Рабочая программа по литературе 6 класс (Школа-2100)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примерная образовательная программа основного общего образования по русскому языку;
Устав МБОУ СОШ №9
«Рабочая программа общеобразовательных учреждений «Литература», составленной на основе авторской программы по русскому языку для основной школы, 5-9 классы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, - М. «Баласс», 2010, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Положение порядке разработки рабочей программы по учебному предмету МБОУ СОШ №9;
Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2015-2016 учебный год
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №9 на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 6 класс («Год после детства»). Изд 2-е. М: Баласс-2012
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.
Содержание учебного предмета
6-й класс (68 ч.)
Раздел 1: «Введение» 1ч
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведений, изученных в 5 классе. Литературные роды и жанры.
Раздел 2: «Пролетая над снами…» 15ч
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».Баллада как литературный жанр. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Сны героев. Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь». Баллады западноевропейских поэтов в переводе Жуковского. История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. А.С.Пушкин. «Утопленник», «Бесы». А.П.Чехов. «Страшная ночь». А.С.Пушкин. «Песни западных славян». Новелла П.Мериме «Венера Илльская». История жанра новеллы. Жанровые признаки. Морис Метерлинк. «Синяя птица». Драматические жанры. Драма как литературный род.
Раздел 3: «Сказки для взрослых» 11 ч
Вильгельм Гауф. «Маленький Мук». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Н.Д.Телешов «Белая цапля». Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Литературный герой. Портрет. Г.-Х.Андерсен. «Русалочка». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. А.Н.Толстой «Русалка». М.Ю.Лермонтов «Русалка». В.В.Вересаев. «Состязание». Литературная сказка.
Раздел 4: «То времена, то деяния…» 10ч
Литература и фольклор. Былина как жанр УНТ. Былина «Вольга и Микула Селянинович».Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Эпос разных народов. Эпос как род литературы. Героический эпос. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Мифы Древней Греции. Гомер. Поэма «Одиссея». Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
Раздел 5: «Открывая мир вокруг» 15ч
И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.И.С.Тургенев. «Бирюк». Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Стихотворения о войне: М.Ю.Лермонтов «Сон». С.Гудзенко «Перед атакой». Б.Окуджава «До свидания, мальчики…». К.Симонов «Жди меня». М.Петровых «Апрель 1942 года». Б.Слуцкий «Лошади в океане». Ритм, рифма. Размер. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. А.Грин. «Четырнадцать футов». О.Генри «Последний лист». Сюжет и композиция. А.С.Пушкин «Выстрел». А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.
Раздел 6: «Смеясь сквозь слёзы…» 16ч
Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Басни. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сатирических литературных сказок. А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. Юмористический рассказ. Роберт Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии. И.Ильф, Е.Петров. «Любители футбола». Джером К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать(элементы анализа) художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Список литературы
Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год.
Барова Е.С.Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт», М., Баласс, 2010
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Шаг за горизонт. 6 класс», Баласс, 2010.
Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Наименование разделов и тем уроков Количество часов Дата Примечание
по плану факт 1 четверть
Введение (1ч)
(1) Прощай отрочество, Здравствуй, отрочество 1 01.09-05.09 «Пролетая над снами…» (15ч) 01.09-05.09
