Статья предназначена учителям музыки. Особенности преподавания предмета «Музыка» с учетом требований ФГОС в начальной школе


Особенности преподавания предмета «Музыка» с учетом требований ФГОС в начальной школе
В период перехода к новой информационной культуре, перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа; человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [1]
Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, обращенного к духовному миру человека. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.
Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально – ценностного отношения к искусству и жизни.
Музыкальность – сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих компонентах (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, гармонический), способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями, творческое воображение и мышление, музыкальная память (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.). Все это обусловливает эмоциональную отзывчивость на музыку. [2]
Музыкальное воспитание включает в себя три взаимосвязанных направления: обучение, творческое развитие и воспитание.
С учетом требований ФГОС начального общего образования определены следующие задачи курса: формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека; развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся; воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества; формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.
Музыкальный материал объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют образной природе музыкального искусства. Задача нравственного воспитания детей решается благодаря отбору материала, системе заданий, организации общения детей на уроке, стимулированию внеурочной деятельности.
Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и тематизм построения содержания. Реализация целостного подхода предполагает включение в учебно - воспитательный процесс разнообразных видов деятельности: исполнение (хоровое пение, игра на ритмических музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение), слушание и импровизирование музыки.
Содержание уроков музыки предполагает последовательность в изучении тем, возврат к ним с постепенным усложнением материала и его обобщением.
В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей: сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете; исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»); образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»); русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»); исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов; шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).
Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.
Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных видов деятельности (с возвратами к изученному материалу на новом уровне его осмысления) позволяет осваивать комплекс навыков учебной и музыкально-творческой деятельности.
Слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального искусства благодаря знакомству с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, народной музыкой. В процессе слушания музыки развивается внимание и музыкально – слуховой контроль ребенка.
Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид коллективного музицирования - хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра музыки. Музыкально-слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются, если ребенок умеет петь по нотам.
Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.
Музыкально_пластическое движение направлено на обучение детей выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее содержанием. Это помогает младшим школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом и маршем, полькой и народной песней.
Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.
Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются игровой материал и разнообразные игровые ситуации.
Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство имеет огромные возможности для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется развитию умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания произведений и оценке полученных результатов способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий.
Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным словариком, с карточками ритма, поиск нформации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.
Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной организации, предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий. [2] Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме - индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Выполнение проекта складывается из трѐх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. [5]
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт. Например: по ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (3 класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта может стать песенный сборник-альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты: создание сборника-альбома песен, подготовка и участие в концертах, конкурах, олимпиадах. [2]
Большое значение для развития музыкальности учащихся имеют электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).
Использование ЭОР в учебном процессе позволяет реализовывать различные варианты взаимодействия учителя и учащегося: 1. Использование ЭОР на уроке учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащегося с содержанием ЭУМ различных типов. 2. Использование ЭОР на уроке учителем и взаимодействие учащегося с содержанием ЭУМ различных типов под руководством учителя. 3. Использование ЭОР учащимся в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя. 4. Использование ЭОР учащимся на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с его индивидуальным выбором и рекомендациями учителя. 5. Использование ЭОР во внеурочной деятельности при ведущей роли учащегося.
При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться: для выбора необходимой информации; для изучения нового учебного материала; для выполнения практических работ; для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: рефераты, проекты и т. п.; для отработки умений и навыков; для подготовки выступлений и презентаций; для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам; для выполнения учебно-исследовательских работ; для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.
Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д. [4]
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе, колледжах, техникумах, вузах, и т.д.
Литература:
1. Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Информационный бюллетень 2/2011.
2. Ригина Г.С. Методические рекомендации к курсу «Музыка». 1-2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -112 с.
3. Ригина Г.С. Методические рекомендации к курсу «Музыка». 3-4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. -128 с.
Сайты в Интернете:
4. htth://fcior.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Музыка. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).
5. http://standart.edu.ru/ Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. А.И.Савенкова. Программа ― «Я – исследователь».