Конспект выступления Региональный компонент на уроках музыки
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Региональный компонент на уроках музыки
Автор: Яппарова Дилара ФанусовнаМесто выполнения работы: г. Салават, Башкортостан
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
По мнению народного художника России Б.Неменского, «национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому искусство, культура своего народа, региона должны быть остро им прочувствованы». Введение ребенка в мир музыки других народов на уроках музыки осуществляется через интонации, темы и образы русской и башкирской музыкальной культуры, что оказывает позитивное влияние на формирование у школьников чувства патриотизма, достоинства, гордости за достижения отечественного музыкального искусства.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Уроки музыки в нашей гимназии ведутся по программе «Музыка» Н. Г. Ямалетдиновой, Р. Х. Хусаиновой, где региональный компонент представлен как всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как единственно верный путь к естественному развитию, сближению и взаимоуважению разных народов.
Уже в первом классе знакомство с основными простейшими жанрами музыки марш, танец, песня происходит на примере башкирских народных песен - «Марш Салавата», «Гульназира», танцы «Семь девушек», «Бишбармак», несколько уроков посвящены башкирским народныммузыкальным инструментам – курай, кубыз, думбыра, истории их возникновения.
На уроках музыки первоначальное представление детей о народной башкирской песенной и танцевальной музыке дается через выявление характерных признаков башкирской народной музыки (мелодия, ритм, орнаментика, исполнительская манера, тембры народных инструментов и др.) на основе прослушивания, прохлопывания ритмического рисунка, просматривания и исполнения танцевальных элементов.
Во втором классе, изучая тему «Куда ведёт нас песня, танец, марш», учащиеся знакомятся с примерами использования композиторами народных песен, мелодии в произведениях крупных жанров, как опера, балет, симфония. Например, башкирская народная песня «Сынрау торна» (Звенящий журавль) привел нас в балет «Журавлиная песня» З.Исмагилова, Л.Степанова, мелодия башкирского танца «Перовский» ведет в «Праздничную симфонию» Р.Муртазина, песня «Салават» в оперу «Салават Юлаев» З.Исмагилов. Темы третьего класса посвящены изучению музыкальных традиции народов Урала и Поволжья. Сходство и различия интонационно-образного языка и культурных традиций народов России, музыкальная речь как способ общения между людьми разных национальностей. Изучая стили и жанры башкирской народной музыки (озон-кюй, халмак-кюй, кыска-кюй, такмак, кубаиры, мунажаты, баиты), учащиеся сравнивают с жанрами русской народной музыки (былина, лирические-протяжные, трудовые, исторические песни, частушки, хороводные, плясовые).Знакомятся с народными праздниками народов России, Башкортостана сравненивают, сопоставляют обряды, традиции.
Темы четвертого класса посвящены народной и профессиональной музыки разных стран мира. Общий девиз уроков музыки четвёртого класса: «Родина - природа - народ - человек» - основа содержания музыки прошлого и настоящего.
Учащиеся познают многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций, получают общие представления о коллективной музыкально-творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях музыкального языка. Изучение роли композиторов в установлении связей между музыкой разных народов, в обогащении национальных музыкальных культур.
Особая тема уроков четвёртого класса – «Народные музыкальные инструменты как своеобразная визитная карточка страны» проходит в виде игры-лото между группой учащихся.
Учащиеся вместе с учителем делают общий вывод по темам четвертого класса: «Музыкальный язык, понятен без перевода»
«История песен – история народа» тема первого полугодия уроков музыки в пятом классе. Углубление знаний об исторических жанрах башкирской песни, слушание и исполнение песен о родном крае, красоте природы «Хандугас» (Соловей), «Уралым». Судьба башкирской женщины в прошлом в песнях «Гильмияза», «Таштугай», «Шаура», сравнение с русскими песнями «Матушка, матушка, что во поле пыльно», «Не шей ты мне,матушка, красный сарафан». Эта тема плавно переходит к свадебным обрядовым песням, жанру сенлэу («Киленсэк»).
Во втором полугодии мы изучаем народные песни, в которых отразились различные исторические события – крестьянская война 1774г.- «Салават», «Пугачев», Отечественная война 1812г. – «Кутузов», «Любизар», «Кахым-тюря». Эти песни перекликаются с другой темой пятого класса – песни о батырах «Буранбай», «Бииш», «Шафик», учащиеся приходят к выводу - батырами можно быть не только на войне, но своей жизнью, поступками совершить подвиг.
Итогом изучения башкирской народной музыки являются темы седьмого класса – «Озон-кюй – жемчужина башкирской народной песни», «Курай, мой брат курай, напев волшебен твой», учащиеся знакомятся со знаменитыми исполнителями этих жанров в прошлом и современности. Знакомство с историей создания Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф.Гаскарова, знаменитые башкирские народные танцы в исполнении артистов ансамбля.
Таким образом всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира на уроках музыки в нашей гимназии оказывают позитивное влияние на формирование у школьников чувства патриотизма, достоинства, гордости за достижения отечественного музыкального искусства.