Рабочая программа по литературе 5 класс. УМК Школа 2100
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
Оценка достижений планируемых результатов
1.
Литература как искусство слова
Вводный урок
Обращаются к литературному словарю.
Наш новый предмет. Новый учебник и его герои
Приобщение к литературе как искусству слова, приобщение к читательской культуре
Литература – искусство слова.
Вопросы к главе
Часть 1. Раздел 1. Жизнь по законам чести ( 16 часов)
2.
Н. С. Гумилев «Капитаны
Урок открытия нового знания
Беседа, лекция
Знать биографию Н. С. Гумилева, познакомиться с творчеством поэта
Свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, формулировать собственное мнение
Отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
Тест
3.
А. Дюма «Три мушкетера»
Урок открытия нового знания
Проблемный диалог
Познакомиться с биографией А. Дюма, слово о романе «Три мушкетера»
Использовать разные виды чтения
Уметь анализировать, сопоставлять, правильно понимать поставленные вопросы
Вопросы к главе
4 - 5.
Герои, живущие по законам чести
Урок закрепления
Работа в группах, составление синквейна на главных героев
Лексическое значение слова «честь», понимание детей слова «Честь», уметь составлять синквейн на героев произведения
Менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии)
Уметь писать синквейн, отвечать на вопросы
Синквейн
6 .
Н. Г. Долинина «Честь и достоинство»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Работа в парах, работа с текстом
Познакомиться с эссе Н. Г. Долининой «Честь и достоинство», знать особенности жанра эссе
Осуществлять информационную переработку текста, свертывая его до содержания плана, ключевых слов, воспроизводить текст
Составлять план и писать отзыв о произведении, кинофильму, картине
Вопросы «Толстый и тонкий»
7.
Ж. Верн – удивительный писатель.
Урок первичного закрепления материала
Беседа – лекция, вопросы
Биография Ж. Верна, история жизни и творчества
Извлекать информацию в соответствии с целью чтения, оформлять свои мысли в письменной и устной форме
Осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров
Презентация
8.
Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна
Урок открытия нового знания
Работа в парах, методы литературно-критического мышления
Характеристика героев Ж. Верна, мужество и героизм, что это за качества?
Стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга,
Использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
Письменный ответ на вопрос №5
9 - 10.
Роман – учебник. Роман – открытие
Урок открытия нового знания
Работа с текстом
Литературный термин «роман», уметь отличить роман от рассказа и повести
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Подбирать аргументы, формулировать выводы
Знать термины
11 - 12.
Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»
Урок развития речи
Вопросы «Толстый, тонкий»
Писать сочинение на литературную тему
Приобщение к читательской культуре
Перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Сочинение
Раздел 2. Шифры и клады (8 часов)
13.
Законы приключенческой литературы
Урок открытия нового знания
Беседа, лекция
Особенности приключеческой литературы, героев, характеров и т. п.
Овладение навыками самостоятельной интерпретации литературного произведения
Устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде
Тест
14.
Э. По «Золотой жук»
Урок открытия нового знания
Лекция, беседа, презентация
Биография Эдгара По, тяжелая жизнь писателя. Э. По – основоположник детектива как жанра в литературе, знать рассказ «Золотой жук»
Учитывать разные точки зрения при споре, оценивать речевое высказывание, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Знать биографию Марины Цветаевой
План статьи учебника
15 - 16.
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
Урок открытия нового знания
Презентация, отрывки из выступлений С. Есенина, «живой звук»
Биография Р. Л. Стивенсона, законы приключенческой литературы
Выступать с сообщениями перед сверстниками с использованием ИКТ, задавать вопросы
Уметь перефразировать мысль
Разбор лирического текста
17.
Особенности развития действия
Урок открытия нового знания
Лекция, работа в группах
Композиция литературного произведения, знать термины кульминация, завязка, развязка, эпилог
Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, слушать и слышать друг друга
Знать особенности биографии М. Горького, знать, что такое трилогия
Доклады
18.
Многообразие человеческих характеров
Урок закрепления первичного материала
Выступление с докладами
Доклад о героях приключенческой литературы
Видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения
Знать биографию Горького, содержание глав
ТСР № 2
19 - 20.
А. Н. Рыбаков «Кортик» (главы)
Урок изучения нового материала
Методы ЛКМ (литературно-критического мышления)
Биография А. Н. Рыбакова «Кортик», знать главы из повести
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
Использовать монологическую и диалогическую речь
Ответы на вопросы
Раздел 3. Экстремальные ситуации (4 часа)
21.
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Урок изучения нового материала
Беседа, работа в диалоге
Биография Джека Лондона, «Золотая лихорадка», Америка 19 века, политическая ситуация, способы выживания
Использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности
Работа в ТСР
22.
