Статья Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания (на примере организации и проведения деловой игры).

Интерактивное обучение как форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания
(на примере организации и проведения деловой игры).


Л.В.Фирса, преподаватель гуманитарных, социально-экономических дисциплин государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж»


В настоящее время смена приоритетов и социальных ценностей в обществе требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональных образовательных организациях. Обще признано, что растущий уровень производства в большей степени должен отвечать удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Из этого следует, что одной из основных задач современного образования становится создание условий развития студента, которые помогут им успешно адаптироваться в современном обществе. Данную задачу успешно помогает решать учебные занятия по обществознанию, так как именно на них студенты получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Успешность достижения этой благородной цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: в авторитарных или гуманистических условиях, индивидуально или коллективно, с опорой на восприятие, внимание, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Активное обучение это освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с преподавателем, с другими участниками. На данном этапе развития среднего профессионального образования по сценарию ряда новых федеральных государственных стандартов образования активное обучение стоит в одной плоскости с интерактивными методами. Педагоги-современники между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» это взаимный, «act» действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной фигурой учебного занятия, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники образовательного процесса (педагог-студент) обращаются к социальному опыту собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения учебных и, конечно же, воспитательных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- Деловые и ролевые игры;
- Мастер классы;
- Круглый стол (дискуссия, дебаты);
- Case study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
- Мозговой штурм (мозговая атака).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр.
Деловая игра форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Деловая игра это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем: во-первых, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений. Во вторых, метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому студенту без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное погружение в какую то одну или несколько сфер человеческой реальности.
Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:
- целевая установка проведения игры;
- сценарий всех этапов деловой игры;
- структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
- критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
-рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.
Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.
Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2–4 академических часов, т. е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих. Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), средства отображения информации, средства управления, ИКТ и т. п. Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время. Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
Таким образом, применение в образовательном процессе интерактивных методов, например, деловой игры, способствует лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения, активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода, активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии, раскрытию личностного потенциала и развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе.
.
Используемая литература
Порывкина А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО [Текст] / А.А. Порывкина // Молодой ученый. 2015. №3. С. 841-844.
Открытый колледж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]