Урок по мокшанскому языку в 4 классе Пришла весна
Мокшанский язык.
Мокшень кяльса урок
Класс: 4
Учитель: Арычёнкова Н. М.Тема урока «Тундать самац»Цели урока: 1. Показать красоту весенней природы. 2. Рассмотреть названия птиц в единственном и во множественном числ 3. Развивать умения составлять словосочетания, предложения и рассказ по теме. Оборудование: мультимедийный проектор, картина «Весна», национальный костюм»Ход урока.1.Организационный моментПриветствие.- Шумбратада, шабат.- Шумбрат, Галина Андреевна.- Ушедтама минь урокть, Да минь сембе анок Ручкась да тетрадкась тяса Корхтатама мокшень кяльса.- Тячи тейнек сась лама инжи.Шумбракстама мархтост. Озатама ладняста и уставатама.Минь аноктама няфтемс, мзяра минь содатама мокшень кяльса.II.Закрепление изученного материала.- Кодама тячи шись?(Тячи шавши. Кеветие мартсь)- Кодама пингсь моли?(Моли тунда)- А кодама пингт тинь содатада?(Мон содан тяфтама пингт: тяла, тунда, киза, сексе)- А мзяра пингта кизоса?(Кизоса ниле пингт)- А кие азонды тундать кувалма?(Сась тундась.Ловсь солась Васток-васток штадсь равжа модась. Шудихть шудерькст. Састь лямбе ширде нармоттне. Синь тиихть пизот.)- Кие азонды стихотворения тундать колга ланга?- Мезьса козя тундась?(Тундаста шудихть веттне. Ловсь кармась солама. Шинясь эжди. Менельсь сенем. Лямбе ширде састь нармоттне.)«Угадай, какое время года». Пример текста: «Якшама. Моли лов. Шабатне курькснихть конькаса и нурдоняса. Паксятне и куттне вельхтяфт ловса» «. Монь кудозе цебярь, валда. Тяса панчфт. Синь сенепт, якстерьхть, тюжа»Дети должны угадать о каком времени года говорится в тексте.2. Чтение текста (Под картиной)(Мон молян паксяв. Тяса покоди монь алязе. Паксяса касы розь, тозер, снав, пинем. Паксясь оцю. Урожайсь козя. Паксяса работайхть комбайнат. Тяса касы кшись.)IV.Проверка домашнего задания- А мезе максфоль тиемс кудса?V.ФизминуткаVI.Работа над новой темой.Слушание стихотворенияТундаЁтась тялось. Сась тундась.Ванды ули мазы майсь.Сембе нармоттне сайхть меки,Конат тушендсть лямбе крайс.- Кодама валхть тинь содасасть?Как вы думаете как будет называться наш урокТема нашего урока «Тундать самац» Запишите тему урока(Раздается стук в дверь. Входит девочка в национальном костюме. Дети задают ей вопросы.)- Тон кият? (Мон стирнян)- Кода тонь лемце?(Монь лемозе Таня)- А мзяра теть кизода?(Тейне кемонь киза)- А коса тон эрят?(Мон эрян Мордовияса, Арх-Голицынань велеса) X - А что ты нам хочешь сказать?(Мон сергедтядезь тинь экскурьсияс ульцяв. )- Кодама пинге сась?- Коза лиссть иттне?- Кода синь щафт? - Кода кармась валдоптома шись? - Мезсь кармась солама? - Мезе тисть иттне? - Коза нолдась иттне корабльняснон?- Кодама иттнень мяльсна? VII. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Шудерькс - ручей, Лямбе - тепло, ши(ня) – солнце. день, валда(оня) – светло, нармонь - птица, нармотть- птицы, лопа - лист, вяре - вверху, ала - внизу. Сязьгата - сорока, Шякшата - дятел,Граць - грач, Псьмар – скворец. VIII.Закрепление.1. Беседа по иллюстрации и вопросам в учебнике стр.116 №22. Чтение текста.