Использование технологии тренинга и его элементов в создании комфортной и доброжелательной среды для социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации
Использование технологии тренинга и его элементов в создании комфортной и доброжелательной среды для социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации
Николаева Наталья Анатольевна
педагог-психолог высшей категории.
Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, характеризующейся «полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, гармоничностью развития» (И.В. Дубровина). Одновременно способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие создания среды для социально-личностного развития детей, в которой идет процесс формирования социально-коммуникативной компетентности и успешной адаптации личности в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена, на наш взгляд, рядом причин.
Во-первых, возрастной период 5-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Во-вторых, как отмечала Костина Л.М. «на современном этапе именно детский сад и начальная школа становятся одним из определяющих факторов личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все последующее развитие» [4;4].
В-третьих, известно, что эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует выхода, переработки, одним из механизмов которой является словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно, как и овладении формами их адекватного телесного выражения, ребенку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм. Одновременно, следует помнить об «особенности современных дошкольников – повышенный эгоцентризм, затрудняющий принятие во внимание точку зрения другого человека».[1;13] Следовательно, осознание ребенком собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих, способность говорить об эмоциях не приходят к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии с взрослыми.
Таким образом, педагогическая практика свидетельствует о том, что на современном этапе развития дошкольного и младшего школьного образования одним из приоритетных направлений работы с детьми становится работа по социально-личностному развитию и формированию коммуникативных навыков у воспитанников и учащихся.
Суть работы по развитию детей в данном направлении состоит в создании насыщенной в объективном и субъективном плане среды. И своевременное введение нового для ребенка опыта - на психологических занятиях, в непосредственно образовательной, в коммуникативной, игровой, трудовой видах деятельности и повседневной жизни.
Необходимость проведения специальной работы по социально-эмоциональному развитию также обосновывается тем, что в возрасте 5-10 лет идет интенсивное, эмоциональное развитие ребенка, которое играет ведущую роль в социально-личностном развитии. Яркая эмоциональная насыщенность является важной отличительной чертой дошкольного возраста. Работая на психологических встречах, в коммуникативной, игровой, трудовой видах деятельности в дети овладевают социально - коммуникативной компетентностью, знакомятся с человеческими эмоциями, учатся переживать эмоциональные состояния.
Грамотное создание комфортной среды позволяет сформировать у ребенка эмоциональное мироощущение, под которым понимается сложное и обобщенное чувство, возникающее у него в результате взаимодействия множественных ситуативно - возникающих эмоциональных переживаний, как следствие формируется его личность, дифференцируется «Я-концепция».
Учитывая актуальность данной проблемы и возрастную специфику нашего учреждения (прогимназия, в которой воспитываются и обучаются дети с 3 до 11 лет). Одним из основных приоритетов в нашей работе выступает - создание комфортной и доброжелательной среды для жизнедеятельности, в основе которой личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие способностей и забота о его эмоциональном и личностном благополучии.
Цель, проводимой работы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные и личностные состояния, понимать эмоции окружающих.
В связи с этим решаются следующие задачи:
1.Формировать представления детей об эмоциональных и личностных состояниях, умение их различать и понимать.
2.Обогащать словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими различные, эмоциональные и личностные состояния.
3.Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.
4.Совершенствовать у детей умения и навыки общения.
Для решения вышеуказанных задач, мы в своей работе, активно используем различные технологии, среди которых технологию социально-психологического тренинга хочется выделить отдельно. Причем технология тренинга использоваться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями. Учитывая это обстоятельство, мы решили обобщить свой опыт и рассмотреть тренинг как технологию специально организованного общения.
Под социально-психологическим тренингом специалисты понимают психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Мы рассматриваем тренинг как технологию специально организованного общения, в ходе которого решаются задачи развития личности, формирования социально-коммуникативной компетентности, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Естественно, мы понимаем, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности после нескольких занятий или использования элементов данной технологии. В то же время мы отмечаем, что у детей расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Это важно в связи с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникативного «взрыва», значительной интенсификации общения. В результате контакты становятся легко и быстро воспроизводимыми и ребенок должен быть к ним подготовлен.
Наша практика показывает, что серьезные проблемы возникают у детей, не способных к взаимодействию. «Не умеющих и не любящих играть, имеющих проблемы с игровой деятельностью». [7; 79] Таким ребятам трудно выйти из многих ситуаций, они зачастую боятся обратиться за помощью, так как просто не умеют общаться. Опыт подтверждает, что в тренинговой группе с педагогом-психологом, способным окружить «теплой заботой и принятием, сензетивным пониманием» [2;21], чувствуя себя принятым и активно принимающим других, ребенок пользуется полным доверием и не боится доверять сам.
Во время занятий с педагогом - психологом, при организации воспитателем коммуникативной, игровой, трудовой видах деятельности, особое внимание нами уделяется тому, что каждый ребенок окружен вниманием, заботой, проявляет искреннюю заинтересованность, помогает сверстникам и рассчитывает на их помощь. Он может усваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт, доброжелательность и защищенность.
