Конспект урока по теме Повторение. Площади фигур 9класс
Тема занятия:
Повторение. Площади фигур (9 класс)
Ссылка: Учебная программа, календарно-тематический план, среднесрочное планирование
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Общие цели: Совершенствовать умения учащихся вычислять площади фигур, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.
Развивать математическую грамотность учащихся через решение задач содержательной области «Пространство и форма» различного уровня компетентности.
Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. Создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, через работу в парах и группах.
Результаты обучения: Учащиеся знают:
формулы и способы вычисления площадей фигур.
Учащиеся умеют:
вычислять площади фигур;
работать в паре и группе;
осуществлять формативное оценивание.
Ключевые идеи: Освоение учащимися понятия «площадь фигуры» и различных способов вычисления площадей фигур способствует развитию математической грамотности учащихся.
Применение технологии критического мышления и выстраивание диалогового взаимодействия со своими сверстниками и учителем позволит учащимся научиться рассуждать и размышлять над практическим опытом.
№ Этап урока Содержание Деятельность учителя
Деятельность учащихся Модули Стратегии
1 1. Организационный момент
(1 мин) Приветствует учащихся Организуют рабочее место 2.Эмоционально-психологический настрой.
(2 мин) 1.Игра «Желе, камень, воздух»
2.Чтение притчи (Приложение №1)
Организует эмоционально-психологический настрой Новые подходы в обучении
3. Деление на группы
(1 мин) Для деления на группы используются простые карандаши. Организует деление на группы. Делятся на группы и рассаживаются за столы Новые подходы в обучении
2 Актуализация знаний и постановка цели
(6 мин) Задание №1. Графический диктант (Приложение №2)
2.Рефлексия
3.Постановка цели Демонстрирует задание на интерактивной доске. Инструктирует учащихся по выполнению графического диктанта.
Проводит графический диктант
Организует взаимопроверку и заполнение оценочных листов
Направляет деятельность учащихся Выполняют задание
Осуществляют взаимопроверку и участвуют в промежуточной рефлексии
По итогам рефлексии формулируют цель и задачи урока Использование ИКТ
Новые подходы в обучении
Обучение критическому мышлению
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Прием «Верные и неверные утверждения»
Метод саморегуляции3 Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартной ситуации
(7 мин) 1.Ознакомление учащихся с заданием и определение способов решения задачи.
2.Выполнение задания №2 в паре
Найдите площадь лесного массива (в м2), изображенного на плане с квадратной сеткой 1×1 (см) в масштабе 1см – 200м.
А) 400000 м2
В) 620000 м2
С) 600000 м2
D) 640000 м2
E) 800000 м2
3.Рефлексия выполнения задания и заполнение оценочного листа по шкале №2 Организует взаимодействие «новых» пар
По итогам работы пар организует обсуждение через исследовательскую беседу
Организует взаимопроверку и заполнение оценочных листов Учащиеся выполняют задание в парах нового состава, предлагают решение на обсуждение.
Выдвигают общий ответ.
Осуществляют взаимопроверку и участвуют в промежуточной рефлексии результатов выполнения задания Новые подходы в обучении
Управление и лидерство в обучении
Обучение критическому мышлению
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Исследовательская беседа
4 Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартной ситуации (15 мин) 1.Выполнение задания №3 в группе
Задание №3
Площадь Казахстана.
Ниже изображена карта Казахстана.
Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Казахстана.
2.Обсуждение результатов работы групп, определение рационального способа вычисления площади материка.
3.Рефлексия и заполнение оценочных листов. Наблюдает, направляет
Организует работу групп, инструктирует о ходе выполнения задания
Организует обсуждение итогов работы групп и рефлексию
Выполняют задание через индивидуально-групповое взаимодействие
Обсуждают способы вычисления площади криволинейной фигуры.
Выделяют самый рациональный из них и вычисляют площадь.
Выполняют задание в группе.
Защита группами «своего» способа и дискуссия по выбору рационального и наиболее точного способа вычисления площади. Отчет о работе оформляют на листе формата А3.