Тялонда ульсь лама ловда. Сась тундась. Ловсь кармась солама Шись эжди цебярьста . Веть нинге эрси кельме. Ляйсь нинге эй ала. Лямбе ширде састь нармоттне. Шуфттнень лангса эвондасть путьконят- Кода тинь мяленте, мезямань колга кармай текстсь? (Текстсь кармай тундать колга.)- А кода тинь шархкодесть?(Минь ваноськь картинкать)- Ушедтама кулхцондома тексть.- Кода тинь арсетяда, видеста шарьхкодесть?- А тяни лувсаськ текстть фкя фкянь мельге.- Васенце предложениять …- Омбоце предложениять…..- Котоце предложениять.3. Упражнение в изменении слов по числам:нармонь - нармотть – нармоттне, шудерькс – шудерькст – шудерьксне.4. Послушайте песню и постарайтесь выделить знакомые словаII. Итог.- Шабат, минь занятияньке аделави. А кие мяляфцы, кодама занятияньконь лемоц.(Тундать самац).- А кодама од валхт тинь маряде?- Занятиясь аделавсь. Уледа шумбрат.III Домашнее задание: №4 стр.117
Мокшень кяль.
Темась: Сась тундась
Цели:
-познакомить учащихся с новыми словами;
-научить выразительному чтению;
-отработать правильное произношение слов и лексических конструкций;
-развивать внимание, память, мышление;
-умение работать с текстом;
-научить детей применять слова в реальной жизни;
-привить интерес к национальной культуре посредством мокшанского языка;
-воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.
Оборудование к уроку: карточки с новыми словами, презентация, проектор.
Ход урока
-Кулеськ звонокть, ушедсаскь урокть.
Ι. Организационнай моментсь.
- Шумбратада, шабат!!! (здравствуйте, дети)
-Озада.
-Шабат, корхтатама мокшекс.
( Стук в дверь)
-Ребята, кто там? Мы, наверное, кого–то забыли? Давайте спросим по мокшански.
Все спрашивают. Кие тоса? Кто там?
( Выходит весна. )
-Шумбратада, шабат!!! Тя мон тундась. Весна красна.
(Весна рассказывает стихотворение по мокшански).
Солась ловнясь.
Сась тундась,
Манить лямбоц вели прась.
Нарнясь тага пижелгодсь, Саднясь тага живолгодсь Грацькясь музе пизонянц,
Тараткя вов тагв кандсь:
Пети грацкясь пизонянц
-Тяса ётай кизоняц
Учитель. Весна, какая ты молодчина, что пришла к нам на урок.
ІΙ. Од материалть объясняндамац
Ребята, а кто догадался какая тема сегодняшнего урока. Верно, ребята тема нашего урока так и называется « Сась тундась» (Пришла весна). (Звучит музыка П.И Чайковского Времена года ) (слайд1)
-(Говорит Весна) Ребята, давайте познакомимся. Я Весна – тундась.
(Весна спрашивает у детей)
- Кодама тячи шись? (Тячи шавши) (Слайд 2)
- Кодама тячи числась? (тячи кемгафтувоце апрельста)
- Кодама сась кизоть пингоц? (сась тундась)
Учитель: Весна, а еще ты с чем к нам пришла?
Весна: А еще я к вам принесла новые слова про весну. (Чтение новых слов с доски) (Слайд 3)
Ловонь алдонь панчф – подснежник.
Нолнемс корабльнят – пускать кораблики
Састь нармоттне – прилетели птицы
Солась ловсь – растаял снег
Панжихть марлюфне – цветут яблони.
Шудерькст – ручейки
Псьмар – скворец
Псьмаркуд – скворечник.
Ребята, давайте запишем новые слова в словарик.
-А теперь вместе с Весной произносим, выучим произношение новых слов) – читают вслух
(Ученики по мокшански )
-Тунда, сашентт урокозонк (Весна уходит)
Ну а мы продолжаем наш урок. Давайте дальше будем говорить о весне, уже без весны.
