«Влияние методической службы ОУ на повышение педагогического мастерства педагогов и повышение качества образования в условиях ФГОС»


«Влияние методической службы ОУ на повышение педагогического мастерства педагогов и повышение качества образования в условиях ФГОС»
Подготовила заместитель директора по МР
МОБУ «ООШ № 9» Глухова А.П.
г. Бузулук
2016 г.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
К.Д.Ушинский(слайд 1)
В современных условиях реформирования школьного образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития уч-ся. Качество образования невозможно без качественного преподавания и воспитания. Именно педагог является главным источником качества обучения, развития и воспитания школьника. А профессиональный рост педагога – залог успеха в работе по повышению эффективности образовательного процесса. Поэтому нужна действенная и эффективная структура методической службы, основная задача которой - создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу. Следовательно, важнейшим звеном системы непрерывного образования членов педагогического коллектива является методическая деятельность.
Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»  модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива. (слайд 2)
    Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения стало - формирование профессиональной компетентности педагогических работников в условиях  реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития. (слайд 3)
Задачи: (слайд 4)
Обеспечить поддержку педагогических работников в освоении и введении в действие ФГОС ООО;
оказать помощь в развитии творческого потенциала педагогических работников, в удовлетворении информационных, учебно-методических, образовательных потребностей;
создать условия для организации и осуществления повышения квалификации
Для решения цели и задач были созданы следующие условия:
• Разработан план методической работы, план методического сопровождения, перспективный план повышения прохождения аттестации педагогическими работниками, перспективный план повышения квалификации педагогических работников (слайд 5)
• Составлен рабочий учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандарта школьного образования. (слайд 6)
• Организована работа методических объединений, которые работают по планам в соответствии с программой развития школы. (слайд 7 )
Сформирован банк нормативно-правовой информации введения ФГОС ООО
(слайд 8)
Одним из ключевых направлений работы школы является развитие кадрового потенциала школьного образования через  создание условий для развития и формирования учителя нового типа.
В школе работают 24 учителя, 13 из них преподают в 5-х классах.
Из них:
По образовательному уровню:
- высшее образование имеют - 9 чел. 69 %,
- высшее педагогическое - 9 чел. 69 %,
- среднее специальное - 1 чел. 8 %,
- в среднее педагогическое - 3 чел. 23 %;
- из них обучаются заочно – 2 чел. 15 %.
(Два педагога пенсионного возраста)
По уровню квалификации:
- высшая категория - 0 чел. (0 %),
- первая категория -9 чел. (69 %),
- без категории - 4 чел. (31 %) (это педагоги работающие первый год-2 чел. (15 %) (Пантелеева Н.А., Шевлякова К.Ю.), педагоги обучающиеся заочно – 2 чел. (15%) (Генна А.А., Крюкова Е.А.)
(слайд 9)
Из всего сказанного вытекает проблема: 1. Низкий педагогический ценз педагогов преподающих в 5- х классах.
В июне 2015 г. был проведен мониторинг профессиональных потребностей педагогов: разработан диагностический инструментарий для выявления готовности педагога к введению ФГОС ООО.
Анализ анкет показал, что почти все педагоги информированы о стандартах второго поколения в основном звене. Большая часть учителей ознакомлены с нормативно-правовой документацией, могут сформулировать основные отличия федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО), способны использовать опыт творческой деятельности других учителей, выбрать методы обучения и умеют сочетать методы, средства и формы обучения, знают главный программный документ школы при реализации ФГОС ООО. Чувствуют в себе решительность и уверенность в том, что преодолеют трудности при переходе на стандарты нового поколения.
Но испытывают затруднения в составлении рабочих программ, осуществлять системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся в организации и проведении исследовательской деятельности, не достаточно обеспечены методическим сопровождением, хотя считают себя творческими личностями. А самое главное считают, что им необходимо повысить свой профессиональный уровень для качественной реализации ФГОС ООО.
В конце учебного года после проделанной работы планируется провести повторное анкетирование педагогов.
(слайды 10-12)
На основе результатов анкетирования были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Составлен план методического сопровождения педагогов по ФГОС ООО.
(слайд 13)
В 2015 году у нас повысили квалификацию на курсах 38 % педагогов через ОГПУ.
81% учителей прошли обучение по ФГОС:
-100% учителей начальных классов,
- 78% - учителей 5-9 классов (не обучены по ФГОС - 22 %). (слайд 14 )
Планирование прохождения курсовой подготовки педагогов вызывает затруднения, т.к. они связаны с отсутствием финансов.
Наши учителя повышают свою квалификацию через участие в вебинарах.
(слайд 15).
Работа по повышению квалификации педагогических кадров велась в нескольких направлениях. Одним из них является самообразование педагогов.
В начале учебного года каждый педагог прошел собеседование по теме самообразования, составил план работы, а в конце учебного года будет отчитаться о проделанной работе по выбранной теме. (Слайд 16 )
На последнем совещании возникли разногласия по оформлению индивидуального плана профессионального развития учителя. Было принято решение о разработке единого образца. И сейчас педагоги переделывают свои планы по разработанным методическим рекомендациям. (слайд 17)
4) Организация и проведение педсоветов, совещаний, семинаров в ходе которых помимо знакомства с теоретическими вопросами учителя решали и практические задачи.
Например, в августе для помощи педагогам в разработке рабочих программ был организован обучающий семинар «Требования к результатам обучающихся освоения основной образовательной программы основного общего образования».
(слайд 18)

Семинар «Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока».
Где рассмотрены следующие вопросы: (слайд 19)
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Особенности современного урока: структура, подходы к проектированию и анализу.
Методы, формы, технологии современного урока.
Структурирование технологической карты урока.
Примеры методических разработок уроков.
Выступающие педагоги готовили теоретический материал и примеры применение его при проведении уроков.
5) Параллельно в методическом уголке в течение месяца вывешиваются теоретические материалы, списки литературы для самостоятельного изучения. После которого следует групповое или индивидуальное, устное или письменное собеседование по данной теме и применение полученных знаний при проведении уроков.
Например, для каждого ШМО были разработаны теоретические вопросы, каждый педагог самостоятельно письменно отвечал на них. Руководители ШМО анализировали работу педагогов. И уже на основе таких проверок вносились коррективы в планирование методической работы.
(слайд 20)
6) Был составлен и распланирован годового плана внутреннего контроля. В рамках которого были запланированы посещения уроков администрацией школы. При собеседовании с учителями просматривалось применение изученного теоретического материала при проведении урока. А также выяснялись «пробелы» учителей, какие еще темы необходимо осветить теоретически. (слайд 21)
Так в ходе работы был определен круг вопросов, вызывающих у педагогов наибольшие затруднения: составление технологической карты современного урока, особенности организации современных уроков, освоение современных педагогических технологий.

7) В рамках методической помощи были разработаны памятки для педагогов «Схема анализа урока», «Схема самоанализа урока по ФГОС». Педагоги готовятся по ним к анализу урока и знают, что проверяющий будет просматривать при посещении урока.
(слайд 22)
8) Составлен график открытых уроков учителей, преподающих в 5-х кл. Каждый учитель проводит современный урок с позиции ФГОС. Эти уроки мы собираем в банк уроков по ФГОС. Каждый педагог может использовать этот материал для работы. (слайд 23)
Вывод:
И хотя нам есть еще над чем работать, мы  на наш взгляд,  нашли удачные формы в работе с педагогами, которые направлены на оказание адресной, повседневной, конкретной методической помощи учителю, достижение более совершенного уровня педагогического мастерства, на повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности и, в конечном счете, на повышение качества образования школьников.(слайд 24)