Доклад на РМО учителей музыки, ИЗО, МХК по теме Региональный компонент на уроках искусства (Ставропольский край)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Изобильненского муниципального района
Ставропольского края
Региональный компонент на уроках музыки, МХК
Учитель музыки, ИЗО и МХК
Калашникова Юлия Николаевна
2015 год
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С. Лихачев. 
Целостное развитие личности ребенка является основным смыслом детства. И нельзя воспитывать, не развивая чувства любви к своей Родине, к своему родному краю, любимому городу.
Подготовить ребёнка к началу самостоятельной жизни, в которой он не свернёт с правильного пути, сможет определить, где добро, а где зло, где друг, а где враг, и есть первостепенная задача учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем прежде, уделять внимание истории своего края, привить уважение к культуре, народным традициям, религиозным убеждениям предков.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Цель использования мною регионального компонента – это формирование целостных знаний о родной станице, о своём районе, крае, развитие творческих и исследовательских умений учеников, воспитание любви к «малой» Родине и уважения к историческому  наследию родного края. В своей работе я использую следующую дополнительную литературу:
«История Изобильненского района» А. Е. Богачковой.
«Литература Ставрополья» Н. И.  Бутенко , Ю. А. Лобейко.
«География Ставропольского края» В. В. Савельевой.
«Экономическая и социальная география Ставропольского края» В. С. Белозёрова
«Частица России», «Раздумья во множестве строк» Б. Д. Себелева и другие дополнительные источники информации.
Так же для ведения регионального компонента использую иллюстрации, фотографии, мультимедийные презентации, творческие работы детей, викторины, устные журналы, ролевые игры, аудио- и видеозаписи, экскурсии, организовывать встречи и выставки работ, которые  способствуют активизации мыслительной деятельности детей, помогают сделать образы яркими и запоминающимися.
Музыка
Изучение музыкального краеведческого материала в рамках введения РК в тематическое планирование уроков музыки знакомит учащихся с музыкальными традициями Ставрополья: песнями, праздниками и обычаями народов родного края, известными композиторами, коллективами и исполнителями. На реализацию РК отводится 10% учебного времени, что составляет – 4 часа в год. Введение РК в тематическое планирование по предмету «Музыка» обусловлено следующими содержательными линиями:
Музыкальный фольклор народов Ставропольского края;
Ставропольские композиторы – детям;
Музыкальная жизнь родного края;
Музыкальная жизнь станицы Баклановская;
История народного хора «Сударушка»
5 класс
№ урока Тема, содержание урока
Урок 3. Вокальная музыка.
РК Ставропольские композиторы – детям;
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов.
РК Музыкальный фольклор народов Ставропольского края;
Урок 9. Вторая жизнь песни.
РК История народного хора «Сударушка»
Урок 12 Мир композитора.
РК Театры Ставропольского края
6 класс
№ урока Тема, содержание урока
4 Портрет в музыке и живописи.
РК: Творчество ставропольских композиторов.
6 Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
РК: Музыкальная жизнь Изобильненского района
16 Авторская песня: настоящее и прошлое.
РК: Барды Ставрополья. Виктор Кипор24 Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
РК: Ставропольские композиторы – детям.
7 класс
№ урока Тема, содержание урока
3 В музыкальном театре. Опера.
РК: Театр г. Ставрополя
9 Героическая тема в русской музыке.
РК: Музыкальная жизнь станицы Баклановской.
13 Сюжеты и образы духовной музыки.
РК: Музыкальное прошлое Ставрополья.
31 Музыка народов мира.
РК: Казачья песня
МХК
Первобытное общество Ставропольского края
Татарское городище
Павлова дача
Первый каменный дом
Архитектура Ставропольского края
Скульптура Ставропольского края
Изобразительное искусство Ставропольского края
Выдающиеся деятели культуры Ставропольского края
Кавказ – жемчужина России
Архитектурные стили Ставрополья
Изобразительное искусство
ИЗО
 В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчётливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства.
Региональный компонент по программе Ломова предоставлен в следующих темах курса: «Рисование с натуры», «Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн», «Рисование на темы, по памяти и представлению», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Природа Ставрополья – источник красоты и вдохновения. (Техника «Монотипия») «Краски осени», «Цвета весны», «Кавказские первоцветы», «Осень в моей станице», Беседа «Художники-живописцы.», «Фрукты из моего сада», «Урожай с моей грядки» приносят детям неподдельную радость и вдохновение, неудержимый полёт фантазии.
