Тьюторское сопровождение одаренных детей в младшем школьном возрасте


TUTOR SUPPORT THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Surma Ludmila MikhailovnaThis article presents an innovative form of work with gifted students based tutoring technology. Advantages of teaching activities for the individualization of education. Tutoring is accepted as an organized pedagogical support in the design of the image of the future man and build the most effective program for achieving it.
Keywords: gifted child, tutor, tutor’s support, education integration.
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сурма Людмила Михайловна
В данной статье представлена инновационная форма работы с одаренными учащимися на основе тьюторской технологии. Раскрываются преимущества педагогической деятельности по индивидуализации образования. Тьюторство принимается как организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения наиболее адекватной программы по его достижению.
Ключевые слова: одаренный ребенок, тьютор, тьюторское сопровождение, интеграция образования.
На праздновании Дня знаний, 1 сентября 2015 г., с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одарённых детей «Сириус» Президент Российской Федерации В.В. Путин, предложил начать диалог, с самого сложного вопроса для подрастающего поколения – выбора жизненного пути. В.В. Путин сказал: «Зачастую нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь, на что ты способен. И чем раньше состоится этот выбор, тем лучше, потому что просто больше успеешь сделать. Ведь любые успехи, в том числе научные открытия, экономические, культурные, спортивные достижения, напрямую связаны с талантом, образованием, трудом и упорством». Он также отметил, что современному подрастающему поколению предстоит выйти уже на другие рубежи, решать более сложные задачи, отвечать на непростые вызовы. Он подчеркнул, что сегодняшнее поколение должно быть к этому готовы, так как сила, преимущество современной творческой молодёжи – в незашоренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения.[4].
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [5]
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[5]
Социальный заказ общества на поступательное развитие одарённых детей, способных ставить цели и решать задачи в современных условиях, самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, сможет оказать большое влияние на совершенствование всей системы образования только в том случае, если в инновационном образовательном поле будет создана соответствующая организационная структура, модель новой системы работы с одаренными детьми, разработана многоэтапная программа, которая сконцентрировала бы все усилия и ресурсы для реализации обозначенных целей.
Но именно этот, организационно-педагогический аспект проблемы работы с одаренными детьми является наиболее слабым, неразработанным ее звеном. Ни в отечественной, ни в зарубежной практике образования неизвестны сколь-нибудь серьезные попытки объединить отдельные, разрозненные элементы деятельности по диагностике одаренности, обучению, развитию и поддержке одаренных детей в единую организационную систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне [3]. Адекватно сегодняшним требованиям государства по инновационному изменению содержания образования, необходимо изменить подходы и технологии организации обучения одаренных детей, которые на практике позволили бы создать условия для наиболее полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, способности, дарования, развить индивидуальность.
Если же говорить об эффективности работы с одаренными детьми, то здесь наиболее оптимальной формой работы необходимо признать тьюторство.
Тьютор - в переводе с английского значит - "домашний учитель, опекун". Это же слово, но в качестве глагола, переводится как - "обучать, давать уроки, наставлять". В Англии такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И "ведет" его вплоть до окончания высшего образовательного учреждения.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуального образовательного маршрута[].
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [2].
Тьюторское сопровождение строится на взаимоотношениях «тьютор– ученик» как взаимодействие двух личностей. Позиция тьютора по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.
Тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы. Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания». Особенно актуален этот тезис в контексте работы педагога с одаренным учеником.
С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты на уровне тьютора и ребенка:
Результаты на уровне тьютора:
индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута;
набор диагностик;
продукты творчества;
проекты;
портфолио тьютора и обучающегося;
принадлежность к сообществу тьюторовРезультаты, которые могут быть получены при реализации тьюторского сопровождения на уровне обучающегося можно представить как:
индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута;
компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);
повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
собственный творческий продукт - рисунок, выставки рисунков, скульптуры, тематические номера газеты, отчеты - презентации, выставки дизайн - проектов и др.Модель «Младший школьник». Цель тьюторского сопровождения – создание и реализация индивидуальных образовательных программ развития младшего школьника. В процессе сопровождения индивидуальных образовательных программ одаренных детей применяются четыре подхода: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация». В индивидуальных образовательных маршрутах отражается ответ на главный вопрос младшего школьника «Что я могу?». В качестве инструмента фиксации результатов взаимодействия тьютора с младшим школьником становится портфолио достижений.
Результат тьюторского сопровождения: способность обучающегося ставить цели; умение планировать деятельность; способность работать с информацией – переработка текущей информации, моделирование, реализация, контроль и коррекция плана действия, оценка.
Также, отражением результата могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, изменение точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения.
Таким образом, тьюторское сопровождение - это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с обучающимся.
Можно говорить о том, что будущее - гораздо ближе к нам, оно - совсем рядом. Будущее – дети. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.
Список библиографии
Белицкая, Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В.: ВГПУ Перемена, 2012.
Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. М.: ПУ Первое сентября, 2010.
Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И. Сибгатуллина. Учебно-методическое пособие, 1998.
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012) [электронный ресурс] // 2011 г.- Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_131119/ (Дата обращения 10.09.2016).
Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Ж. Психологическая наука и образование, 2010, №1, с. 5-12.
Яковлев Б.П., Краснобаева Л.В. Особенности проявления познавательной активности школьников. Великие Луки: Изд-во – ВЛГТ. 2000. 140 с.
Яковлев Б.П. Одарённость детей: психолого-педагогический аспект // Учебно-методическое пособие. ХМАО, изд-во ОАО «Издательский дом» Новости Югры, 2012. 317 с.
ReferencesBelitskaya, E. V. Tutor learning system in modern education England. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences. Q: vgpu Change, 2012.
Kovaleva, T. M. Fundamentals of tutor support in General education. Lectures 1-4. M: PU the First of September, 2010.
Gifted child development, communication, teaching. R. Gileeva, I. sibgatullina; textbook, 1998.
"The concept of a national system of identifying and developing young talents" (app. Russian President 03.04.2012) [electronic resource] // 2011. Mode of access: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_131119/ (accessed 10.09.2016).
Rubcov V.V. Psihologo-pedagogicheskaja podgotovka uchitelja dlja «Novoj shkoly» // Zh. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2010, №1, р. 5-12.
Jakovlev B.P., Krasnobaeva L.V. Osobennosti projavlenija poznavatel’noj aktivnosti shkol’nikov. Velikie Luki: Izd-vo – VLGT. 2000. 140 р.
Jakovlev B.P. Odarjonnost’ detej: psihologo-pedagogicheskij aspekt// uchebno-metodicheskoe posobie. HMAO, izd-vo OAO «Izdatel’skij dom» Novosti Jugry, 2012. 317 р.