Конспект урока по физике для 8 класса «Постоянный электрический ток»
Урок физики в 8 классе на тему « Постоянный электрический ток»
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме « Постоянный электрический ток».
Задачи:
образовательная: обобщить, закрепить и проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
развивающая: способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное, обобщать, переносить знания в незнакомую ситуацию;
воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру общения в группе, способствовать самоорганизации и самооценке учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: урок обобщения и систематизации ЗУН.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядный.
Средства обучения: компьютер, проектор, карточки с обобщающими таблицами для проверки знаний формул и физических величин, карточки с экспериментальными заданиями для групп, DVD диск « Электрические явления» для 8 класса, электронный учебник « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс », приборы: вольтметры, амперметры, резисторы, ключи, источники тока, лампы, провода; весы с чашами « + » и «-», жетоны для голосования, слайдовая презентация .
План урока:
1.Организационный момент.
2. Фронтальный опрос по основным понятиям, определениям и законам темы
( приложение №1), одновременно на компьютере трое учащихся по очереди выполняют итоговое тестирование «Урок №08.Электрический ток», « Урок №09.Закон Ома для участка цепи. Сопротивление», « Урок №10.Работа и мощность электрического тока» из электронного учебника « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс ».
3. Проверка знаний по обобщающим таблицам № 1 « Формулы, обозначение физических величин, единицы измерения », №2 «Законы последовательного и параллельного соединения»/ самостоятельно, по вариантам, на листах для контроля/ (приложение №2). Одновременно 4 учащихся по очереди выполняют на компьютере задание:
тренажер №1 урока №08, №1,2,3 урока №09, №1 урока №10 электронного учебника.
4. Обобщение и систематизация знаний по законам последовательного и параллельного соединения /обобщающая беседа/.
5. Решение задач по определению общего сопротивления в смешанных соединениях
/фронтально, устно/(приложение №3).
6. Решение творческих и проблемных задач /четыре группы, письменно, творческие - у доски, проблемные - в тетрадях/(приложение №4).
7. Решение экспериментальных задач / по группам по схеме соединить цепь, выполнить необходимые измерения и вычисления/ (приложение №5).
8. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся проголосовать-положить свой жетон на чашу весов со знаком «+» или « -», оценив свои знания и готовность к контрольной работе.
9. Информация о домашнем задании.
10. Подведение итогов урока.
Приложение №1
Что такое электрический ток?
Что такое напряжение? Как обозначается? Какова единица измерения? Прибор для измерения U?
Дайте определение силы тока? Обозначение? Единица измерения? Прибор для измерения силы тока?
Как обозначается сопротивление? Какова единица измерения и прибор для измерения? От чего зависит сопротивление?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Дайте определение работы тока.
Что такое мощность тока?
Как в цепи включается амперметр?
Как в цепи включается вольтметр?
При каком соединении сила тока в цепи одинакова?
При каком соединении напряжение в цепи одинаково?
Приложение №2
№
величина
её обозначение
Единица измерения
формулы
1
сила тока
2
напряжение
3
сопротивление
4
Работа тока
5
Количество теплоты
6
Мощность
СОЕДИНЕНИЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
СХЕМА
СИЛА ТОКА
НАПРЯЖЕНИЕ
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Приложение №3
На рисунке изображена схема соединения проводников. Укажите, как они соединены между собой. Сформулируйте для «чайников», по каким признакам можно на схеме отличить последовательное соединение элементов от параллельного.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каково сопротивление соединения, если сопротивление каждого из резисторов 1Ом?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3.
.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
7.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
Приложение №4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
Как нужно выполнить электропроводку, чтобы одним звонком можно было звонить из двух мест?
Составьте электрическую цепь так, чтобы два звонка работали одновременно при нажатии одной кнопки.
Нарисуйте схему соединения двух лампочек и двух ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится «своим» ключом.
Кот Леопольд выполнял в лаборатории работу, в ходе которой требовалось измерить электрические сопротивления двух резисторов, а также сопротивления их последовательного и параллельного соединений. Начав работу с конца, он измерил сопротивление параллельного соединения резисторов, которое оказалось равным 24 Ом, и последовательного соединения – 100 Ом. Но в этот момент его отвлекли от работы два злобных мышонка, и о том, что нужно было измерить еще и сопротивления отдельных резисторов, Леопольд вспомнил только дома. Чем вы можете утешить Леопольда? Как ему выйти из создавшегося положения?
Елочная гирлянда, включенная в сеть с напряжением 220 В, состоит из одинаковых ламп, рассчитанных на напряжение 4 В каждая. Если лампа перегорает, количество ламп в гирлянде уменьшают. При каком наименьшем количестве ламп гирлянду еще можно безопасно эксплуатировать, если напряжение на лампе не должно превышать 5 В?
Приложение №5
Решите экспериментальные задачи: по схеме соберите цепь.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
15