Заполнение оценочных листов
Использование ИКТ
Новые подходы в обучении
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Обучение критическому мышлению
Моделирование нового способа вычисления площади ( площади криволинейной фигуры)
«Мозговой щтурм»
Прием сравнения с эталоном
( с образцом)
5 Самостоятельная работа (10 мин) 1.Выполнение индивидуально разноуровневых заданий открытого и закрытого типа (Приложение №3)
Учащимся предлагается, выбрать матрешку. В каждой матрешке лежит листочек с заданием. Чем меньше матрешка, тем легче задание, чем больше матрешка, тем труднее задание.
Учащиеся в силу своих способностей и веры в свои силы, выбирают ту матрешку, с которой считают, могут справиться.
Проверка выполнения заданий осуществляется самостоятельно через сравнение с образцом.
2.Рефлексия и заполнение оценочных листов в соответствии со шкалой оценки
Организует
учащихся на выполнение разноуровневых заданий
Организует самопроверку и заполнение оценочных листов Выполняют задание в соответствии с
установкой Использование ИКТ
Обучение критическому мышлению
Обучение талантливых и одаренных учеников Дифференцированный подход
Метод саморегуляцииПрием «Матрешки»
Прием сравнения с эталоном
( с образцом)
6 Рефлексия (подведение итогов и формулирование выводов)
(2 мин) 1.Ответь на вопрос:
Что было самым важным на уроке?
Что для тебя было легко (трудно) на уроке?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
2.Продолжи фразу:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хотел бы на уроке…
Организует и направляет деятельность учащихся Отвечают на вопросы, дают оценку собственной деятельности и ставят задачи на следующий урок Использование ИКТ
Новые подходы в обучении
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Метод саморегуляции7 Запись домашнего задания
(1мин) Учащиеся, выбравшие в самостоятельной работе задания 1 уровня, выполняют тест 2 уровня.
Учащиеся, выбравшие в самостоятельной работе задания 2 уровня, выполняют тест 3 уровня.
Учащиеся, выбравшие в самостоятельной работе задания 3 уровня, составляют по 2 задачи на вычисления площади из реальной жизни. Определяет и разъясняет домашнее задание Знакомятся с заданием, фиксируют домашнее задание Обучение талантливых и одаренных учеников
Обучение критическому мышлению
Дифференцированный подход
Приложение №1
Притча «Карандаш»
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону и сказал :-Перед тем, как отправиться в мир, ты должен знать пять вещей. всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом и они помогут тебе до конца раскрыть свой потенциал.Во-первых, ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.Во-вторых, время от времени ты будешь переживать болезненное обтачивание, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.В-третьих, ты получишь возможность исправлять те ошибки, которые совершаешь.В-четвертых, помни, что самая твоя важная часть - всегда внутри тебя.И в-пятых, к какой бы поверхности тебя не приложили, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты обязан писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Желаю Вам:
Чтобы Ваше «обтачивание жизнью было как можно менее болезненным,
чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить,
Чтобы Вы имели силы продолжать то, чем Вы занимаетесь, независимо от Вашего состояния,
Чтобы Вы оставили свой след и стали лучшими
Приложение №2
Задание № 1. Графический диктант.
Ответьте на вопросы графического диктанта, выберите верный ответ и на координатной плоскости отметьте точки, соедините их в последовательности заданных вопросов и получите замкнутый многоугольник.
1 вариант
№ п/п вопрос ответ
Да Нет
1 Формула вычисления площади круга равна πR2 А (-2;1) A(-2;-1)
2 В 1 м2 содержится 100см2 В (-1; -3) В (-1; 3)
3 Площадь круга с R=4см равна 8π см2С (1;-2) С (1;2)
4 Площадь прямоугольника со сторонами 3 и 4 см равна 12 см2D (2;1) D (2;2)
5 Площадь трапеции с высотой 6 см и средней линией 10 см равна 60 см2Е (2;-1) Е (-2;-1)
2 вариант
№ п/п вопрос ответ
Да Нет
1 Формула вычисления площади круга равна πR2 Е (2;-1) Е (-2;-1)
2 В 1 м2 содержится 10000дм2 А (-2;1) A(-2;-1)
3 Площадь круга с R=5см равна 25π см2В (-1; 3) В (-1; -3)
4 Площадь параллелограмма с высотой 3см и основанием 5 см равна 15 см2С (1;2) С (1;-2)
5 Площадь треугольника 30 см2 . Его основание равно 5см, значит высота 6 см D (2;2) D (2;1)
Ответы к графическому диктанту:
Вариант 1 Вариант 2
A(-2;-1) Е (2;-1)
В (-1; 3) A(-2;-1)
С (1;2) В (-1; 3)
D (2;1) С (1;2)
Е (2;-1) D (2;1)
Приложение №3
Тест по теме «Площади фигур»
1 уровень
Запишите формулу площади треугольника, если известны сторона и проведённая к ней высота.