- Ребята, переведите на мокшанский язык предложения. (Слайд 4)
Птицы прилетели с теплых стран
Нармоттне састь лямбе ширде.
Текут ручьи.
Шудихть шудерькст.
Дети вышли на улицу.
Шабатне листь ульцяв.
Солнышко греет.
Шинясь эжди.
Тает снег.
Солай ловсь.
ІΙІ. Картинкатнень коряс работамась
(слайд 5)
-Посмотрите внимательно на доску. Что мы видим? Какое предложение можем составить на русском языке? (Ответы детей)
ΙV. Физкультминутка.
Сире урсь кудганза якай.
Кульсы, кати- кие чакай.
- Чак! Чак! Чак!
- Чак! Чак! Чак!
-Кие чакси, сак сувак
Сире урсь кудганза якай.
Кульсы, кати- кие чакай.
- Чак! Чак! Чак!
- Чак! Чак! Чак!
-Паньде чаксеть , сак сувак
V. Од материалть кемокстамац
Работа по учебнику стр.112 упр1 (4 класс), упр.1 (3класс)Панжесть учебникть сядда кемгафтувоце страницанц (112стр.)
Мусть васенце упр-ть (1упр)
-Сейчас мон морафтса, а тинь муда знакомай валхт
( Учитель читает стих вслух)
Солась ловнясь. Сась тундась,
Манить лямбоц вели прась.
Нарнясь тага пижелгодсь, Саднясь тага живолгодсь Грацькясь музе пизонянц,
Тараткя вов тагв кандсь:
Пети грацкясь пизонянц-
Тяса ётай кизоняц
-Кодама знакомай валхт тинь муде?
(дети называют слова)
Мезень колга стихотворениясь? (Тундать колга)
-Правильно, шабат. Тя стихотворенияса корхтави тундать колга.
Мусаськ предложениятнень ,коса корхтави тундать признаконзон колга. И сёрмадость тетрадезононт 3. Работа в тетрадях
( Дети называют признаки и записывают в тетрадь с комментированием)
- А ещё мы узнаем о признаках весны, если правильно построим предложения
(слайд с предложениями Шитне нюрьхкалгодсть,а ветне кувалгодсть.
Нармоттне тусть лямбе шири 4. Работа по учебнику упр.2
_А тяни мусть 2 упр стр.сяда кемгафтувоце.стр.
(Дети на доске пишут выделенное слово и ставят вопрос)
-Морафтость сембе предложениятнень
-Шабат кодама нармотть сашендыхть лямбе ширде?
( грц, псьмар, куку, пзьгата, цёфкс)
Работа с учебником.
А тяни работатама учебникть мархта стр. 112. Упр.. 1. Прочитаем и переведем
Сась тундась. Менельсь сенем. Шись пяк валдопты и эжди. Ушеса лямбе. Ловсь солась. Шудихть шудерькст. Шабатне шудерькскава ноляйхть венчкат.
Пришла весна. Небо синее. Солнышка очень светит и греет. На улице тепло. Тает снег. Текут ручьи. Дети по ручейку пускают кораблики.
Ётась ……… . Сась …….. . Лямбоняста эжди …….. . Васток- васток няеви …… модась. Шудихть …… . Састь лямбе ширде …. . Синь тиихть …. .
(тялось. тундась. шинясь. равжа. шудерькст. нармоттне, пизот.)
-Шабат кодама нармотть сашендыхть лямбе ширде?
