В рабоче программе по ОБЖ представлена пояснительная записка, общая характеристика предмета ОБЖ, описание места предмета, также дана характеристика класса, особенности района, в котором находится общеобразовательное учреждение.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Чита
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО Директор школы Зам. директора УВР На заседании МО _________________ _________________ _________________ «____» __________ «____» ___________ «____» ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАСС 11
УЧИТЕЛЬ Непомнящих Ю.С.
(первая квалификационная категория)
(2015-2016 уч.год)
г. Чита, 2015год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по основам безопасности (далее программа) разработана для обучения в МБОУ «СОШ №14» для 11 класса на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией Ю.Л. Воробьева, образовательной программы школы на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа содержит:
Пояснительную записку.
Общую характеристику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Описание места предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тематическое планирование .Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми, на изучение курса ОБЖ в 11 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) и количеством часов по авторской программе Ю.Л. Воробьёва. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено. Последовательность прохождения тем не изменена. Количество проверочных, практических работ соответствует авторской программе.
УЧЕБНИК: ОБЖ. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2014. – 286 [2] с.: ил.
Характеристика выпускного класса.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Большинство одиннадцатиклассников в нашей школе имеют устойчивые познавательные интересы, преобладающее значение в их познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого предмета и явления. В данном возрасте обучение имеет ярко выраженный проблемный характер, заставляющий размышлять и принимать самостоятельные решения. Для стимулирования мышления и познавательной деятельности обучение имеет практический характер, приближенный к реальным условиям проживания и реальным видам опасностей. В связи с этим демонстрируется учащимся интегративность, межпредметные связи. Важнейшей особенностью этого возраста является профессиональная ориентация учащихся. В одиннадцатом классе 62 % учащихся составляют юноши. Полученные знания в разделе «Основы военной службы» помогут учащимся использовать их для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. В программе предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками.
Особенности района, в котором находится
общеобразовательное учреждение:
Вблизи школы находится железная дорога, по которой могут транспортироваться опасные вещества в летальных концентрациях. На расстоянии порядка 3 километров северо-восточнее расположены потенциально опасные объекты – ОАО «Силикатный завод» (химически опасный объект), мебельная фабрика «АНТ» (взрывопожароопасный объект), водопроводная станция (ВС) в юго-восточном направлении на расстоянии 500 м., Асфальтобетонный завод, склад ГСМ №1 на расстоянии 1500 м., склад ГСМ № 2 на расстоянии 1000 м. . В случае взрыва или пожара на указанных объектах здание школы попадает в зону возможного химического заражения.
В результате воздействия противника возможно образование устойчивой зоны радиационного, химического или биологического заражения, возникновение, как в самой школе, так и во вблизи расположенных жилых домах пожаров, обрушение строительных конструкций самого здания школы, так и рядом расположенных жилых домов. Зоны затопления не образуются ввиду отсутствия вблизи школы гидротехнических сооружений, водохранилищ, открытых магистральных водопроводов. Возможно отключение электроэнергии и телефонной связи, прекращение водоснабжения и теплоснабжения.
Учащиеся школы могут получить химические, лучевые и термические ожоги, травмы при обрушении строительных конструкций здания, заражение боевыми отравляющими веществами и вирусами, отравления угарным газом при возникновении пожаров.
Цели и задачи изучения основ
безопасности жизнедеятельности в 11 классе:
1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
8. Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье
10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности:
-умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
-умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно- исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
-обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
-государственная система обеспечения безопасности населения;
-основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.

Общая характеристика предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (11 класс) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и пять разделов.
Модуль I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел I. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности.
Цель: изучение решений глобальных проблем человечества, важных мировых событий, основополагающих итоговых документов затрагивающих человечество, улучшение экологической ситуации в Забайкальском крае, России и в целом мире, бережное отношение к окружающей среде, подготовке учащихся по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, оказание первой медицинской помощи.
По окончанию изучения тем, учащимся предлагается изучить самостоятельно проблемы экологической безопасности Забайкальского края и написать реферат. Включение этого содержания объясняется тем, что изучение «малой» Родины и глобальных проблем современности, которые затягивают интересы всего человечества и создают реальную угрозу для будущего человечества. Изучение указанных тем очень важная задача для подрастающего поколения. Ученики должны не только иметь полное представление о глобальных проблемах человечества, но также понимать свою причастность к ним, осознавать необходимость и возможность личного вклада в их решение. Получение новой информации о наиболее важных событиях в Забайкальском крае, России и мире. Раздел состоит из пяти тем.
Модуль II. «Основы военной службы»
Раздел II. «Воинская обязанность»
Предусматривает изучение восьми тем.
Цель: изучение основных положений, раскрывающих содержание воинской обязанности, воинского учета, содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, ответственность граждан по вопросам призыва и содержание порядка призыва на военную службу.
Раздел состоит из восьми тем.
Раздел III. Правовые основы военной службы
Цель: изучение основных положений прохождения военной службы по контракту, альтернативной гражданской службы, содержание прав и ответственности военнослужащих, увольнение с военной службы.
Раздел состоит из пяти тем
Раздел IV. Военно –патриотическое воспитание.
Цель: изучение различных форм организаций военно-патриотического воспитания при прохождении военной службы, в том числе с использованием боевых традиций Вооруженных Сил РФ, Дней воинской славы России, символов воинской чести, ритуалов Вооруженных Сил РФ.
Раздел состоит из 9 тем.
Содержание подготовки по основам военной службы, в целом, направлено на формирование знаний, умений и компетенций, необходимых для осознанного прохождения военной службы по призыву. А также способствует правильному выбору профессии военного.
МодульIII. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
Раздел V. Основы медицинских знаний.
Цель: знать практическое назначение оказания ПМП при ранениях, ожогах, травмах, ушибах, растяжении связок, отравлениях.
Раздел состоит из 8 тем.
Методы, технологии и формы контроля.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, составление презентаций;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
Формы занятий,
используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные олимпиады и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицинскими работниками и др. На уроках с целью профилактики гиподинамии предусмотрены динамические паузы.
Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам в основном во внеурочное время. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. Также старшеклассники проводят уроки, выступая в роли учителя-дублёра. Конечно, такие уроки требуют особой подготовки и помощи самого педагога. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.
«Требования к уровню подготовки выпускников»
Учащиеся должны знать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
Учащиеся должны уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• пользования бытовыми приборами;
• использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях; оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных ситуациях;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
Результаты обучения.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов. 
В настоящем тематическом плане реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».
Учебные понятия: Римский клуб, ядерное оружие, воинский учет, служба по контракту, альтернативная служба, боевые традиции, боевое знамя, ритуал, военная форма, звание, инфекционные заболевания, обязательное медицинское страхование, социальное страхование. Учебно-методическое обеспечение Основной учебник: ОБЖ: 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений./М.П. Фролов, [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 — 286, [2] с.: ил. ФГОС (новый стандарт).
Список литературы:
1. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 1998—1999 гг.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011- 2015 годы, 2015-2020 годы». Москва, 2010 г.
3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2004г.
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
5. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.
6. Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2006 г.
7. Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2010 г.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
- http://standart.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование».
- http://www.edu.ru
3. Российский общеобразовательный портал.
- http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://schoolcollection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru
7. Федеральный институт педагогических измерений.
- http://www.fipi.ru