Конспект урока по окружающему миру на тему Экономика и экология (3 класс)


Урок окружающего мира в 3 классе
по теме: «Экономика и экология»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для ознакомления с задачами экологии и экономики и их взаимосвязи; с двумя сторонами экономики; показать отрицательное влияние отраслей экономики на экологию;
Развивающая:
-формирование смыслового чтения;
-структурирование и осмысление информации;
3.Воспитывающая:
-воспитание бережного отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов.
Оборудование:
Персональный компьютер.
Ход урока
Организация начала урока.
Учитель:
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Беритесь ребята скорей за работу.
Проверим готовность к уроку.
Учащиеся:
Ужасно интересно, всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старания
Тогда нам вместе многое, удастся всё понять!
Проверка домашнего задания.
Учитель: Итак, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.
Фронтальный опрос
Долго составлял экономист
План расходов и доходов,
В чернилах весь его манжет.
Зато готов для всех… (бюджет).
Учитель: Какие виды бюджета вы знаете? (государственный и семейный)
Учитель: Что такое семейный бюджет? (для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет)
Самоопределение к деятельности
Учитель: Дополните предложения.
Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача… (экономики).
Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется… (экология).
Учитель: Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? (Ответы учеников)
Учитель: Какова же тема нашего урока? (Экономика и экология)
Учитель: Сегодня на уроке будем говорить о связи между экономикой и экологией, и о двух сторонах экономики
Открываются карточки с названием темы на доске.
Изучение нового материала
Учитель:
Мы живём с вами на прекраснейшей из планет.
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, весёлая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети!
Звучит голос Земли.
Земля: Мне радостно слышать вас и больно! ( ученик держит в руках макет глобуса, у планеты грустная улыбка)
Учитель: Ребята, нас услышала наша планета, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
Земля 1: Это было давно. Я пробуждалась и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь я любила, любила весь мир, всё вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребёнка. Как же я была прекрасна в то время.
Земля 2:Но вот первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который был вложен в него, был направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал уничтожать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски, заполняет мою прозрачную кровь ядами, перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я вскормила собственного губителя? У вас есть ещё немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум, в ваши добрые сердца!
Учитель: Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется? (Ответ)
Учитель: С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.
(Учитель в ходе рассказа показывает детям фотографии трагичных событий)
- Вот послушайте печальную историю, которая произошла 26 апреля 1986 г. на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР). Там произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Заражённое облако прошло над огромной территорией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.
- А вот другая трагичная история, которая произошла 10 июля 1976 г. в Италии. В процессе производства на химическом предприятии произошёл выброс в атмосферу газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологического процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Погибали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия.
Учитель: Ребята, подобные опасные ситуации, о которых мы вам рассказали, называются экологическими катастрофами.
На доске открывается понятие «экологическая катастрофа».
Учитель: Как вы понимаете, что значит экологическая катастрофа?
Ученик зачитывает определение из словаря.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Учитель: Другие примеры того, как экономика поворачивается к людям опасной стороной давайте прочитаем в учебнике на с. 79-80.
Но в начале давайте объясним, что такое танкер (Морское или речное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов.)
Учитель показывает фотографии нефтеналивного танкера
Беседа по иллюстрации учебника с. 79
Что художник изобразил на этой картинке? (Танкер врезался в айсберг. Судно было пробито и танкер начал давать утечку нефти.)
Чем опасен разлив нефти? (Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. Произошла экологическая катастрофа!)
Работа в рабочей тетради с.51 №1
А теперь напишите об этом в тетради (проверка).
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Беседа «Две стороны экономики»
Учитель:
Назовите составные части экологии. (Вода, воздух, почва, растения, животные.)
Открывается карточка на доске.
Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей)
Открываются карточки на доске.
Из каких отраслей состоит экономика?
Открывается карточка на доске.
Что даёт людям сельское хозяйство? (Продукты питания)
Это полезная сторона экономики. (Учитель показывает картинки и вешает на доску)
В чём заключается опасная сторона сельского хозяйства? (Люди загрязняют почву ядохимикатами, на такой почве растут продукты питания опасные для здоровья человека)
Учитель показывает картинки и вешает на доску.
Что даёт людям металлургия? (Производит металлы)
Это полезная сторона экономики. В чём заключается опасная сторона металлургии? (В загрязнении воздуха и воды, не по-хозяйски используются полезные ископаемые)
Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле не возможна. Вода нужна всем: растениям, животным, человеку. А также она используется в разных отраслях экономики.)
Итак, у экономики две стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, т.е. положительная сторона, а другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции, т.е. отрицательная сторона. (По ходу открываются карточки на доске)
2. Беседа «Экологические прогнозы»
Учитель: Какая наука занимается предотвращением разных опасностей? (Экология)
Учитель: Учёные-экологи предсказывают, что нужно сделать, чтобы экономику развивать и экологию сохранить. Например, экологи помогают решить стоит ли строить завод, чтобы сохранить природу, не навредить человеку, т.е. делают экологический прогноз.
Открывается карточка на доске
Учитель: По чьей вине происходит загрязнение окружающей среды? (По вине человека)
Учитель: Люди губят природу, потом её спасают, создавая Красную книгу и даже Красные карты: на которых изображены места подверженные экологическому риску.
Учитель: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Учитель: И чтобы этого не произошло, в России ежегодно 22 апреля празднуют День Земли. О чём мы сейчас с вами и посмотрим.
3.Итог урока
Учитель: Ребята, посмотрите, почему наша планета улыбается? (учитель переворачивает улыбку)
Учитель: Да, конечно, она поняла, что у неё появились защитники, которые думают о ней и постараются сделать так, чтобы ей было хорошо.
Учитель: Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Еще более бережнее относиться к природе, а взрослым делать так, чтобы не происходило экологических катастроф)
Учитель: Какой же вывод сделаем по данному уроку? (Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе.)
Учитель: Ребята, вы наше будущее и от того как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями, зависит будущее нашего села, нашей страны, нашей планеты.
Пусть живёт с человеком природа.
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа
Луг и поле, земля и вода.
Берегите землю! Берегите!
Выставление отметок
Учитель: А чтобы закрепить новый материал и отлично разбираться в вопросах экономики и экологии д/з: учебник с.79-84, раб. тетрадь с. 51 №2,3.
Учитель: На этом наш урок окончен. Спасибо, ребята, за урок!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕРЕБРЯНО – ПРУДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
Открытый урок по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»
3А, 3Б классы
Подготовили и провели:
Г.Н. Рыбак – учитель начальных классов
первая категория
М.С. Пугаченко – учитель начальных классов
без категории
2015 г.