Компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.
Задачей учителя истории и обществознания в школе - это воспитание гражданина. Для этого нужна целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, которая рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, а так же качеств личности, развитие навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских позиций личности каждого учащегося.
Что входит в это понятие - активная гражданская позиция и что нужно для это делать:
1. Научиться самостоятельно находить и получать нужную информацию, анализировать ее и оценивать;
2. Осваивать роли гражданского поведения на примере исторический или иных личностей для дальнейшего их использования (модели гражданского поведения);
3. Научиться видеть стоящие перед обществом проблемы и самостоятельно предлагать способы решения этих проблем.
Иногда мы видим некоторые противоречия в самих исторических процессах, т.к. происходящие в России изменения связанны со становлением гражданского общества и развитием демократического государства, общественной и государственной необходимостью в полноправных самостоятельных гражданах, но, в то же время, не сформулирована национальная идея, не разработан опыт формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогики и образовательной практике, что затрудняет грамотное формирование активной гражданской позиции учащихся в единичных случаях и общества в целом.
Но всё же наше общество и государство просто нуждается в полноправных самостоятельных гражданах, а мы часто встречаемся в большинстве случаев с политическим не грамотностью, не желанием брать на себя ответственность и гражданским равнодушием членов нашего общества.
В процесс совместной деятельности учителя и учеников, основанной на освоении школьниками комплекса необходимых знаний для социально активной жизни - является Формированием активной гражданской позиции этих учащихся.
В процессе же обучения истории и обществознания тоже же формирование активной позиции возможно через использование компетентностного подхода, что даже более эффективно при соблюдении следующего комплекса педагогических условий:
· регулярную и поэтапную деятельность учащихся в различных школьных мероприятиях;
· взаимодействие учителя с учениками на основе субъективных отношений с учащимися;
· различного рода поощрение учащихся (грамоты и дипломы на внутри школьном уровне, похвалы и т.д;
Центральными конечно же здесь являются уроки обществознания, поскольку этот предмет позволяет учащимся грамотно разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выбрать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, увидеть себя как личность, а я считаю это намного важнее чем, просто обладать определенным багажом предметных знаний.
Чтобы сформировать адекватного полноценного выпускника во всех потенциально значимых сферах общего образования и собственно жизнедеятельности, на уроках необходимо применять активные методы обучения(ролевые и групповые игры, самостоятельные исследовательские задания), использовать различные техники обучения и технологии, ставить развивающие задачи, прежде всего, коммуникативную, познавательную, информационную .
Важным также является урок-дискуссия(диалог, дебаты, обсуждения проблематики заданной темы) где каждый ищет свою истину, свое решение проблемы и умеет объяснить и обосновать точку зрения и позиции, от чего отталкивался ученик. В процессе этого ученики овладевают ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
Формируется на таком уроке- социальная компетенция, где ученики получают представление о различных формах малых групп, о статусе человека в этих группах, представляют себя членами различных групп.
Необходимо так же давать школьникам информация о проведенных конференциях и чтение докладов сверстников с аналогичной тематикой и способом ведения урока. На этих мероприятиях учащиеся могут проявить свои лидерские качества- оратора, умение работать в группе, коммуникативная компетенция. Учащиеся учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее в классе для дальнейшего перехода на более сложный уровень коммуникации.
В воспитательной работе школы важно гражданско-патриотическая направленность, т.к не возможно представить обществу достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся именно начиная со школьного уровня.
Не менее важным элеменом гражданско-правового образования - является изучение избирательного права и избирательной системы.
Главная цель здесь - подготовить учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных, информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям в уже сложившемся демократическом обществе.
Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 11 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе- «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ», в 10 классе – «Политическая деятельность», в 11 классе - «Политический статус личности», «Демократия»., где на этих уроках рассматривают учащиеся наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства; основные политические права и свободы человека и гражданина; понятие и социальную функцию выборов; главные принципы избирательного права; положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий; основные стадии избирательного процесса; виды избирательных систем и их особенностей. Далее так же как важна самостоятельная работа учащихся по вопросам избирательного права и избирательного процесса. В старших классах можно проводить различного рода ролевые игры ( «Выборы в школе», «право голоса»), где ученики представляют свои предвыборные программы, сами их составляют(как домашнее задание), а остальные должны сделать свой выбор. Таким образов формируется информационных компетенция учащихся, так как им необходимо самостоятельно найти информацию, проанализировать ее и отобрать необходимы минимум для подготовки задания.
На практике учащиеся могут применить эти знания во время школьных выборов президента или городского школьного парламента (Лига старшеклассников, ученическое самоуправление в школе) , где выдвигаются предвыборные программы, идет наглядная и устная агитация, работает избирательная комиссия, соблюдаются принципы голосования.
В следствии всех проведенных мероприятий возможно увидеть результат(активной гражданской позиции ) следующим образом, по следующим показателям:
1. Учащиеся интересуются к общественно-политической жизнью поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);2. Положительно относятся к предметам –обществознание, История, краеведение. (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);
3. Самостоятельно изъявляют желание работать в органах ученического самоуправления(Лига старшеклассников и др.)
Итог: плавная социализация вне рамок школы и после ее окончания.