Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе
Юрченко Олеся Артуровна учитель математики
МБОУ «Немировская средняя общеобразовательная
школа» Кормиловского муниципального района
Омской области
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе.
В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка– это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.[5,256]
Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании.[3,6]
Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.[1,206]
Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.
Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:
занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;
стимулирует поисковую деятельность;
оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;
оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;
способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.[2,240]
Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:
делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;
способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.[4,248]
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.
Рекомендации для развития творческих способностей младших школьников:
1.Использование различных форм организации практической деятельности для развития творческих способностей детей.
2.Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
3.Использование техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.
4.На уроках трудового обучения давать детям задания творческого характера.
5. Работа с родителями.
Список литературы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206 с.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.
Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пос. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515