Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему Экономика и экология


Конспект урока окружающего мира в 3 классе
на тему «Экономика и экология»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цели: дать обучающимся представление о второй стороне экономики, найти причины и путь решения экологической проблемы.
Задачи: 1. Образовательные:
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе;
-формировать представление о том, что такое «экономика», «экология», «экологический прогноз», «экологическая катастрофа.» 2. Развивающие:
-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, формирование понятий «экономика» и «экология»; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
3. Воспитательные:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (слушать товарищей),
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- создавать атмосферу радости от совместного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты:
- формирование знаний об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе», «экономике»;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры по теме урока;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием данного урока;
- овладение базовыми предметными понятиями: «экономика», «экология», «экологический прогноз», «экологическая катастрофа»;
- высказывать свое предположение.
2) Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием данного урока по теме «Экономика и экология».
3) Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: презентация «Экономика и экология», средства ИКТ для каждого обучающегося для выполнения тестирования, пластиковая бутылка, украшения для ее оформления.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте уважаемые коллеги, дорогие ребята!
- Вот с каких строк я хочу начать урок:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
II. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, давайте вспомним:
- Как называется искусство ведения хозяйства? (Экономика)
- Правильно!
- Ребята, а сейчас посмотрите сценку и подумайте, что же такое «экология»? (Слайд 2)
Ученица:
-Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.
Мама:
-Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!
Папа:
- Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.
Ученица:
- Что такое экология?
- Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).
-Чтобы ответить на этот вопрос дядя Фёдор заглянул в словарь и вот что узнал:
(Слайд 3)
«В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - учение».
- Что же такое экология?
- Экология – это наука о доме.
(Хором вместе учитель и дети).
- А какой же дом изучает экология?
(Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
- Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.
- Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Итак, тема нашего урока «Экономика и экологическая безопасность.»(Слайд 4)
III. Объявление целей (слайд5)

IV.Работа по теме урока.2 стороны экономики.
- У экономики есть 2 стороны. Одна- эта необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, (Слайд 6) а другая-… Впрочем, послушайте сказку.
Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, ……
Учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) ….. и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой.
- Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»?
- Правильно, загрязнение или вред окружающей среде.
- И что нужно делать, чтобы окружающая среда не засорялась?
Учащиеся: строить сооружения, сажать деревья и т.д.
- Итак, какая же вторая сторона экономики?
- Правильно, вред окружающей среде.
(Слайд 7)
Источники загрязнения окружающей среды.
-Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
-Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал своим любимым фоторужьём.
(Слайд 8 )- Посмотрите на них внимательно.
- Ребята, на листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.
(Слайд 9 ) (Слайд10 )
-Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит. Вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды.
(Слайд11)
- Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды?
(Слайд12 ) см. Приложение
(Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)
- Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.
- Человек сам наносит вред природе.
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа - не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
-Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять?
(Всё живое погибнет, погибнет планета.)
Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе».
- Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, Дядя Фёдор придумал для вас игру.
-Вы в игру сыграть готовы?
- Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Хорошо)
- Молодцы, ребята! Посмотрите, как улыбаются дядя Федор, Матроскин и Шарик.
VI.Продолжение работы по теме урока.Понятие «Экологический прогноз»

