Статья Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства для формирования личностных компетенций будущих абитуриентов.


Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства для формирования личностных компетенций будущих абитуриентов.
На протяжении существования человеческой цивилизации образование было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия сводились к поиску некой идеальной системы, способной за довольно ограниченное время вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Этот поиск продолжается и сегодня.
Потребность общества в людях с высоким уровнем коммуникативных и творческих способностей продиктована экономической системой . Социальный заказ ориентирует образование на развитие личности ученика. Особое внимание уделяется творческой инициативе и самостоятельности, чтобы будущий выпускник школы стал конкурентоспособным и мобильным специалистом. Чтобы вырастить таких выпускников, школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учеников, т.е. современные ключевые компетенции».
Поэтому основные изменения в российской школе на сегодняшний день - это переход к 2010 году на профильное обучение и компетентностный подход в образовании.
Сегодня еще не сложилось однозначного определения компетенций и четкого разделения их на группы. Изучая работы Хуторского А. В., Селевко Г.К, Гузеева В.В. можно сделать вывод, что компетенция – комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность действовать в конкретной ситуации на основе этих знаний и умений, а также в ситуации неопределенности. Компетенция является «мостиком» между знанием и действием на практике.
Анализ классификаций в зарубежных и Российских образовательных моделях позволяет выйти на наиболее удобную в применении и понимании классификацию. Компетенции подразделяются на ключевые (универсальные, применимые к различным жизненным ситуациям) и
профессиональные (необходимые для реализации в данной профессиональной деятельности). Ключевые компетенции подразделяются на социально-личностные, интеллектуально-познавательные, информационно-коммуникативные.
Суть компетентностного подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями и в изменении позиции ученика и учителя. Ученик из «объекта научения» и «получателя информации» станет активным субъектом учения, самостоятельно открывающим новые знания. Учитель из носителя «объективного знания» станет создателем условий развивающей среды, в которой у учеников появится возможность выработать определенные компетенции, учитывая индивидуальность каждого.
Подобную образовательную среду характеризуют:
Вариативность (выбор)
Самостоятельная деятельность
Осознанность цели и ответственность
Групповая работа
Формирование понятий
Система оценивания через портфолио, дневник достижений, карты успехов и др.
Чтобы организовать развивающую среду, формирующую ключевые компетенции, нужно использовать современные образовательные технологии. К которым относятся:
Проблемные
Интегральные
Проектные
Медиатехнологии
Видеотехнологии

