Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у школьников»


Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у школьников»
Автор: Иванова Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №81», г.Ростова-на-Дону Ростовской области.Описание: данный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, классные руководители при организации индивидуальной и групповой работы с детьми от 6 лет.Проект по интеллектуально-творческому развитию направлен на обучение детей объёмному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Оригами».Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления классной комнаты к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.Ребёнок радуется тому, что сделано собственными руками. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов складывания, дети учатся намечать последовательность операций, создают модели предметов и объектов действительности, отражая характерные их признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги), приёмами складывания, сгибания частей в определённой последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С, Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.
Овладение методикой использования бумаги как средства пластического моделирования позволит педагогам школьных учреждений развивать не только творческие способности ребенка- школьника, но и будет способствовать самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.
Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.
Проблема
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в школьном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания, сгибания бумаги это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Противоречия
• сегодня в процессе развития творческого воображения детей- школьников налицо противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого воображения ребенка и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;
• чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребёнка, особенно в младшем возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знаковых средств;
• потребностями общества, личности в развитии самоорганизующего начала человека и ограниченными возможностями для реализации этого заказа;
Гипотеза:
если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности, широко применять конструирование из бумаги в условиях школьного образовательного учреждения, активно вовлекать детей в процесс работы с бумагой и личный пример взрослого, то уровень развития творческих способностей детей старшего школьного возраста будет высоким.
Цель: Обучение детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами». Формирование у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи:1. Научить детей владеть основными приёмами моделирования - складывание, вдавливание углов, расправление углов, складывание ступенькой и т.д.2. Способствовать развитию творческих изобретательских способностей;3. Развивать кисти рук, глазомер, координацию движений;4. Познакомить детей с азами геометрии;5. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики
Развивать творческие способности и художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Планируемые образовательные результаты
Для детей:
Сформированные знания у детей об искусстве оригами
Освоение детьми базовых форм оригами
Умеют использовать в работе схемы
Умеют действовать в соответствии с замыслом
Самостоятельно изготавливать поделки оригами
Созданы условия для развития творческих способностей у детей
Владеют умением выстраивать композицию
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в школе
Работа с родителямиМатериалы необходимые для проекта :1) технологии- оборудование : фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер.2) Материалы на печатной основе : методические пособия, иллюстрации.3) Другие принадлежности : цветная бумага, ножницы, клей , кисть для клея, картон, подкладной лист.Формы и методы работы :В процессе занятий используются различные формы:Традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, психопрофилактика (внимание, ласка, любовь), строгое соблюдение правил техники безопасности, осуществление необходимых мер по охране здоровья воспитанников и т.д.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:• словесный ( устное изложение, беседа, рассказ и т.д.),• наглядный ( показ видео материалов, иллюстрации, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.• практический ( выполнение работ по схемам).Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми,• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,• групповой – организация работы в группе,• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.Ожидаемые результаты.1. Уметь владеть основными приёмами складывания фигур:а)Сгибание по диагонали;б)Вдавливание углов;в)Расправление углов;г)Складывание ступенькой;д)Выполнение объёмной фигуры (надувной).2. Знать все базовые формы и приёмы их складывания:а)«Треугольник» - складывание квадрата по диагонали;б)«Воздушный змей» - складывание боковых сторон квадрата к центральной линии квадрата (диагонали);в)«Блинчик» - складывание углов квадрата к центру – в точку пересечения 2-х диагоналей;г)«Водяная бомбочка» - сгибание квадрата по 2-м диагоналям, и пополам (в другую сторону) и вдавливание боковых линий внутрь фигуры.д)«Двойной квадрат» - сгибание квадрата пополам – 2р, по диагонали (в другую сторону) и вдавливание диагональной линии внутрь фигуры;е) «Дверки» - складывание квадрата пополам и сгибание 2-х боковых сторон к центральной линии.3. Работа по чертежам при складывании фигуры:а)Знать все условные обозначения и термины чертежей;б)Уметь следовать устным инструкциям;в)Использовать геометрические понятия в активном словаре.4. Получение квадрата разными способами:а) Складывая прямоугольник: верхняя сторона (короткая) сгибается на боковую (длинную) по диагонали;б) Используя точно такой же прямоугольник.Формы подведения итогов реализации проекта:1. Коллективные выставки работ.2. Индивидуальные выставки работ детей.3. Фотовыставка: «Мы можем сотворить чудо из бумаги»
Увлекательное путешествие в мир бумаги
Знакомство со свойствами бумаги (экспериментальная деятельность).
Что можно сделать из бумаги?
Увлекательное путешествие в мир бумаги
Беседа с детьми: «Зачем нужна бумага?»
Знакомство со свойствами бумаги (экспериментальная деятельность).
Что можно сделать из бумаги?
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Принцип индивидуального подходЛитература, которая может быть использована при реализации проекта :1. «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.2. «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.3. «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.4. «Журнал «Оригами»» - 1997г.5. «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.6. «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.7. «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.8. «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.9. «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.10. «Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г