- Как вы уже знаете, слово «прогноз» означает «научное предсказание.» Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и экологические прогнозы. Ученые-экологи предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. (слайд 13)
- А теперь выполним задание в рабочей тетради на странице 51 № 2.
- Прочитаем задание. Папа Серёжи и Нади подготовил к уроку рисунок.
Рассмотри его. Напиши экологический прогноз для этой ситуации.
Экологические катастрофы.
(от греч. katastrophe — переворот), полное нарушение экологического равновесия в природных живых системах, возникшее, как правило, в результате прямого или косвенного 
воздействия человеческойдеятельности. Экологическая катастрофа может быть предотвращена экологическим прогнозом. (слайд 14, 15)
- Об одной из катастроф расскажет …(сообщение ученика)
Чернобыльская АЭС.
- 26 апреля, 30 лет тому назад 1986 г. на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР). Там произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Заражённое облако прошло над огромной территорией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы. (слайд16)
- А вторая катастрофа в Италии, о ней расскажет… (сообщение ученика)
2. Экологическая катастрофа в Венгрии.
- 4 октября 2010 года на венгерском заводе по производству глинозема в городе Айка произошел взрыв, в результате которого было повреждено хранилище с крайне ядовитым веществом - «красным шламом». Была прорвана дамба, в результате чего «красным шламом» были залиты сотни гектаров территории, а также Дунай с притоками. (слайд17)
- И ещё об одной катастрофе расскажет… (сообщение ученика)
3. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе.
-Авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперед.
Ежедневно в воды Мексиканского залива продолжает выливаться 800 тысяч литров нефти. Это худшее, что случалось с человечеством, за всю историю добычи нефти.. В результате экологической катастрофы погибли 11 человек, еще более сотни рабочих удалось эвакуировать подоспевшим спасательным судам.(слайд 18, 19)
- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, как нужно защитить окружающую среду. (слайд 20, 21, 22, 23,)
- Ребята, а сейчас закрепим знания о двух сторонах экономики. Вам нужно, нажимая мышью, соотнести картинки к одной из сторон экономики. (слайд 25)
Тестирование. (на индивидуальных ноутбуках) см. Приложение
VII. Практическая работа.
42 года  назад человечество изобрело пластиковую бутылку. (Слайд 26) В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут, за счёт того что появляется всё большее количество продуктов, которые в них упаковывают.
Огромное количество мусора на улицах городов и сел заставляют задуматься над вопросом: зачем нужна пластиковая бутылка? В настоящее время основным способом ликвидации этих твердых отходов являются: сжигание на свалках. (слайд 27) Однако, при сжигании таких отходов, выделяется ядовитый дым, который наносят огромный вред нашему здоровью и отравляют природу.
Оказывается, что кроме пользы для человека бутылка несет «экологическую проблему». Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем? (Слайд 28)
Проблему загрязнения окружающей среды можно решить путем вторичного использования пластиковых бутылок. Немного фантазии, терпения, свободного времени – и в нашу жизнь войдут красивые и полезные для повседневности вещи: скворечники для птиц, мышеловки, горшочки для рассады. (Слайд 29)
Например, корзинка для мелочей, которую мы с вами сейчас сделаем.
- У вас на столе лежат заготовки для выполнения корзинки: пластиковая бутылка, украшения для корзинки, цветные шнурки и цветные ленточки. (Слайд 31 )- Итак, приступаем к работе.
Выставка работ.
Итог урока.
Рефлексия.
- Ребята, у вас на столе лежат три вида смайлика, вам нужно их прикрепить на доску, соответствуя написанному рядом со смайликом на экране. (Слайд 32)
Домашнее задание.
- Прочитайте текст (с. 84-85); дайте свои экологические прогнозы: «Что будет, если…»
-Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
Зато, что встретили легко
И поработали ударно.
Приложение


Тестирование. (на индивидуальных ноутбуках)
1. Виновниками экологических катастроф являются …
а) птицы
б) люди
в) звери
2. Как расшифровывается слово «экология»?
а) наука и жизнь
б) жизнь и дом
в) дом и наука
3. Что такое экологические прогнозы?
а) предсказания погоды
б) проведение опытов
в) предсказание экологов
г) влияние на природу
4. Что такое экологическая катастрофа?
а) крушение самолета
б) столкновение транспорта
в) кораблекрушение
г) нанесение тяжкого вреда природе
5) Что нужно делать, чтобы экономика приносила меньше вреда?
а) закрывать фабрики и заводы
б) выпускать меньше продукции
в) составлять экологические прогнозы, принимать охранные меры
г) не строить новые заводы
6) Что является причиной загрязнения воздуха?
а) перевозка нефти водным транспортом
б) увеличение количества транспорта в мире
г) добыча полезных ископаемых