Программа дополнительного образования детей «Юный художник»


ГБОУ РО ДККК

Программа дополнительного образования детей
«Юный художник»
Возраст детей 11-14 лет
Срок реализации: 2года
Программу разработала и составила:
Подсадняя Инна Александровна, педагог дополнительного образования ДККК

г.Новочеркасск
2017г

Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность обучающихся, она возникает у них самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Моя задача помочь обучающимся открыть в себе художника, развить способности, которые помогут им стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая, позволяющая передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Обучающийся в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у обучающихся совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, обучающийся и формируют и развивают у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Юный художник». В рамках кружковых занятий обучающиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Обучающиеся осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и обучающихся при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу специфики корпуса, индивидуальных особенностей обучающихся, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех обучающихся, поэтому на занятиях я даю возможность каждому обучающихся активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Обязательно использование тем, направленных на реализацию, казачьего компонента в программе.
Общая характеристика
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной и учитывает реализацию казачьего компонента на 10-15%.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями и спецификой жизни обучающихся.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству.
Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности обучающихся, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем, выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.
Возраст обучающихся , участвующих в реализации данной образовательной программы 11-14 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.Формы организации занятий:
Используются различные формы организации занятий:
-фронтальная;
-индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
Место в учебном процессе
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у обучающихся творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, количество часов в год 66 согласно календарно-учебного графика корпуса на 2016-17 уч.год.

Тематический план 1-го года обучения
№ Темы Общее количество часов Теорети-ческие занятия Практичес-кие занятия
1 Введение в предмет.
Чем и на чем рисует художник?
Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов.
5 1 4
2 Основные и
составные цвета.
Теплые и холодные цвета.
Техника работы
акварелью и гуашью 4 0,5 3,5
3 Сказка в моей жизни. 4 1 3
4 Жанры живописи.Тематическая картина. 6 1 5
5 Натюрморт.
Натюрморт с натуры.(предметы быта казачьей семьи) 6 1 5
6 Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными постройками.(Архитектурные памятники Новочеркасска. Родного города,станицы)
Или изображение уголка леса,поля,сада, степи… 7 2 5
7 Мы рисуем себя и своих друзей. Мы кадеты.(Стоящий человек. Человек в движении ) 6 1 5
8 Изображаем свое любимое животное.
Животные донского края. 6 0,5 5,5
9 Портрет. Портреты знаметитых людей(художников, полководцев,казаков,святых, героев войны и т.д) с натуры 7 2 5
10 Декоративно-прикладное творчество. 4 0,5 3,5
11
Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент. 4 1 3
12 Мир вокруг нас (православные праздники) 6 0,5 5,5
13 Экспозиция работ. Обсуждение выставки 1 1 Итого: 66 13 53

Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ Тема Общее количество часов Теорети-ческие занятия Практичес-кие занятия
1 Вводная часть 1 0,5 0,5
2 Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. 5 1 4
3 Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 6 1 5
4 Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 6 1 5
5 Орнамент. Стилизация. 3 0.5 2.5
6 Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. 5 1 4
7 Жанры изобразительного искусства: пейзаж
портрет
натюрморт 6 1 5
8 Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений или героев донской земли 8 1 7
9 Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в родном крае
6 1 5
10 Пейзаж в графической технике 6 0.5 5.5
11 Летний декоративный натюрморт(с использованием казачьей утвари)
6 0,5 5,5
12 Тематическое рисование 6 1 5
13 Экспозиция работ. Обсуждение выставки 2 - 2
Итого: 66 10 56
Формы подведения итогов реализации программы
Работы детей, соответствующие основным требованиям, представляются на выставках декоративно-прикладного искусства, используются в оформлении кабинетов, участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- дискуссий по изученным темам;
- оценка педагога;
- конкурсы;
- самооценка;
-совместная оценка учащегося и педагога;
- выставка работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».
№ п\пФ.И. ребенка Технические навыки Точность движений Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию Речь в процессе рисования
нк нк нк нк нк нк нк
1 2 3 4 5 6 7 «н» - начало года, «к» – конец года

Методическое обеспечение программы
Формы занятий
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.
Все изготовленные обучающимися образцы фиксируются на индивидуальных картах. Это даёт возможность педагогу визуально наблюдать за ростом мастерства каждого учащегося, а ребенку – самому анализировать свою работу.
Программа включает в себя и мастер-классы, конкурсы мастерства, экскурсии.
Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ как тематических (например, «Рождество», «Пасхальные подарки»), так и итоговых. Итоговое занятие в конце учебного года включает в себя праздник, на котором учащимся вручаются грамоты, благодарности, подарки. Организуется чаепитие.
Необходимые формы занятий – посещение музея, выставок изобразительного искусства и других выставок.
Приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса
Для успешного освоения обучающимися программы используются различные методы обучения. Основной метод, используемый на 1 году обучения – репродуктивный. Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод (в начале занятия), частично-поисковые методы (для активизации творческого подхода к выполнению заданий). На втором году обучения большое внимание уделяется самостоятельной и творческой работе детей. Научившись основным приемам изобразительного искусства, обучающиеся пытаются самостоятельно их выполнять.
Рисование – работа трудоёмкая, кропотливая, требующая аккуратности и внимания. Освоение различных приемов идет от простого к сложному на основе изучения теоретических основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ознакомления с народными традициями, правилами лепки и аппликации, знакомства с произведениями известных художников. Учитывая различный начальный уровень умений и творческих способностей обучающихся, - главное в обучении – индивидуальный подход к каждому ребёнку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всяческое поощрение желания учиться. Не зря народная мудрость приравнивала желание трудиться к умению.
Обучая изобразительному искусству, в группе следует поддерживать соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и дружелюбным отношением друг к другу.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с обучающимися, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимопомощи, достижения конкретных результатов, преодоление трудностей на пути творческого самовыражения и самореализации личности ребёнка.

Дидактический материал
Поэтапное построение по различным темам занятий.
Наброски птиц и животных.
Фонд детских рисунков.
Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
Творческие проекты детей.
6. Индивидуальные карты динамики развития мастерства обучающихся:
образцы основных приёмов рисования;
образцы получения различных оттенков при помощи смешивания основных цветов;
образцы выполнения аппликации;
образцы орнаментов;
7. Фото отчеты :
«Жизнь объединения «ИЗО-студия»
«Наши лучшие работы»
«Материалы, собранные в экспедициях и творческих командировках»
«Наши экскурсии по музеям города»
8. Видеоматериалы и презентации(библиотека и личный фонд педагога)
Рекомендуемая литература
Энциклопедия рисования. Перевод с англ. Т. Покидаевой. Москва «РОСМЭН», 2003.
Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.-144 с., ил.
Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
Ю. Г. Дорожин. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство Мозаика-Синтез, 2005.
Подборка журналов «Художественная галерея» и «Искусство рисования и живописи», 2006-2007 г.г.
Литература для обучающихсяБелашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Интернет-ресурсы

Название ресурсаСсылкаКраткаяаннотация1 Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
http://kidz-art.narod.ru/Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века
Галерея детского творчества
http://www.znv.ru/В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка
http://www.rndavia.ru/gallery/Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
5 Газета Искусство
http://art.1september.ru/index.php Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе
http://art-in-school.narod.ru/Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование
http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.