Внеклассное мероприятие на тему Россия-Родина моя (начальная школа)


Тема мероприятия: Россия-Родина моя.
Название мероприятия: Необычное путешествие во времени
Цель: воспитание патриотизма
Задачи: познакомить с историей России, её символикой и символами;
воспитание любви и интереса к своей Родине;
развивать мышление, моторику.
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Наше мероприятие я хочу начать с игры «Ассоциация».  Я предлагаю Вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос: о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем мероприятии? (Демонстрация видеоролика) 
Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря-
Это русские картины,
Это Родина моя!
2. Сообщение темы мероприятия и постановка целей.
     Совершенно верно, сегодня мы поведём беседу о нашей Родине, о её далёком прошлом,   о символах, рассказывающих о культуре нашей страны.  3.Изучение нового материала.            Вы просмотрели видеоролик и, конечно же, обратили внимание на красоту и разнообразие природы нашей Родины. Территория нашей  страны огромна (карта России).


 Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
  
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
А сейчас я предлагаю отправиться в необычное путешествие для ознакомления с культурой нашей Родины.
Представьте, что вы находитесь на самолёте, который переносит нас в далёкую древность моментально…
Заставка- звук и вид самолёта

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки-славяне. Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились и ловили рыбу, а женщины собирали в лесу съедобные растения, грибы, ягоды, плоды, готовили пищу на костре, ухаживали за детьми.
Предлагаю вам посмотреть фильм о тех далёких и трудных временах.
Просмотр фильма « Каменный век».
Наших предков, славян, часто называли Русью. Поэтому и их земли стали величать Русской землёй или Русью.
Стук в дверь.
Входит девушка в древней одежде. Машет рукой-знак приветствия.
Ребята, кто это?
Верно, это девушка из древности.
Посмотрите, во что она одета?
Одежда у наших предков была из природы- шкура животных и растения.
Ребята, как вы думаете, почему она ничего нам не говорит?
Жили наши предки все вместе племенем в пещере или шалаше. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. Речи у них не было, общались они с помощью жестов и мимики на лице. Посмотрите, она хочет нам что-то сказать (девушка показывает на узелок).
Давайте посмотрим, что в узелке (учитель показывает, а дети называют)
Ребята, давайте поможем этой милой девушке собрать как можно больше съедобного в её узелок.
1.Игра «Съедобное-несъедобное»
Выходят 2 ученика. И одновременно из общей кучи начинают собирать в корзинки съедобное. Несъедобное оставляют на месте.
По окончанию игры девушка оценивает правильность выполненной работы. Жестом одобряет работу. Прощается и уходит.
А мы с вами снова перелетаем на волшебном самолёте в следующую историческую эпоху (звук самолёта)
В старину, не было ни громадных городов, ни каменных домов. А были одни только поля да густые леса. А по берегам рек стояли деревянные избы. В избах этих и жили наши предки-славяне. Нашу Родину уже называли Русью. У людей появилась речь.
Ребята, посмотрите внимательно фильм о русской избе.
Просмотр фильма «Русская изба»
Ребята, послушайте, к нам опять гости (стук в дверь).
(Входит женщина в русском народном костюме)
Девушка:
Здравствуйте, ребята!
У меня для вас задание. Что это? (картинка избы)
Соберите из пазлов нашу деревянную избу.

2. Игра «Собери картинку»
Девушка:
Мы, славяне, были народом, одарённым музыкально и поэтически. И по сей день, весёлые у нас праздники, красивый народ.

Девушка:
Мы любим водить хороводы и петь песни.
Выходите девушки-красавицы и добры молодцы на наш хоровод «Во поле берёза стояла» (девушка показывает движения в центре хоровода, а дети повторяют).
Молодцы, ребята!
3. Хоровод «Во поле берёза стояла»
Белоствольная берёзка является символом Руси-матушки. Нигде в мире нет таких берёзовых рощ, как у нас.
Посмотрите, как красива роща берёзовая летом и послушайте песню соловья.

Просмотр видео
4. Игра-соревнование «Наряди берёзку»
Красивы русские берёзки летом!
Давайте нарядим наши белоствольные берёзки листочками.
У каждого столика берёза, а рядом листочки. Вы должны будете выбегать и приклеивать по 1 листочку.
Много музыкальных инструментов освоили русские люди: это и гармонь, и гусли, и бубны….
Одним из самых популярных инструментов на Руси является балалайка.

Посмотрите на картинку.
У неё треугольный деревянный корпус и три струны. Струны сделаны из металлической проволоки. При игре на балалайке раздаётся негромкий звук. Про этот нехитрый инструмент даже частушки сложены:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, запевалы,
Выходите, плясуны.
А теперь, послушайте, как звучит балалайка. Только сидите тихо
Звучание балалайки- звукозапись
А большой коллектив музыкантов, которые играют все вместе, на разных инструментах одно музыкальное произведение, называется оркестр.
Послушайте, как звучит оркестр.
Прослушивание оркестра народных инструментов
5. Задание «Дорисуй».
А теперь, давайте нарисуем балалайку. У вас на столах рисунок-основа. Вам нужно дорисовать и украсить балалайку.
Молодцы, ребята!
Поставьте свои балалайки на доску.
А теперь, посмотрите новый ролик.
Просмотр видеоролика про матрёшек

Герои ролика-матрёшки.
Мастерят матрёшек мужчины. Сначала из деревянной заготовки точат самую маленькую, а затем всё больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки женщин, которые разрисовывают их кисточками и пёрышками. Одежд для матрёшек очень много. В разных городах разная роспись-одежда.
6. «Собери матрёшку»
На столе, в общей куче, наборы матрёшек. Играющим нужно собрать в 1 большую матрёшку все маленькие и не перепутать. Посмотрите как (демонстрация).
Всё, о чём мы говорили: русская изба, русский хоровод, берёзка, балалайка, матрёшка-это неофициальные символы Руси, которые существуют сейчас, но пришли из далёкого прошлого.
А нам пора возвращаться в настоящее из необычного путешествия.
Заставка-звук самолёта.
Ребята, посмотрите на раскладушку.
Что вы видите ? (герб, флаг)
Это, ребята, тоже символы России, только называются официальными.
Впервые о флаге России было упомянуто в эпоху Петра I.
Посмотрите, как выглядел царь.

И был флаг России, как и сейчас трёхцветным.
Я буду читать стихотворение, а вы определять значение каждого цвета у флага
Снизу красный- самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добытыИ народом не забыты.
В середине флага- синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый- мира цвет,
Говорит он- войнам нет!
(И. Агеева)

А теперь, послушайте про герб России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он- России дух свободный!

Всем спасибо за необычный полёт.
В награду за ваше активное участие в мероприятии, я подготовила каждому из вас маленький кусочек нашего большого трёхцветного российского флага (вручается лента из трёх цветов)