Введение компетенций в образование позволит решить основную проблему российской школы. Часто ученики хорошо владеют теоретическими знаниями, но испытывают трудности в применении этих знаний для решения конкретных жизненных задач. Основное новшество, которое несет компетентностный подход - изменение главной цели российского образования формирование “личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях” . Поэтому современный образ выпускника школы - социально адаптированный человек, обладающий не только академическими знаниями, но и способностью применять эти знания в нестандартных ситуациях. Другими словами, человек, обладающий набором ключевых компетенций.
Если рассматривать классификацию ключевых компетенций как сферу применения внутрипредметных умений и навыков, необходимых современному человеку, то на первое место выйдут личностные компетенции. Потому что именно личностные компетенции развивают востребованные в современном мире субъектные свойства, определяющие самостоятельность личности, способность к самосовершенствованию и самопроектированию, дающие возможность ученику развивать свою индивидуальность, открыто самовыражаться.
Для формирования личностных (как и для формирования других ключевых компетенций) необходимо развивать главнейшие способности человека: творческие, познавательные и коммуникативные.
Но именно творческие способности обеспечивают человеку личностное самосовершенствование, поэтому от их развития зависит уровень познавательных и коммуникативных способностей.
Основные творческие способности человека воображение, восприятие, образное мышление. Воображение - способность создавать новый продукт, рождать новый образ. Это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Воображение способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности через постоянное саморазвитие.
Сила воображения обеспечивает активность восприятия окружающего мира. Восприятие процесс формирования образ целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Образ восприятия - результат синтеза ощущений, это форма познания действительности. Восприятие человека предметно и осмысленно. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. В своих наиболее совершенных формах, наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания.
Познавательная способность активизирует человеческое мышление, всегда устремленное в бескрайние глубины неизведанного.
Мышление – является социально обусловленный, психологический процесс поисков и открытия существенно нового. Образное мышление – способность создания в воображении зримого результата своей деятельности. Способность мыслить образно самая важная составляющая опыта творческой деятельности. Образное мышление обладает рядом специфических черт, проявляющихся при решении проблем: способностью к преодолению стереотипов мышления;
способностью к поиску решения в условиях неопределенности;
способностью к выявлению проблем.
Из этого следует, что развитие творческих способностей предполагает повышение эмоциональной активности учащихся посредством силы воображения , улучшение на этой основе восприятия какой - либо учебной задачи и развитие образных качеств мышления.
Личностные компетенции в основном формируются на уроках гуманитарного цикла, в большей мере на предметах искусства.
На первый взгляд связь между занятием изобразительным творчеством ребенка и креативностью будущего профессионала не так заметна. Но компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Задача обучения - развить определенные способности учащегося, для формирования в дальнейшем ключевых компетенций. Под влиянием требований общественной жизни и на основе природных задатков появляются и формируются разнообразные способности, обеспечивающие человеку возможность выполнения той или иной задачи. Самое активное развитие творческих способностей учащихся происходит на уроках Изобразительного искусства.
В школе ни один другой предмет кроме занятий пластическими видами искусств не открывает таких возможностей перед учащимся:
ребенок чувствует себя экспериментатором и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру;
фиксирование идеи в материале неотделимо от процесса творчества;
продукт детского труда и творчества легко фиксируется и выносится на всеобщее обсуждение.
Особенное значение занятия Изобразительным искусством имеют на начальной стадии обучения в младшем возраста. Дети младшего школьного возраста наделены богатейшими предпосылками художественного развития. И это не проявление каких-то особых возрастных склонностей, способностей и талантов, это тяга к самовыражению и творческому созиданию, заложенному в ребенке природой. И даже если речь идет о художественной одаренности как о возрастном явлении, которое уйдет с возрастом, то опыт приобщения к искусству принесет огромную пользу растущему человеку т.к. будет основой формирования личностных компетенций будущего выпускника школы.
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте является залогом успешной учебы. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
построение образа конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределенности;
создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов, описываемых объектов.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении и образном мышлении. Образное мышление характеризуется и способностью к преодолению интеллектуальных трудностей. Потому что как правило только после серии неудачных попыток, в условиях внутриличностного конфликта, появляется продуктивная идея творческого решения проблемы.
Творческие способности тесно связаны с интересами и стремлениями человека. Интерес - эмоциональное проявление познавательной потребности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь помогает воображение. Фантазирование значительно обогащает опыт ученика, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Воображение дает учащемуся
дополнительный опыт и знания;
определяет для него значимость того или иного объекта жизни;
формирует у него разнообразные увлечения и появление желания стремиться к новому.
Творческая изобразительная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов и искренне проявлять себя в творческой деятельности. Успех в творчестве является залогом уверенности в своих силах.
Создавая творческий продукт, ребенок отражает в нем свое понимание жизненных ценностей и по-новому осмысливает их. Через творчество формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций и формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность и часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. Занятия творчеством, развитие разносторонних интересов формируют у юного человека нравственно-эстетическую потребность, которую можно определить как потребность в красоте и деятельности по законам красоты.
Занятия пластическими видами искусств в детстве через формирование интересов, стремлений, нравственных основ личности запускает механизмы, к направленные на самореализацию человека через самопознание, самоорганизацию, профессиональное самоопределение, самосовершенствование, самокоррекцию, самообразование, рефлексивную деятельность. Развитие творческих способностей на уроках Изобразительного искусства в младшем школьном возрасте является основой формирования личностных, а через них и других ключевых компетенций будущего абитуриента. Развитое воображение, восприятие и образное мышление будет являться залогом формирования высокого уровня интеллектуально-познавательных и коммуникативно-командных способностей выпускников школы. Творческий потенциал будущего специалиста позволит выработать умение необходимое в современном мире каждому человеку - быстро и оригинально решать жизненные проблемы.

Литература:
Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. Просвещение 2007
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Хуторской А. В.Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». // Интернет- журнал "Эйдос".
Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход». // Интернет-журнал "Эйдос".
С.А. Денисова, г. Новосибирск. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".




15