Урок русского языка Образование слов с помощью суффиксов
РУССКИЙ ЯЗЫК 2кл. Начальная школа 21 века.
ТЕМА: Образование слов с помощью суффиксов.
ЦЕЛЬ: Познакомить с новыми суффиксами; учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов.
Планируемый результат: - научатся самостоятельно выделять суффикс; образовывать с помощью суффикса новые формы слова.
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
1.Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок.
Прежде, чем начать урок,
Предлагаю повернуться
И нашим дорогим гостям улыбнуться!
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снег-снежок
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо присядьте вы.
- Открываем тетради записываем: число, классная работа.
2.Актуализация опорных знаний и практических умений по теме «Суффикс».
Минутка чистописания.
«Красиво писать- красоту творить», гласит народная мудрость.
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Норка дочка книжка сказка
- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
(все слова имеют суффикс -к- )
- Давайте запишем букву К к в тетрадях.
-На следующей строчке прописываем соединение букв со строчной буквой к
ка ко ук ке кл кс тк кр кв ик кы
3. Словарная работа.
Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы,запишите 6 слов в тетрадь.( Взаимопроверка в парах)
Физ.минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4.Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».
Отгадайте загадку.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
- Измените слово СНЕГ или подберите к нему родственные слова так, чтобы эти слова состояли из 5,6,7 и 8 букв. ( снега, снежок, снежный, снеговик)
-Какое слово здесь лишнее?( снега)
- Почему? ( форма слова)
- С помощью чего были образованы новые слова?
-Как найти в слове суффикс ?
- Для чего же служат суффиксы?
-Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. (Образование слов при помощи суффиксов)
-Какие цели поставим перед собой на этом уроке?
(Вспомнить
Научиться
(Узнать.)
Всё на свете из чего-либо состоит:
- облако из капель воды
- лес из деревьев
Наша речь состоит из ( предложений), а предложения состоят из ( слов).А слова имеют свой строительный материал.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
«После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю (суффиксом)»
Что такое суффикс?
На доске:
Дуб -.ов
Декабрь-.ск
Дорога-к
Какое задание можно предложить выполнить?
С помощью каких частей слова образовались новые слова? Обозначьте эти части.
Как называется такой способ образования новых слов?
Работа с учебником. .
- Откройте учебник , с.133 правило.
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Работа по образованию слов при помощи суффиксов.
( на доске рассыпанные слова)
ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИКТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОКМОР ЁР АИСТ НИК
Образуйте слова.
Как называется этот способ словообразования?
Физминутка (здоровьесбережение): В качестве физминутки мы проведем игру
« Тренер с мячом» - тренер будет передавать мяч вам, а вы будете придумывать слова с суффиксом. Тренером 1 ряда будет
1 ряд будет придумывать слова с суффиксом –ек, -ик-
Тренером 2 ряда будет.
2 ряд слова с суффиксом –онок,-ёнок
Тренером 3 ряда будет
3 ряд слова с суффиксом –ость
6.Закрепление.
Работа в группах.
Прочитайте отрывок.
Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Маша. Собрались раз подруги по грибы, да по ягоды. Пришли звать с собой Машу. Пошла Маша в лес за грибами.
- Из какой сказки эти строчки?
-Замените выделенные слова однокоренными словами с уменьшительно- ласкательным значением.
Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени. Каким способом образования слов вы пользовались?
7.Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Достигли ли целей, которые поставили перед собой в начале урока?
Тест по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
(МОЛОДЕЦ)
8.Рефлексия.
- Оцените свою работу
(на доске цветные листочки в виде ступенек, каждой ступеньке соответствует свои мысли, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
-Урок полезен, всё понятно.
-Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
-Ещё придётся потрудиться.
-Да, трудно всё-таки учиться!
Отметки за урок.
9.Домашнее задание с.133, правило.
1 в.-стр.133, упр.2
2 в.-стр 133 упр3
Наш урок мы завершаем!
Все свободны! Отдыхаем!
15