Нравственные уроки приключенческой литературы
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Работа в группах, беседа
Понятие нравстивенности, что такое нравственность, нравственность в приключенческой литературе
Умение строить логичное рассуждение и делать выводы
Уметь составлять развернутый план, использовать в тексте сочинения цитаты, выдержки и т. п.
Сочинение
23.
Б. Житков «Механик Салерно»
Урок изучения нового материала
Лекция, презентация
Биография Бориса Житковаа, рассказ «Механик Салерно»
Определять способ действия в соответствии с учебной задачей
Выявление нравственных проблем художественной литературы.
Цитатный план
24.
Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации»
Урок развития речи
Работа в парах, работа в тетради
Писать сочинение на литературную тему
Пользоваться словарями, перерабатывать информацию
Видеть нравственные проблемы художественного произведения
Работа в ТСР
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (11 часов)
25.
Марк Твен «Приключения Г. Финна»
Урок изучения нового материала
Работа в группах
Биография Марка Твена, роман «Приключение Г. Финна»
Умения применять знания для решения учебных задач
Знать способы выражения своей позиции и уметь подбирать аргументы
Опрос
26.
Герои и события повести
Урок изучения нового материала
Лекция, презентация, музыкальное оформление
Особенности характеров героев, композиция рассказа
Осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Уметь писать характеристику героя, знать главы из повести, знать, что такое эссе, особенности жанра эссе
Характеристика
27.
Мастерство писателя в построении занимательного сюжета
Урок изучения нового материала
Устное выступление с сообщениями, беседа
Сообщение об особенностях сюжета рассказа
Владеть основами самоконтроля и самооценки
Уметь выразительно читать стихотворения
Стихотворение наизусть
28 - 29.
В. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы)
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Самостоятельная работа
Биография Валентина Катаева, знать главы из романа «Белеет парус одинокий»
Строить связное письменное высказывание по определенному типу
Осознанно бегло читать, используя разные виды чтения
Самостоятельная работа
30.
Взросление героев, путь от приключений – игр к суровой жизни
Урок изучения нового материала
Работа со специальными карточками, афоризмы
Игры и взрослая жизнь, пронаблюдать путь становления личночсти
Умение самостоятельно определять цели своего обучения
Давать характеристику герою эпического произведения
Эпиграф
31 - 32.
Большие события и маленькие герои в литературе
Урок первичного закрепления знаний
Индивидуальная работа
Литературное понятие «маленького героя» в русской литературе
Умение формулировать и аргументировать свое мнение
Знать понятие «литературный герой», «характер», уметь давать сравнительную характеристику
Работа в ТСР
33.
М. Лермонтов «Парус»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Самостоятельная работа
Биография М. Лермонтова, анализ стихотворения «Парус»
Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль
Уметь сравнивать и сопоставлять литературных героев, уметь высказывать свое мнение по каждому герою
Цитатный план
34 - 35.
Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми»
Урок развития речи
Беседа, фронтальный опрос
Уметь писать сочинение на литературную тему, писать развернутый план к сочинению
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
Уметь писать отзывы о прочитанных произведениях
Отзыв
Раздел 5. Правда истории и вымысел (9 часов)
36 - 37.
В. Каверин «Два капитана» (главы)
Урок изучения нового материала
Сочинение
Биография В. Каверина, главы из романа «Два капитана»
Планирование и регуляция своей деятельности, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное
Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности
Сочинение
38.
«Я найду экспедицию!»
Урок изучения нового материала
Работа в группах
Работа над проблемой произведения, Сашка в разное время своей жизни – мальчик, юноша, мужчина
Формулировать собственное мнение и обосновывать собственную позицию
Самостоятельно выполнять различные творческие работы
Работа в ТСР
39.
Летчик Григорьев и штурман Климов
Урок изучения нового материала
Беседа лекционного типа
Особенности характера летчика С. Григорьева
Умение работать индивидуально и в группах
Уметь отвечать на вопросы
Тест
40.
Капитан Григорьев на войне
Урок изучения нового материала
Работа в парах
Война в романе
Пользоваться разными видами чтения, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию
Уметь интерпретировать произведение, адекватно понимать новую информацию
Вопросы
41.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Урок изучения нового материала
Составление собственной презентации и выступление с ней перед классом
«Песнь ов ещем Олеге» - стилизация под старину, отрывок из повести Временных лет
Умения применять знания при решении познавательных задач
Уметь устно и письменно передавать содержание текста
Тест
42 -43.
М. Лермонтов «Бородино»
Урок изучения нового материала
Просмотр фрагментов фильма
Биография М. Лермонтова, детально изучение произведения «Бородино»
Анализировать, устанавливать причинно - следственные выводы, обобщать
Использовать различные виды пересказа
Работа в ТСР
44.
Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел»
Урок развития речи
Анализ глав, беседа
Уметь писать сочинение на выбранную тему
Использовать монологическую и диалогическую речь
Уметь выразительно читать и интерпретировать эпическое произведение
Тезисный план
Раздел 6. Романтика неизведанного (2 часа)
45.
Стихи о прекрасном и неведомом
Урок первичного закрепления знаний
Совместная работа
Анализ стихотворений
Прогнозирование результата
Составлять план и писать отзыв о произведении
Вступление к сочинению
46.
Проверочная работа № 1
Урок контроля
Лекция, беседа
Отвечать на вопросы проверочной работы
Умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи
Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать в выразительные средства языка
Проверочная работа
Часть 2. Раздел 1. Мир, затерянный в нас. Что можно увидеть с закрытыми глазами (11 часов)
47.
Наука и фантазия в литературе
Урок изучения нового материала
Беседа, презентация, просмотр фрагментов фильма
Научное и фантастическое в литературных произведениях
Самостоятельно создать план деятельности
Знать биографию В. Железнякова, знать главы текста
Тест
48 - 49.
А. Конан Дойл «Затерянный мир»
Урок изучения нового материала
Беседа с использование ИКТ технологий
Биография А. Коннан Дойла, главы из романа «Затерянный мир»
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое и т. п.)
План произведения
50 - 51.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Работа в группах
Биография А. Беляева, главы из романа «Голова профессорра Доуэля»
Умение применять знания для решения учебных задач
Уметь различать понятия: факт, доказательство, гипотеза
Работа в ТСР
52.
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы
Урок развития речи
Рецензия
Анализ глав романа «Голова профессора Доуэля»
Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Строить рассуждения
Уметь писать рецензию
Рецензия
53.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении)
Урок изучения нового материала
Беседа, фрагменты из кинофильма
Биография Р. Бредбери», рассказ «И грянул гром»
Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения
Уметь правильно интерпретировать произведение
Цитатный план
54.
Н. Гоголь «Нос»
Урок изучения нового материала
Работа в группах
Биография Н. В. Гоголя, повесть «Нос»
Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема-образец)
Знать биографию В. Шукшина
Работа в ТСР
55 - 56.
Реалистическая фантастика как способ художественного изображения
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Выступление перед классом с сообщением
Анализ повести Н. В. Гоголя «Нос»
Строить рассуждения, пользоваться навыками аудирования
Уметь выступать перед одноклассниками, знать рассказ «Крепкий мужик»
Синквейн
57.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне . . . «
Урок развития речи
Очерк
Жанр сказки в русской литературе, сказка авторская и русско-народная. Сказки А. С. Пушкина
Пользоваться разными навыками аудирования, разными видами чтения (просмотровым, изучающим)
Уметь писать очерк по прочитанному художественному произведению
Очерк
58.
Фантастическое в волшебной сказке
Урок изучения нового материала
Беседа, лекция
Фантастика в волшебной сказке
Умение определять понятия, строить логичные рассуждения
Уметь творчески читать художественное произведение
Тест
59 - 60.
А. Пушкин «Руслан и Людмила»
Урок контроля
Подготовка к сочинение, план
Биография А. С. Пушкина, поэма «Руслан и Людмила»
Самостоятельная проверка ошибок товарища по парте
Уметь писать сочинение на литературную тему
Сочинение
61 - 62.
Сочинение по части 2
Урок развития речи
Работа в группах
Уметь писать развернутый план, писать сочинение на литературную тему
Адекватно понимать информацию и преобразовывать ее, правильно писать и проверять написанное
Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации
Работа в ТСР
63.
Убийство на улице Морг
Урок изучения нового материала
Работа в парах
Жанр детектива в мировой и русской литературе
Договариваться о совместной деятельности
Знать биографию М. Шолохова и содержание рассказа
Составить вопросы к тексту
64 - 65.
Конан Дойл «Горбуны»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Работа в группах
А. Конан Дойл, герои детектив А. Коннан Дойла: Шерлок Холмс и доктор Ватсон
Формулировать собственное мнение, приходить к общему решению
Уметь использовать монологическую и диалогическую речь
Краткий очерк
66.
Сочинение по части 3
Урок развития речи
Сочинение
Сочинение или написать собсттвенный детектив, придумать героев и сюжет
Умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи
Уметь писать сочинение, подбирать изобразительно -выразительные средства
Сочинение
67 - 68.
Мир детства в литературе
Урок изучения нового материала
Беседа, презентация
Детсвто и литература
Устанавливать закономерности. Делать выводы
Уметь выразительно читать художественный текст
Работа в ТСР
69.
