Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте посредством игровой деятельности

Введение
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте посредством игровой деятельности.
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Данные выводы определяют цель работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
1.     Развивать коммуникативные навыки
2.     Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
3.     Создать  положительный эмоциональный комфорт в группе;
4.     Формировать у детей адекватную самооценку;
Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым. В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей воспитательно-образовательного процесса школы.
У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.


























Основная часть

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения
у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1.      Творческое мышление;
2.      Культуру речевого действия;
3.      Культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4.      Культуру жестов и пластики движений;
5.      Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6.      Культуру эмоций.
Коммуникативность  это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными:
1). Биологический фактор развития.
Нарушение состояния здоровья ребёнка: наличие функциональных расстройств, длительные соматические заболевания - одна из самых существенных причин, вызывающая затруднения в общении.
2). Социальный фактор развития.
Ребёнок нуждается в благоприятной социально – педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно - игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.
3). Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), что является важнейшим условием развития деятельности, адекватное отношение к окружающему миру.
Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Прежде чем проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимы предварительно организовать наблюдение за процессом общения этого ребенка с окружающими. Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу по следующим параметрам.
Характеристика коммуникативной активности.
Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт со взрослыми и детьми, имеют ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.
Предпочитаемый адресат общения.
Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослым в поле восприятия дошкольника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.
Содержание общения.
Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка со взрослым (о чём спрашивает, что сообщает).
Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.
Проводится анализ невербальных коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимики). Отметить, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
Анализ речевых средств.
Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).
По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения дошкольников.
Коррекционную работу целесообразно проводить по трём направлениям:
Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.
Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства (визуальные, жестовые, словесные, эмоционально-мимические, пантомимические).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
В результате реализации этих направлений происходит:
·        развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
·        развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
·        развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·        усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
·        развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
·        развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
·        развитие связной речи;
·        развитие речевого творчества;
·        развитие эмоциональной сферы.
Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но школьном возрасте наибольший эффект оказывает  игра.
В условиях многих игр ребенка сталкивают с ситуациями, характерными для его реальной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.  Общение во время проведения игрового занятия –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники  ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении тем, интересующих их. Создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.
Предложите детям правила общения во время игр:
1.С уважением относиться друг к другу;
2.У каждого есть право быть выслушанным и понятым
3. Пока один говорит , все его слушают.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ: ( Соответствие игры возрасту ребенка; ( Подбор игрового материала с постепенным усложнением; ( Связь содержания игры с системой знаний ребенка; ( Учет структуры дефекта; ( Соответствие коррекционной цели занятия; ( Учет принципа смены видов деятельности; ( Использование ярких, озвученных игрушек и пособий; ( Игрушки и пособия должны быть безопасны. В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Игра предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы воспитанники усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек. Воспитанники учатся переносить наблюдаемые действия в игру с помощью педагога, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни. В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие, образная память, воображение. По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с ОВЗ начинает формироваться ролевое поведение. При таком способе игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого воспитанник имитирует, подчиняя ему игровые действия. Задача педагога накопить у воспитанников много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, кто окружает ребенка в школе (педагоги, медсестра, повар, охрана и т. д.), а затем и тех, с кем воспитанники встречаются реже (продавец, парикмахер, почтальон и т. д). Необходимо акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей, участвовать в игре, демонстрировать различные чувства и эмоции. Педагогу необходимо помогать воспитанникам, распределять роли, следить за тем, чтобы застенчивые, а также дети с нарушенной речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Наиболее часто проводятся игры: «Дом», «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта», «Парикмахерская». В этих играх объединяется ряд сюжетов, от педагога требуется также предварительный отбор речевых средств, их уточнение в других видах деятельности. Педагог учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их отношения и чувства. Воспитанники с ОВЗ дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе. Через игру воспитанники включаются в систему социальных отношений. Дети должны знать названия игр, действующих лиц. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны педагога в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами  и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных  психологических форм.
Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. (Приложение 1)
-В процессе внеурочной деятельности мои дети научились выделять главное, сосредотачивают внимание на одних явлениях и абстрагируются от других.
-Школьники стали более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству.
-Возросла роль обучающихся в организации учебной деятельности (лучше отвечают на уроках)(Приложение 3)
-Обогатился опыт коммуникативного общения у детей со сверстниками и взрослыми. Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети познакомились с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивали правила хорошего тона, этикета.
-При выполнении игровых упражнений у детей совершенствовались навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивались умения поддерживать беседу на определённую тему.
-Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к педагогам за советами, с различными вопросами.












Специфика педагогических технологий, используемых в работе с воспитанниками.
 Совместная деятельность
Специально организованное обучение
Самостоятельная деятельность
Диагностика
Экскурсия
Беседа-лекция
Досуги
Викторины, конкурсы
Комплексные занятия.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр художественных фильмов.
Сюжетно – ролевые игры.
Участие в конкурсах.
Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.
Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.
Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.(Приложение 2)















Заключение
Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению», совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнкаи помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участками  муниципальных конкурсов.
Мои воспитанники отмечаются любознательностью, активностью и творчеством. В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым практически исчезли, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети становятся дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть.




 













Приложение 2
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога"
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отве-чайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".   Вопросы 1.    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 2.    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3.    Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 4.    Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня? 7.    Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 8.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9.    Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 12.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14.    Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты? 15.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)? 16.    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 19.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 20.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:( низкий уровень - 0,1 - 0,45( ниже среднего - 0,46 - 0,55; ( средний уровень - 0,56 - 0,65; 
( выше среднего - 0,66 - 0,75; 

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг
Не люблю людей, которые
Больше всего люблю тех людей, которые
Когда меня нет, мои друзья
Я хотел бы, чтобы мои друзья
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как
когда я был маленьким, моя семья
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть
Моей самой большой ошибкой было
Если ты совершаешь дурной поступок, то
Отношение к себе
Если все против меня
Думаю, что я достаточно способен
Я хотел бы быть похожим на тех, кто
Наибольших успехов я достигаю, когда
Больше всего я ценю
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление





















15