они так внутри написаны!)» (Из письма А. Штейгеру.)
Стилистически значимым может быть любой знак препинания, но только в условиях контекста. По мнению исследователей, у Цветаевой наиболее активным и многофункциональным является тире. Тире у Цветаевой может быть ритмомелодическим; тире может использоваться для выражения жестких пауз, чеканности слога и т. д.
Сравните:
Зверю берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги,
Каждому свое.
Женщине — лукавить.
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.
(Стихи к Блоку.)
Цветаева часто употребляет тире для создания антитезы.
Тире эмфатическое:
Мало — тебе дня,
Солнечного огня!
(Бессонница.)
Эмфатическое тире используется Цветаевой вместо наиболее типичного, привычного, нормативного дефиса:
По аллее вздохов —
Поволокой к столбу —
Телеграфное: лю-ю-блю...
(Провода.)
Наконец, на стыке морфем тире может выполнять только ритмическую, точнее, ритмико-мелодическую функцию:
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
(Сад.)
Знаки препинания у Цветаевой значимы, они в соединении с иными изобразительно-выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворениям М. Цветаевой.
Тренировочные упражнения:
Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
Цель искусства_ сгущённо передать растворённую в мире красоту.
Жизнь_ как пьеса: не то важно, длинная она или нет, а то, хорошо ли она сыграна.
Неясность слова_ есть неизменный признак неясности мысли.
Краткость_ сестра таланта.
Я _ человек подневольный.
Каждый человек _ это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
Дом _ пуст и тих.
Тринадцать _ число несчастливое.
Бедность _ не порок.
Птицы сильны крыльями, а люди _ дружбой.
Ответьте на вопросы. Подберите соответствующие примеры.
Ставится тире, если:
перед сказуемым, которое выражено существительным, стоит частица НЕ?______
между сказуемым и подлежащим, выраженными неопределённой формой глагола или существительным в именительном падеже, стоят слова это, вот, значит?____
подлежащее выражено личным местоимением (я,ты), а сказуемое выражено именем существительным?____
перед сказуемым стоит глагол – связка есть?____
в неполном предложении пропущено сказуемое?_____
Дети боятся темноты, а взрослые света.
Чистая совесть вот лучшая подушка.
Ты свет в моём окне.
Человек не машина.
Свобода есть право уважать в себе личность.
Укажите номера предложений, грамматическая основа которых соответствует схемам:
Сущ. + сущ.:_____________
Инф. + инф.:______________
Сущ. + инф.:______________
Инф. + сущ.:______________
Юмор – большая сила.
Лгать – удел рабов.
Поэзия – та же добыча.
Читать не размышляя – всё равно что есть и не переваривать.
Жить на белом свете – значит бороться и побеждать.
Дело художника – рождать радость.
Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.
Выстоять до утра – вот наша задача.
Охранять природу – значит охранять родину.
Подражать чужому стилю – всё равно что носить маску.
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
Превосходная должность – быть на земле человеком.
Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
Воспитание _ есть усвоение хороших привычек.
Воображение _ не бегство в мир выдумки.
Лучший способ сделать детей хорошими _ это сделать их счастливыми.
Время _ великий учитель.
Река _ нетороплива и торжественна.
Кто-то жаждет победы и славы, он _ одной только борьбы.
Поэт _ есть средство существования языка.
Неблагодарность _ род слабости.
Идеи у него в голове _ как играющие у озера дети.
Истинно знать что-либо _ значит знать его причины.
Главное _ научиться понимать сердце другого.
Расслабившись, полулёжа можно слушать лишь лёгкую музыку, а симфоническую _ трудно.
Лучший способ найти друга _ прийти человеку на помощь.
Знание о голоде и чувство голода _ не одно и то же.
Большой человек думает обо всей земле, маленький _ лишь о своей семье.
5. Итоги.
Тире как знак препинания очень выразительно. Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты. (Л.Макурина) Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак «тире» мастера слова используют как стилистическое средство.
6. Домашнее задание.
1) Запишите текст, решая орфографические задачи, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (Текст размножен для каждого ученика.)
Непопр_вимый вред пр_носят к_стры и палы пр_родным об_тателям и зд_ровью людей. <...>Из-за ежегодного (с,з)гребания и сж_гания листвы и сухой тр_вы почва л_шается перегноя, ст_новит_ся и(с,з)т_ще(н,нн)ой и бе(с,з)плодной. Ведь по(д,т)стилка из опавших листьев и п_бегов отличное органическое уд_брение к_торое обе(с,з)печ_вает р_стущие деревья кустарники и тр_вы п_тательными вещ_ствами. Опавшие листья это не мусор как сч_тают многие а уд_брение. При сж_гании оно буквально выл_тает в воздух.Сж_гание тр_вы большая беда для об_тателей «тр_вяных джунглей» р_стений и ж_вотных. В огне гибнут нас_комые лягушки кладки птиц гн_здящихся на з_мле. Сг_рают к_рневища р_стений их сем_на так и (не)попав в землю.А сколько коп_ти и вредных газов поп_дает в это время в атм_сферу загр_зняя ее. <...>Сж_гать листья нан_сить большой вред окружающей пр_роде и ч_ловеку. П_лезнее зак_пать их в землю или пр_г_товить компост для п_следующего вн_сения в качестве уд_брения.
(М.Шиплов)
2) Повторите тему «Знаки препинания в неполных предложениях».