В. Короленко «В дурном обществе»
Урок первичного закрепления знаний
Самостоятельная работа
Биография В. Короленко», главы из романа «В дкрном обществе»
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Уметь находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства языка
Разбор стихотворения
70.
Судьбы героев повести
Урок изучения нового материала
Выступление, беседа
Анализ глав и поступокв главных героев
Извлекать информацию, представленную разными способами (схемы, таблицы, алгоритмы)
Знать рассказ, уметь использовать различные виды пересказа
презентация
71 - 72.
Средства создания характеров героев
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос, работа в ТСР
Особенности характеров главных герроев
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь составлять план, тезисы, конспект
Работа в ТСР
73 - 74.
М. Пришвин «Кладовая солнца»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Викторина
Биография М. Пришвина, рассказ «Кладовая солнца»
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь осознанно, бегло читать, использовать различные виды чтения
Вопросы по теме (викторина)
75.
Образы Насти и Митраши
Урок первичного закрепления знаний
Беседа, работа по вопросам
Проанализировать образы Насти и Митраши
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь анализировать произведение
Работа в интернете
76.
Роль пейзажа в художественном произведении
Урок развития речи
Сочинение - миниатюра
Пейзаж в произведение, проследить как меняется природа, когда главные герои попадают в беду
Работать со справным аппаратом, различными источниками информации
Уметь писать сочинение - миниатюру
Сочинение-миниатюра
77 - 78.
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрандия»
Урок изучения нового материала
Презентация, самостоятельная работа
Биография Л. Кассиля, мир реальный и мир фантазии
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии коммуникативной задачей
Стихотворение наизусть
79.
Г. Белых «Республика ШКИД» (главы)
Урок первичного закрепления знаний
Работа с текстами песен, прослушивание
Биография Г. Белых, главы из романа «Республика ШКИД»
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии коммуникативной задачей
Песню наизусть
80 - 81.
В. Распутин «Мама куда-то ушла»
Урок первичного закрепления знаний
Беседа
Биография В. Распутина, анализ рассказа «Мама куда-то ушла»
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь осознанно, бегло читать, использовать различные виды чтения
Описание героя
82.
Стихи о детях
Урок контроля
Работа в ТСР, тесты
Анализ стихотворений
Работать со справочным аппаратом, различными источниками информации
Уметь писать план, подбирать аргументы, цитировать
Тест
83 --84.
Сочинение по части 4
Урок развития речи
Презентация, выступление
Сочинение на литертаруную тему
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии коммуникативной задачей
Сонет наизусть
85 - 86.
А. Чехов «Каштанка»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Выступление перед аудиторией с собственными стихотворениями
Биография А. Чехова, рассказ «Каштанка», анализ рассказа
Работать со справочным аппаратом, различными источниками информации
Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии коммуникативной задачей
Собственное стихотворение
87 - 88.
А. Куприн «Ю – ю» (в сокращении)
Урок первичного закрепления знаний
Музыкальное выступление
Биография А. Куприна, анализ рассказа «Ю – ю»
Определять эстетическую, нравствен – философскую проблематику произведения
Уметь выразительно читать поэтические произведения
Наизусть
Часть 5. Мы не можем без них, а они без нас (18 часов)
89 - 90.
Д. Дарелл «Гончие Бафута»
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Проверочная работа
Биография Д. Дарелла, анализ глав «Гончие Бафута»
Работать со справным аппаратом, различными источниками информации
Уметь отвечать на вопросы устно и письменно
Работа в ТСР, проверочная работа
91.
Э. Сетон – Томпсон «Чинк»
Уроки повторения и обобщения
Тесты по литературе
Биография Э. Сетон – Томпсона, анализ глав повести «Чинк»
Работать с тестами
Уметь работать с тестами
Тесты
92 – 93.
Стихи о животных
Урок открытия новыз знаний
Анализ стихотвоения
Анализ стихотворений о животных
Находитьв стизотворениях изобразительно-выразительный средства (метафоры, эпитеты. Метонимии, гиперболы и т. п.)
Уметь раюотать с поэтическим текстом
Стих наизусть
94 – 95.
Сочинение по разделу 5
Урок развития речи
Сочинение
Писать сочинение на литератрную тему
Пользоваться речевыми приемами
Работать с тексто, корректировать его
Сочинение
96 – 97.
Контрольная работа за год
Урок контроля
Контрольная работа из ТСР
Владеть изученным матириалом
Владеть навыками письменных разветнутых ответом на вопросы по литературнорму произведению
Пользоваться навыками смыслового стения
Контрольная работа
98 – 99.
Обучающие тесты
Урок контроля
Тест
Работать с тестами по литературе
Преобразовывать информацию
Работать с тестами
Тест
100 – 102.
Резерв
15