( грц, псьмар, куку, пзьгата, цёфкс)
5. Описание птиц учителем по признакам
Ребят, а сейчас попробуйте узнать, о какой птице идёт речь
А) Кодама нармонь сашенды васенцекс? (Граць)
(выходит слайд с грачём и голос грача)
б) Кодама нармонти ломаттне тиендихть кудня? (Псьмарти)
(выходит слайд с скворцом и голос скворца)
В)Кодама нармонь лувонды кизот? (кукусь)
(выходит слайд с кукушкой и голос кукушки)
Г)Сонць ёмланя, пеконяц акшеня,пулоц яввф кафтува(пзьгатась)
(выходит слайд с ласточкой и голос ласточки)
Д)Кодама нармонь морай сембода мазыста? (Цёфкссь)
(выходит слайд с соловьём и голос соловья)
-Молодцы, вы не назвали ещё одну птицу, а какую попробуйте отгадать, а я вам загадаю загадку
Хочет - прямо полетит
Хочет - в воздухе висит
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт
(Жаворонок)
(слайд жаворонок)
В старину по этой птице определяли приход весны
6.Слово учителя
-Ребята, славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Праздновали как русские, так и мордва. Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная.
-Давайте послушаем (звучит пеня жаворонка)
На жаворонков в мордовских деревнях, а иногда и в городах ,рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки.
VΙІΙ. Подведение итогов.
-Мы сегодня с вами узнали столько новых слов, все активно работали. А тяни шабат, лятфтасаськ мезень колга корхтаме? Назовите по мокшански новые слова.
Игра: Достаем слово из коробочки, читаем, переведем.
Домашнее задание: Выучить слова, нарисовать «Весну»
- Она придет добавит желтой краски
Зеленым разукрасит не спеша.
Преобразится все вокруг, как в сказке
И оживет и запоет душа.
И я желаю, чтоб у всех здесь присутствующих на душе всегда была бы Весна.
- Уроксь аделавсь. Стяда. Оду васедемозонк.
Тема урока «Приход весны»
Цели урока: 1.Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего изучения; Познакомить с праздником Жаворонков и традициями.
2.Расширять знания детей о перелётных птицах, природе родного края; о детском фольклоре мордовского и русского народа.
3.Воспмтывать у детей любовь к родному краю, уважение к традициям, мордовскому языку
Ход урока
Организационный момент
-Шумбратада шабат! Озада. ( Звучит музыка П.И Чайковского Времена года . )
Стих « Весна» читает учитель на русском языке ( Слайд)
Пришла весна красна
Будит землю ото сна
Наполняет соком почки
На полях растит цветочки
Всюду в поле и в лесу
Радость людям принесёт
-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается со стихотворения о весне? ( Время года весна_)
-Правильно, Сегодня мы будем говорить о самой замечательной поре, когда вся природа пробуждается после зимнего сна, о весне -Шабат, азость кодама кизоть пингоц моли? (Тундась)
_ А мзяра тундать ковдонза? (Колма)
-А кодапт? (Марайков, шудиков, панжиков)
-А сейчас кодама тундань ковсь? (Марайковсь)
- Да,шабат, васенце тундань ковсь.
-Азость тундать признаконза.
(Дети называют признаки весны)
2 Объяснение нового материала .- Шабат, тячи уроконьконь темац « Тундась сай – сембе живондай» Работа по учебнику стр.112 упр1 Панжесть учебникть сядда кемгафтувоце страницанц (112стр.)
Мусть васенце упр-ть (1упр)
-сейчас мон морафтса, а тинь муда знакомай валхт
( Учитель читает стих вслух)
Солась ловнясь. Сась тундась,
Манить лямбоц вели прась.
Нарнясь тага пижелгодсь, Саднясь тага живолгодсь Грацькясь музе пизонянц,
Тараткя вов тагв кандсь:
Пети грацкясь пизонянц-
Тяса ётай кизоняц
-Кодама знакомай валхт тинь муде?
(дети называют слова)
Мезень колга стихотворениясь? (Тундать колга)
-Правильно, шабат. Тя стихотворенияса корхтави тундать колга.
Мусаськ предложениятнень ,коса корхтави тундать признаконзон колга. И сёрмадость тетрадезононт 3. Работа в тетрадях
( Дети называют признаки и записывают в тетрадь с комментированием)
- А ещё мы узнаем о признаках весны, если правильно построим предложения
(слайд с предложениями Шитне нюрьхкалгодсть,а ветне кувалгодсть.
