Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Долгова Н.В., учитель – логопед
Киприянова И.Н., учитель – логопед
МКОУ СОШ № 4 г. Мирного Архангельской области
Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Причины возникновения различных дефектов могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия. [3;с.53]
У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
Для детей с нормальным развитием, впервые ступивших на порог массовой школы, новый вид деятельности является, по сути, стрессом, однако наличие познавательного интереса сглаживает воздействие этой стрессовой ситуации. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ, для которых проблемы восприятия, внимания, мышления, а также незрелость эмоционально – волевой сферы приводит зачастую к отсутствию или снижению познавательной активности, что делает процесс обучения чрезвычайно затруднительным. Этот дефект может мешать дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учебе, но и в общении со сверстниками. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства обучения. К ТСО относятся
Интернет
компьютерное оборудование
сотовая связь
спутниковые технологии
электронная почта
мультимедийные средства
фотоаппарат
программное обеспечение и пр.
Почему же именно компьютерные технологии легко и быстро могут помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным специалистам требуется много времени?
Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционных классах уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.
Достоинства использования ИКТ
постоянное взаимодействие с детьми;
увеличение восприятия материала ;
одновременное использование разных видов информации;
показ динамических процессов у детей;
моделирование жизненных ситуаций;
побуждение к поисковой и познавательной деятельности;
высокая динамика самого занятия.
Однако, при подготовке к занятиям с использованием ИКТ надо учитывать санитарно-эпидемиологические правила, по которым непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой, не должна превышать - 15 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.[5]
Перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками, недостаточная квалификация педагогов, оснащенность школьных учреждений. Высокая цена на мультимедийное оборудование. Недостаток помещений. Невозможность использования ИКТ на каждом занятии.
На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью нами была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Игры тигры»,« Аделин».Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
На логопедических занятиях мы активно использую презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает успешно решать следующие задачи:
1. Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
2. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики
3. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.