(1) Баллада как литературный жанр 1 01.09-05.09 (2) «Здесь несчастье-лживый сон. Счастье- пробужденье В.А.Жуковский и его баллада «Светлана» 1 07.09-12.09 (3) Таинственная сила мистики. Баллада И.В.Гёте «Лесной царь» 1 07.09-12.09 (4) Быт и нравы Малороссии в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1 14.09-19.09 (5) Изображение нечистой силы в повести «Ночь перед Рождеством» 1 14.09-19.09 (6) Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С.Пушкина «Бесы», «Утопленник» 1 21.09-26.09 (7) Шуточки писателя Чехова 1 21.09-26.09 (8) Проспер Мериме и «Песни западных славян» А.С.Пушкина1 28.09-03.10 (9) «Берегись любящей» (по новелее П.Мериме «Венера Ильская»1 28.09-03.10 (10) Лауреат Нобелевской премии. Морис Метерлинк и его «Синяя птица» 1 05.10-10.10 (11) В каждом предмете есть своя душа 1 05.10-10.10 (12) В поисках Синей птицы 1 12.10-17.10 (13) Блаженство и Радость в жизни каждого из нас 1 12.10-17.10 (14) Где же наша Синяя птица? 1 19.10-24.10 (15) Р/Р.Сочинение по разделу «Пролетая над снами…» 1 19.10-24.10 Сказки для взрослых (11 ч)
(1) Бедный маленький Мук (по сказке В. Гауфа «Маленький Мук») 1 26.10-31.10 (2) Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д.Телешова «Белая цапля») 1 26.10-31.10 2 четверть
(3) Сказки для взрослых. Музыкант Гофман 1 06.11-07.11 (4) Кто же такой крёстный Дроссельмейр? 1 09.11-14.11 (5) Добрая Мари и отважный Щелкунчик 1 09.11-14.11 (6) Наш добрый сказочник 1 16.11-21.11 (7) Любовь, самоотверженность, страдание. Анализ сказки Г.-Х.Андерсена «Русалочка» 1 16.11-21.11 (8) Русалочье коварство (по сказке А.Н.Толстого «Русалка») 1 23.11-28.11 (9) Велика сила искусства (по сказке В.В.Вересаева «Состязание») 1 23.11-28.11 (10) Подведём итоги по разделу «Сказки для взрослых» 1 30.11-05.12 (11) Р\Р Подготовка к написанию сочинения по разделу «Сказки для взрослых» 1 30.11-05.12 То времена, то деяния… (10 ч)
(1) « А тут станут мужики меня похвалити: «Молодой Микула Селянинович» 1 07.12-12.12 (2) «Есть я старыя казак да Илья Муромец да сын Иванович» 1 07.12-12.12 (3) «Вот для чего рождён я батыром»(башкирский народный эпос «Урал-батыр» 1 14.12-19.12 (4) Сасрыква и Манас1 14.12-19.12 (5) «Калевала»- карело-финский народный эпос 1 21.12-26.12 3 четверть
(6) «Легенда о Гайавате» Г.Лонгфелло1 15.01-16.01 (7) «Слышу умолкнувший звук божественной речи…». Мифы Древней Греции 1 18.01-23.01 (8) «…Старца великого тень чую смущённой душой». Поэма Гомера «Одиссея» 1 18.01-23.01 (9) Подведём итоги по разделу «То времена, то деяния…» 1 25.01-30.01 (10) Р\Р Подготовка к написанию сочинения по разделу «То времена, то деяния…» 1 25.01-30.01 Открывая мир вокруг (15ч)
(1) Книга- учебник жизни 1 01.02-06.02 (2) История создания рассказа И.С.Тургенева «Муму» 1 01.02-06.02 (3) Рассказ о страдающих душах ( по рассказу И.С.Тургенева «Муму») 1 08.02-13.02 (4) Анализ рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» 1 08.02-13.02 (5) «Чувство, живущее в сердце солдата» (по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в мае») 1 15.02-20.02 (6) Поэты о войне 1 15.02-20.02 (7) Наше тайное «я» 1 24.02-27.02 (8) Что такое истинный шедевр? 1 24.02-27.02 (9) «Предаю тебя твоей совести…» 1 29.02-05.03 (10) Становление характеров упрямых и своенравных 1 29.02-05.03 (11) Офицер становится разбойником 1 08.03-12.03 (12) Офицер становится разбойником 1 08.03-12.03 (13) Искалеченные судьбы сына и дочери 1 14.03-19.03 (14) Подведём итоги по разделу «Открывая мир вокруг» 1 14.03-19.03 (15) Р\Р Подготовка к написанию сочинения «Открывая мир вокруг» 1 21.03-26.03 Смеясь сквозь слёзы…(16 ч)
(1) Басня и её история 1 21.03-26.03 4 четверть
(2) Великий мастер русской басни. Творчество И.А.Крылова1 04.04-09.04 (3) Страшная сила сатиры. М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1 04.04-09.04 (4) «Умею коротко говорить о длинных вещах» Творчество А.П.Чехова1 11.04-16.04 (5) Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» 1 11.04-16.04 (6) Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» 1 18.04-23.04 (7) Вт.чт. Мой любимый рассказ А.П.Чехова1 25.04-30.04 (8) Умей отличить эпиграмму от эпитафии 1 25.04-30.04 (9) Что такое фельетон? М.Зощенко «Обезьяний язык» 1 04.05-07.05 (10) Сказать правду, не обидев. И.Ильф, Е.Петров. «Любители футбола» 1 04.05-07.05 (11) Хорошо в лодке втроём…не считая собаки ( по книге Джером К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки») 1 04.05-07.05 (12) Взрослые или детские вопросы? (по рассказам Н.Тэффи) 1 10.05-14.05 (13) Твоя поэтическая антология 1 10.05-14.05 (14) Итоговый контрольная работа. Тест 1 16.05-21.05 (15) Анализ итоговых контрольных работ 1 16.05-21.05 (16) Подведём итоги по книге «Год после детства» 1 23.05-28.05