Нармоттне тусть лямбе шири 4. Работа по учебнику упр.2
_А тяни мусть 2 упр стр.сяда кемгафтувоце.стр.
(Дети на доске пишут выделенное слово и ставят вопрос)
-Морафтость сембе предложениятнень
-Шабат кодама нармотть сашендыхть лямбе ширде?
( грц, псьмар, куку, пзьгата, цёфкс)
( Физминутка)
Нармоннятне лиеда,
Пизонянтень тиеда
Нармоннятне курок лиезь
Пизоняснон тоза тиезь 5. Описание птиц учителем по признакам
Ребят, а сейчас попробуйте узнать, о какой птице идёт речь
А) Кодама нармонь сашенды васенцекс? (Граць)
(выходит слайд с грачём и голос грача)
б) Кодама нармонти ломаттне тиендихть кудня? (Псьмарти)
(выходит слайд с скворцом и голос скворца)
В)Кодама нармонь лувонды кизот? (кукусь)
(выходит слайд с кукушкой и голос кукушки)
Г)Сонць ёмланя, пеконяц акшеня,пулоц яввф кафтува(пзьгатась)
(выходит слайд с ласточкой и голос ласточки)
Д)Кодама нармонь морай сембода мазыста? (Цёфкссь)
(выходит слайд с соловьём и голос соловья)
-Молодцы, вы не назвали ещё одну птицу, а какую попробуйте отгадать, а я вам загадаю загадку
Хочет - прямо полетит
Хочет - в воздухе висит
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт
(Жаворонок)
(слайд жаворонок)
В старину по этой птице определяли приход весны
6.Слово учителя
-Ребята, славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Праздновали как русские, так и мордва. Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы. По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная.
-Давайте послушаем (звучит пеня жаворонка)
На жаворонков в мордовских деревнях, а иногда и в городах ,рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки.
И у нас сегодня мамы и бабушки постарались
-Ребята, посмотрите какие у нас есть красивые жаворонки
(показываю в корзинке выпечку)
В жаворонков прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется тот женится или замуж выйдет, кому копейка-тот в этом году хорошо заработает, кому узелок из тряпочки- у того рёбёнок родиться. Хозяйки делали из соломы маленькие гнёзда, складывали в них колобки, и ставили в птичник- считалось что это поможет курам лучше нестись и не болеть. А дети насаживали жаворонков на шесты, бежали с ними в поле, или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни - заклички привлекающие жаворонков, а с ними и весну
7 Работа с бумагой
Ребята, а давайте и мы сегодня украсим наших жаворонков и позовём весну.
Так, кат этот праздник отмечали и русские и мордва ,мы с вами украсим и русским и мордовским орнаментом
( На каждой парте по 2 жаворонка) Работают под пение птиц (Звуки птиц)
Объясняю и показываю, как вырезать орнаменты Давайте выучим заклички и позовём жаворонков. Заклички ,прибаутки и сказки мордовского и русского народа очень похожи, т.к. они всегда жили по соседству в мире, в дружбе и в согласии. В этом году мы отмечаем 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.
(Слайд с закличками)
Жаворонкат кулемасть Жаворонки прилетите
Сяда курок няемасть
Сяда курок лиеда
Тундань лямбе тиеда Студёну зиму прогоните
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела
Весь хлеб у нас поела Ребята, птицы, как и человек всегда возвращается в родные места
И я вас призываю любить свой край, край, свою Родину
Пусть каждая ваша птичка полетит к своему дому под музыку « Мокшень крайняй» дети выходят и вешают свою птичку Итог урока. Ребята, что нового сегодня узнали на уроке?
(Мы говорили о птицах)
Да ребята, птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, и относиться к ним надо бережно. Пусть они радуют нас своим пением
(Под пение птиц)