Конспект занятия по познавательной деятельности Велика моя Россия — Родина моя! для детей подготовительной группы


Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
Детский сад № 54 «Радуга»












Конспект занятие по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Велика моя Россия - Родина моя!»













Жилинская Марина Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории











г. Воркута
Программное содержание:
Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны; формирование простейших географических представлений о стране; уточнение понятий «богатая», «большая», «Великая», «родная» страна, Родина.
Ход занятия:
Звучит запись гимна Российского государства. Воспитатель и дети выслушивают гимн стоя. С окончанием фонограммы воспитатель предлагает детям сесть.
Воспитатель:
- Ребята, почему мы с вами стояли, пока звучала музыка?
Дети:
- Это не просто музыка. Это звучал гимн нашего государства. Когда звучит гимн, нужно встать.
Воспитатель:
- Гимн - это особая мелодия, гимн нашего государства. Когда мы встаем во время звучания гимна, мы выражаем свое уважение к государству. Вот мы говорим о нашем государстве, о нашей стране. Как же она называется, наша страна? (ответы детей).
- Какая Россия по величине? (Большая, огромная). Нашу страну на поезде можно пересечь за несколько дней, перелететь на самолете - за один день; когда на западе нашей страны утро, то на востоке уже вечер. Вот какая наша страна большая!
Воспитатель:
- Ребята, а почему мы говорим: Родная страна? (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Родная, потому, что здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители. А как мы называем родную страну, где сами родились и живем? Да, Родина. Это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, это там, где ваш детский сад, город в котором вы живете. Мы с вами живем в России, мы Россияне. Россия - большая, Великая страна и ее населяют много народов, но большинство из них, как и мы с вами, говорят на русском языке.
Воспитатель:
- Родился человек. У него есть родители - мама и папа. Его близкие, родные люди живут недалеко друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина - это такое место на земле, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.
Воспитатель:
- На земле много разных стран, много государств. И у каждого государства обязательно есть флаг, герб и гимн - символы любого государства. Деловые люди, представляясь, вручают друг другу визитные карточки, на которых написаны их имя, фамилия место работы, должность. А для страны такой визитной карточкой служит флаг, герб, гимн. Флаг, гимн, герб - это символы государства.
- Вы, наверное, видели по телевизору, как награждают наших спортсменов за победы на олимпийских играх или в чемпионатах. Что при этом происходит?
Дети:
- Спортсменам вручают медали, награды.
Воспитатель:
- Когда спортсменов награждают, звучит гимн их страны и над стадионом поднимается флаг их государства. Если российский спортсмен занял первое место, первым взвивается российский флаг. Выражая уважение к государственным символам страны, зрители, судьи и другие спортсмены выражают все уважение к стране, за честь которой выступал спортсмен или спортивная команда. Вы как граждане России, обязательно должны знать ее главные символы и, конечно, уважать их.
Воспитатель:
- У вас хорошая память?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Сейчас проверим. Помните, я сказала, что на Земле очень много государств, и у каждого есть свои символы?
Дети:
- Помним!
Воспитатель:
- Сейчас я достану таблицу, на которой нарисованы гербы разных стран. А ваша задача - отыскать среди множества гербов - герб России.
Воспитатель показывает изображение 4-6 гербов разных стран.
Дети отыскивают среди них отечественный герб
Воспитатель:
- Верно. Молодцы. Зрительная память вас не подвела. Что изображает Российский герб.
Дети:
- Птицу с двумя головами. Это орел.
Воспитатель:
- Герб России - двух главный орел. А теперь задача труднее. Среди флагов различных государств нужно отыскать российский флаг.
Дети среди других изображенных флагов отыскивают изображение российского флага.
Воспитатель:
- И с этим заданием вы справились, сколько цветных полос на российском флаге? Какого цвета полосы? Внимательно посмотрите на расположение полос. Сейчас вам предстоит выполнить самое трудное задание.
Воспитатель предлагает детям изображение, на которых изображения, на которых изображены полосатые флаги с преимущественным использованием тех же цветов, что и российский флаг. У каждого ребенка по 3 цветных полоски: красная, голубая, белая. Дети должны расположить полоски в правильной последовательности.
Воспитатель:
- Молодцы, не ошиблись!
Воспитатель:
- Расположение полос на нашем флаге имеет глубокий смысл. Полосатый трехцветный флаг впервые появился в России при Петре Первом. В те времена у России не было морских владений и не было кораблей. Петр в тяжелых войнах отвоевал выход к морю и приказал построить корабли. И стали корабли петровского флота ходить под бело-сине-красным флагом. Красная, как кровь, полоса обозначала человеческий мир, синяя - мир небесный. А белая - божественный. Именно так когда-то представляли себе устройство мира древние русичи. И именно эти цвета присутствуют на нашем государственном флаге.
- Но можно и по-другому объяснить присутствие трех цветов на нашем флаге. Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Всё, что считалось красивым, делалось по правде, называлось белым. (А злоба, зависть, жестокость - наоборот, чёрным). Синий же цвет - это не только цвет неба, но и цвет воды - рек, озёр, морей. А их на территории нашей страны великое множество.
- А сейчас, ребята, немного отдохнем и вспомним наши русские народные сказки.
Проводится физминутка «Угадай, из какой сказки отрывок?»:
1. «По щучьему велению, по моему хотению»
2. «Сивка - бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
3. «Спи, глазок, спи другой!»
4. «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красавица?»
5. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, пошла лиса с печи!»
6. «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
7. «Тянут - потянут, вытянуть не могут»
(и другие отрывки из сказок)
Воспитатель:
- А сейчас я дам вам очень необычное задание. Вы должны будете нарисовать картину, используя только три краски - красную, белую и синюю. Краски можно смешивать, но от этого задание не станет легче. Как же мне интересно, что вы сможете придумать?
Дети работают. По окончании работы желающие рассказывают, что они нарисовали и как повлияли на их художественные замыслы три заданных цвета.
В конце занятия дети могут прочитать стихи о Родине, о России, пословицы и поговорки.