Методическая разработка Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.о. Троицк
Методическая разработка
Использование на уроках биологии технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Выполнила:
учитель химии и биологии
Богаченкова Татьяна Геннадиевна
Москва 2015
Конспект урока
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.о. Троицк
Учитель Богаченкова Татьяна Геннадиевна, стаж 10 лет, категория первая
Предмет биология, тип урока - урок изучения нового материала
Тема Основные стадии антропогенеза
Класс 11
Продолжительность 45 мин
Технологии технология развитие критического мышления через чтение и письмо на основе ИКТ.
Аннотация
Данный урок изучается в курсе общей биологии в разделе «Антропогенез». В процессе изучения темы урока, обучающиеся получают знания о происхождении человека, особенностях биологического и социального развития представителей группы Homo. Данный материал позволит привлечь внимание обучающихся к истории происхождения и эволюционного развития человека. Форма работы: групповая, индивидуальная. Применяются методы: наглядный (мультимедийная презентация), словесный, исследовательский. Приемы - беседа, работа с текстом, составление устного рассказа по ключевым словам, заполняется индивидуальная таблица информации.
УМК
Программа
составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//
Учебник
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.-368с.
Тема
Основные стадии антропогенеза
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления на основе ИКТ.
Цель и задачи
знакомство обучающихся с особенностями биологического и социального развития предков современного человека.
Методы
Словесные, наглядные, исследовательские
Средства
информационно-компьютерные
Оборудование
презентация «Стадии антропогенеза»
Формы работы
Групповая, индивидуальная
Технологическая карта урока
Этап
Наименование этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1
Вызов
Слайд 2,3,4
Знаете ли вы где появились люди? Кто является первыми людьми? Есть ли сходство между человеком и обезьяной?
Слайд 2,3,4
Ответы учащихся, учитель кратко фиксирует на доске.
Обсуждают в группах.
Представитель из каждой группы высказывает мнение группы:
Африка, Азия, Европа и т.д.
Божественная (Адам и Ева), жизнь из космоса, научная (от обезьяны)
Активизация познавательных процессов, для быстрого включения в работу.
Помогает овладеть навыками общения.
Анализируют собственные знания по теме.
А теперь давайте проверим ваши предположения и, изучив, тему сегодняшнего урока вы, возможно, откроете для себя что – то новое.
Смотрят фрагмент фильма «Происхождение человека»
Вызывает интерес к теме и определяет цели ее рассмотрения
Записывает на доску тему урока
«Основные стадии антропогенеза»
Записывают в тетрадь
Какова проблема урока?
Слайд 5
Узнать, кто является предками человека. На какие группы их можно разделить.
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Об особенностях биологического и социального развития представителей группы Homo.
2
Осмысление содержания
1. Кто же относится к предкам человека современного?
Сейчас мы это узнаем.
У каждой группы на столах слоги, соберите из них слова и расположите в правильном порядке, в каком направлении, по вашему мнению шла эволюция человека.
Кластер запишите в тетрадь.
Проверяет кластер, фиксирует его на доску.
Задает вопросы и дополняет кластер учащихся.
Что менялось во внешнем виде предков человека?
Как вы думаете почему человек умелый и прямоходящий получили такое видовое название?
Слайд 6
Составляют слова и записывают кластер
дриопитеки
австралопитеки
человек умелый
человек прямоходящий
неадерталец
кроманьонец
Вступают в контакт с новой информацией, прием Кластер
Поддерживает интерес и активность
2. Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по плану:
а) Когда жили;б) где жили;в) как выглядели;г) какие прогрессивные черты имели;д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.
Раздает тексты (Приложение № 1). По ходу чтения сделайте на полях пометки
Методы активного чтения: маркировка:
“V” - известная информация
“-” противоречит моим первоначальным представлениям;
“?” - непонятная информация;
“+” – новая информация
Что нам известно
«+» или «–»
Новая информация
Новую информацию записываете в 3-ю графу, по ходу выступления групп заполняете 3-ю графу индивидуально.
