УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
Прежде чем говорить о средстве о формировании активной гражданской позиции необходимо выяснить что такое Ученическое самоуправление в школе? Это - прежде всего управления коллективом учащихся школы с помощью самих учащихся . Основная его задача - удовлетворять потребности учащихся, направленные на защиту их детских прав в рамках школы и уже далее гражданских прав.
Самоуправление – это есть уникальная возможность учеников самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива(класса). Его цель - содействовать появлению у учащихся чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения
Целью ученического самоуправления в нашей школе является - воспитание гражданственности, социальной активности и ответственности, уважения к правам и свободам человека.
Присутствуют ряд локальных внутришкольных актов, которые как правило регламентируют Деятельность ученического самоуправления в школе:
1. Положением о школьном ученическом самоуправлении,
2. Положением об Ученическом Комитете
3. Положением о классном ученическом самоуправлении.
Структура ученического самоуправления:
Ученическое собрание - это высший органом ученического самоуправления, который созывается по необходимости два раза в год и заранее к этому времени готовятся вопросы для обсуждения и последующего их решения. Так же формируют нормативные документы, регламентирующие деятельность ученического самоуправления, заслушиваются версии по кандидатам в ученический комитете (или лига старшеклассников), формируется график проведения традиционных и новых коллективных дел на текущий год(полугодие, четверть)
Ученический Комитет(Лига старшеклассников) имеет свою собственную выборную систему. Выборы в Ученическую Думу проводятся в форме деловой игры. Процедура максимально приближена к реальным выборам в органы местного самоуправления различных уровней.
Как это происходит?
Учащиеся 9-11 классов выдвигают свои кандидатуры по 2 человека от класса, далее проводится предвыборная агитация в различных формах (учащиеся изготавливают агитационные газеты, листовки, календари, готовят презентации и т. д.), на ученическом собрании все кандидаты представляют свои программы, затем проводится тайное голосование, в котором принимают участие учащиеся 5-11 классов.
Такая форма проведения ученических выборов в Лигу регулирует формирование активной гражданской позиции каждого ученика задействованного в данном процессе.
деятельность ученического самоуправления – направлена на…..
-организацию досуговых мероприятий
- поддержание порядка и дисциплины в школе
- информирование о школьной жизни через внутришкольную стенгазету газету,
- школьное радио, радиорубка(дни памяти, зарядки по утрам)
В частности, члены Лиги проводят следующие действия ежедневно либо еженедельно в зависимости от заданного заранее графика работы:
- рейды (контроль) по проверке внешнего вида учащихся (соответствие предполагаемой форме), дневников(их наличие и заполненнность),
- дежурства (присутствие на местах, посещаемости учащимися школы).
Так же участвуют в школьных мероприятиях (День учителя, День города, День Матери, Осенний Бал, Посвящение в старшеклассники, Новогодний Огонек, 23 февраля 8 марта, День Победы и многие другие).
В одну из функций Ученического Комитета входит:
- контроль за успеваемостью и дисциплиной учащихся,
- организация участия классных коллективов в коллективных творческой деятельности школы- ежемесячный отчет перед руководящим составам Лиги об успехах и неудачах классов
- разъяснительная работу с неуспевающими и нарушителями дисциплины.
Ученическое самоуправление подлежит строгому регламентированию, его соблюдению и дает возможность учащимся школы налаживать взаимодействие с родительским Комитетом школы.
Как правило регламентируется заранее общее заседание Совета школы, общешкольного родительского комитета и Ученического Комитета. Они совместно решаются следующие вопросы:
-День Учителя
-День матери
-День Школы и др.
Ученическое самоуправление в школе самоуправление в школе - это всегда путь к привитию навыков планирование всех внутришкольных дел и самостоятельная организация работы школьников, а так же последующий анализ этих событий и подведение итогов по результатам. Самоуправление помогает осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда и является одной из наиважнейших составляющих в формировании активной гражданской позиции.