Ответ: ______________________
Стороны параллелограмма 6 см и 5 см, а один из углов параллелограмма равен 150°. Найдите площадь параллелограмма.
Ответ: ______________________
Вычислите площадь треугольника со сторонами 13см, 14см, 15см.
Ответ: ______________________
Площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 5 см равна
13см2 B) 40 см2 C) 20 см2 D) 26 см2
Найдите площадь фигуры, изображённой на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
1 см
Ответ:________________
Тест по теме «Площади фигур»
2 уровень
Запишите формулу площади ромба, если известна сторона и радиус вписанной окружности.
Ответ: ______________________
Площадь прямоугольного равнобедренного треугольника равна 16 см2. Найдите гипотенузу этого треугольника.
Ответ: ______________________
Сторона ромба равна 20 см, а одна из диагоналей равна 24 см.
Найдите площадь ромба.
A) 480см2 ; B) 540см2 ; C) 768см2 ; D) 384см2
Найдите площадь ромба, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
1 см
Ответ: _____________________
Найдите площадь закрашенной фигуры, изображённой на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
1 см
Ответ: ______________________
Тест по теме «Площади фигур»
3 уровень
Выразите высоту из формулы площади трапеции.
Ответ: ____________________
В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см, а основание 16 см. Найдите площадь треугольника.
Ответ: ____________________
Найдите площадь фигуры, изображённой на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Ответ:________________________
Найдите площадь не закрашенной части фигуры, изображённой на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
1 см
Ответ:________________________
Найдите площадь фигуры, изображённой на клетчатой бумаге с размером клетки 1см QUOTE 1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Ответы к тесту.
№ задания 1 уровень 2 уровень 3 уровень
1 S=a∙haS=2a∙rh=2Sa+b2 15 см2 8 см 48 см2
3 84 см2D 15 см2
4 C 30 см2 120-25π4 см25 32 см2 (25π-48) см2 2732см2
Приложение №4
Оценочный лист______________________________
Задания Оценка
Задание №1.Графический диктант (взаимооценка) Задание №2. Вычисление площади (взаимооценка) Задание №3. Вычисление площади криволинейной фигуры (взаимооценка) Задание№4.Самостоятельная работа(самооценка) Оценивание задания №3, шкала №3
Критерии Баллы
1.Выдвижение идей 0-2
2.Вычисление площади с ошибкой 0-2
3.Правильное вычисление площади (вычисление с допустимой погрешностью):
3.1.Использование различных чертежных инструментов 1
3.2.Применение нескольких формул 1
3.3.Верный расчет 1
Шкала оценок:
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла –«3»
менее 3 баллов – «2»
Оценивание графического диктанта, шкала №1:
«5» - за 5 выполненных зданий
«4» - за 4 выполненных зданий
«3» - за 3 выполненных зданий
«2» - за менее 3-х выполненных зданий
Критерии оценки самостоятельной работы, шкала №4.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
«4» - 5 верно выполненных заданий «5» - 5 верно выполненных заданий «5» - 5 верно выполненных заданий
«3» - 4 верно выполненных заданий «4» - 4 верно выполненных заданий «4» - 4 верно выполненных заданий
«2» - менее 4-х верно выполненных заданий «3» - 3 верно выполненных заданий «3» - 3 верно выполненных заданий
«2» - менее 3-х верно выполненных заданий «2» - менее 3-х верно выполненных заданий
Оценивание задания №2, шкала №2
№ Критерии Баллы
1 Выдвижение идей 0-2
2 Вычисление площади с ошибкой 0-2
3 Правильное вычисление площади 3
Шкала оценок:
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла –«3»
менее 3 баллов – «2»