Слайды 7-17
Работают с текстом, записывают в таблицу
1 группа
Древесные люди
2 группа
Пралюди
3 группа
Древнейшие люди
4 группа
Древние люди
5 группа
Человек современного типа
Зачитывают рассказы
Заполняют таблицу
Анализируют собственные знания по теме, прием Инсерт
Поддерживает интерес и активность, прием Инсерт
Запишите основные сведения в таблицу (Приложение № 2)
Заполняют таблицу, обмениваются информацией
Обобщение полученных знаний.
Проверьте себя, как вы усвоили новый материал. (Приложение № 3)
Выполните тест
Оцените работу на уроке, за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
Выполняют тест
Оценивают себя
Самоконтроль, самооценка
3
Рефлексия
Сформулируйте вывод по уроку, ответив на вопрос «Какие прогрессивные черты привели к появлению современного человека?
Формулируют вывод, записывают в тетрадь
Прогрессивные черты:
а) членораздельная речь;б) труд;в) сознание и мышление;г) прямохождение.
Стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию).
Активизирует перестройку представлений с включением новых понятий.
Способствует закреплению полученных знаний,
прием «Мозговой штурм»
Комментирует д/з
Домашнее задание: изучить §70, выполнить задание после параграфа
Записывают д/з
Приложение №1
Тексты для групп
1. Древесные люди
Остатки дриопитеков (нижние челюсти, зубы, кости конечностей) найдены в Западной Европе, Восточной Африке и Южной Азии (Индия). По размерам от шимпанзе до гориллы. У дриопитеков был относительно крупный головной мозг. Его коренные зубы были более примитивного строения и покрыты очень тонким слоем эмали. Видимо, дриопитеки питались лишь мягкими растительными кормами (например, сочными плодами).
Длинные и подвижные кисти рук были приспособлены для висения и раскачивания на ветвях. Вероятно, по земле дриопитеки передвигались на четвереньках, как мартышкообразные обезьяны. Большую часть жизни они проводили на деревьях, передвигаясь по ним семейными группами.
2. Пралюди
На смену пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120130см, масса 2545 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда один из основных признаков человека).
3. Древнейшие люди
В этот же исторический период существовало животное, внешне очень входное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше до 650 1100см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.
Остатки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Это было существо среднего роста (160 см) с объемом головного мозга до 1100 см3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. древнейшие люди могли пользоваться и огнем. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи.
4. Древние люди
Стадия древних людей представлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия). Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объемом до 1600 см3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было еще много примитивных черт. Рост неандертальцев достигал 1м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.
5. Человек современного типа
Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция). Это были высокие, рослые люди (до 180см), объем их мозга достигал 1800см3. Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ. За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду - Человек разумный.
Приложение №2
Предокчеловека
Когда и
гдежили
Прогрессивныечерты
Орудиятруда
Дриопитек
30 – 25 млн. летАфрика
Рост 110см, жили на деревьях, передвигались на 4 ногах
отсутствуют
Австралопитек
5 млн. лет, юг Африки
Рост 120 – 150 см,
Масса 20-50 кг, объем головного мозга 430-550 см3
Камни, палки, кости крупных животных
Человек умелый
2,5 млн. лет, Центральная Африка
Рост 109 – 152 см,
Объем головного мозга 500 - 800 см3, изготовлял орудия труда, жилище.
Скребло, каменный молоток, рубило
ЧеловекПрямоходящий
Европа, Азия1 млн. лет
Рост 150 – 170 см, объем 1100 см3, Использование огня
Рубило, деревянное копьё
Неандерталец
Европа, Азия400 тыс. лет
Развитие членораздельной речи, огонь, охота на крупных животных
Нож, деревянное копьё
Кроманьонец
Европа, Азия
Менее 40 тыс. лет
Строили хижины, шили одежду, украшения, рост до 180 см, объем головного мозга 1600 см3
Приложение №3
1) Какой объем мозга был неандертальцев?
а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.
2) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним?
а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.
3) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.
а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.
4) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».
а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.
5) Назовите вид, к которому относят питекантропов.
а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).
Оцените работу на уроке, за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
Предки человека
LђЗаголовок 315