Задача технологии социально-психологического тренинга – помочь ребенку выразить себя своими индивидуальными средствами.
Форму проведения мы определяем, прежде всего, возрастом детей. Для детей дошкольного возраста предпочтительней является форма тренинга, включающего элементы трех блоков (эмоционального, когнитивного и поведенческого). Либо использование элементов тренинга воспитателями во всех видах деятельности детей.
Следует отметить, что работа тренинговой группы в нашем учреждении отличается рядом специфических особенностей. Отметим некоторые из них.
Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга мы делаем акцент на создании атмосферы доверия и безопасности, и подчеркиваем, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети принимают участие в играх добровольно и знают, что имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы дети хотели в нем участвовать. Он, так же побуждает участников (на доступном данному возрасту уровне) к рефлексии процессов, происходящих в группе.
Правила поведения на тренинге менее регламентированы, чем на занятии или уроке, в том числе снижен внешний контроль, в связи с этим у педагога только начинающего использовать технологию тренинга могут возникать определенные трудности. Практика нашей работы показывает, что оптимально педагогам использовать элементы тренинга в непосредственно образовательной деятельности, в коммуникативной, игровой, трудовой видах деятельности, прогулках, в свободное время. Либо одну из основных частей тренинга - разминку, основную часть или заключительную.
Цель разминки - включить детей в работу группы. Ее хорошо использовать в младших группах. Это такие психологические игры и упражнения как «Ласковое имя», «паровозик с именем». В старших группах разминку удачно провести перед основной непосредственно образовательной деятельности либо между другими видами детской деятельности. Можно использовать такие игры как «Комплимент», «Дружба начинается с улыбки» и т.д. Педагоги отмечают, что начиная работать по данной технологии очень важно подчеркивать детям необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, ввести запрет на выкрикивания, и постепенно эти правила переносятся на все виды деятельности и становятся естественным и логичными.
Основная часть, ее содержание, определяется поставленной задачей. Для детей 3-4 лет это такие игры и упражнения как «Встаньте все те, кто», а так же проигрывание сказок - например «Теремок» или «Кот, петух и лиса». Для детей 5-7 лет используются разнообразные этюды «После дождя», игры «Угадай, кто это?», «Я - уникальный». Подобные игры наши воспитатели используют в коммуникативной и игровой деятельности, с группой или частью детей, в помещении и на улице.
Главная наша задача в заключительной части – снятие у детей эмоционального возбуждения. Заключительная часть должна обязательно включать релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. Воспитатель младших групп может закончить любую непосредственно образовательную деятельность упражнением «Доброе животное», «Кулачки». Педагоги старших групп, в своей работе используют упражнения: «Ручеек радости», «Доброе слово» и т.д.
Состав группы и продолжительность тренинговых занятий мы также определяем исходя из возраста детей. Дети 3-4 лет обычно могут заниматься не более 14-20 минут. Младшие дошкольники предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому стремятся повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Необходимо помнить, что младшие дошкольники легко перевозбуждаются, и не допускать этого.
Для детей 5-6 лет оптимальный размет группы – 6-7 человек, оптимальная продолжительность – 25-30 минут. Наши наблюдения подтверждают, что дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий с педагогом-психологом они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов.
Для детей 8-9 лет занятия могут проводиться в группе до 10 человек продолжительностью 45 минут. Они способны выполнять словесные задания, уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения и хорошей подготовки педагога.
Так же мы пришли к выводу, что при формировании группы необходимо учитывать личностные особенности детей. Опыт работы показывает, что не рекомендуется включать в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. Если же соблюдение этого условия невозможно, то включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная работа с ними.
Оптимальная частота проведения занятий – 2 раза в неделю, если ведущий педагог-психолог и регулярно во всех видах детской деятельности, если педагог использует отдельные части или элементы тренинга.
В заключении можно сказать следующее: Не вызывает сомнения тот факт, что создание комфортной и доброжелательной среды в дошкольной образовательной организации и специальная работа по развитию понимания и вербализации эмоциональных состояний детьми дошкольного и младшего школьного возраста, проводимая психологами и педагогами, благотворно повлияет на развитие интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, его эмоциональном мироощущении, становлении личности. Поможет установить отношения с окружающими, будет способствовать формированию социально-коммуникативной компетентности и будет залогом успешной адаптации личности в современном социокультурном пространстве.
Литература
1. Андреева А.Д. Современный дошкольник возрастные нормы и жизненные реалии. // Психолог в детском саду. 2010. № 2.
2. Богина Е.В. Версии ребенка: теория и практика недирективной игровой терапии. // Психолог в детском саду. 2010. № 1.
3. Емельянова М. Школа партнерства. // Дошкольное воспитание. 2009. № 2.
4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005.
5. Леонтьев А. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 2009. № 1.
6. Смирнова Н. Игровое сообщество дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2009. № 1.
7. Филиппович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. // Психолог в детском саду. 2009. № 3
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 215