Символы-обереги в узорах старинного казачьего костюма
Школьники осмысливают содержание, учатся уважению к людям, им прививаются нравственные нормы поведения, ведётся воспитание на примере жизни земляков, которые боролись за свободу и независимость Родины. Дети понимают, что они изучают культурное наследие, созданное в Ставропольском крае. 
Ставропольский край воспевали в своих произведениях М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, К. Л. Хетагуров. Художники П. М. Гречишкин, В. С. Дибров, Н. С. Качинский восторженно рисовали родные пейзажи.  Учёные называют Ставрополье музеем природы, потому что здесь мы можем увидеть и бескрайние степные равнины, и безводные полупустыни, и широколиственные леса на склонах Ставропольской возвышенности, и причудливые по форме горы на наклонной равнине Пятигорья. Из земли бьют целебные ключи, воды которых дарят людям всей России здоровье.
Как можно не любить родной край, родную станицу! Здесь тебе всегда рады, здесь тебя помнят и ждут.
Учитель должен помнить, что его задача состоит в том, чтобы он и его ученики не только сохранили, но и приумножили богатые культурные традиции Ставропольского края.
Приложение 1
Культура Ставропольского края
Этническая культура Ставрополья имеет свои ярко выраженные особенности. Она многонациональна, с доминирующим славянским и казачьим началами.
Городские, сельские курортные учреждения культуры равномерно распределены по всей территории края. Среди них - три профессиональных театра, две концертные организации, два цирка, десятки музеев, сотни библиотек и учреждений клубного типа, музыкальные, художественные и хореографические школы, передвижные киноустановки, учреждения художественного профессионального образования.
Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, основанная еще в 1852 году - старейшая на Кавказе. Обладает книжным фондом более миллиона томов (в том числе 80 тыс. экз. редкой книги). Он уникален по содержанию и обладает весомым научным потенциалом. Ежедневно библиотеку посещают от 800 до 1000 читателей, им выдается более 3000 изданий в день, а всего её читателями являются более 40 тысяч жителей города и края. Здесь внедряются современные информационно-библиотечные технологии, создаются базы данных "Ставропольский регион России", "Репертуар дореволюционных изданий Ставрополья". Сегодня это подлинный цент духовной культуры, ведущий информационно-библиографический центр края.
Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропльских писателей и поэтов. Среди них - А.Блок, А.Губин, А.Екимцев, И.Кашпуров, В.Гнеушев, М.Усов.
Большой вклад в сохранение традиций ставропольских литераторов вносят сегодня Игорь Романов, Георгий Шумаров, Семён Ванетик, Втитслав Ходарев, Валентина Сляднева, Тимофей Шелухин и другие.
В XIX веке в Ставрополе был открыт первый русский театр на Кавказе.
Сегодня Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю.Лермонтова - это театр с крепкими традициями, которыми можно гордиться. В труппе работает немало истинных мастеров сцены, среди них - народная артистка России Наталья Зубкова, заслуженный артисты России Вера Рабовская, Михаил Михайлов, Владимир Аллахвердов, Борис Щербаков.
Широкой популярностью среди маленьких зрителей пользуется краевой театр кукол, который сейчас дает свои представления в городах и районах края.
Кроме того, на Ставрополье действует более 300 самодеятельных театральных коллективов.
Ставропольская организация Союза художников России - участник многих зональных выставок и всероссийских смотров. Широкую известность приобрели пейзажи заслуженного художника России П.М.Гречишкина, которые неизменно отмечены высоким мастерством.
Прославили Ставрополье талантливые мастера: народный художник России В.Чемсо, Е.Биценко, Г.Киракозов, художник П.Горбань, значительным событием в культурной жизни края явилось открытие художником Н.Чубенко картинной галереи в селе Новая Деревня Кочубеевского района.
В Ставропольском музее изобразительных искусств представлены древние иконы, полотна Левицкого, Бруни, Васнецкого, Айвазовского, Поленцова, западноевропейских мастеров, работы современных художников. Музей размещается в старинном особняке и много лет дарит ставропольцам радость общения с прекрасным.
Ставропольский краеведческий музей основан в 1905 году прогрессивным общественными деятелями Г.Н.Прозрителевым и Г.К.Праве и носит их имена. В старинное здание музея ежедневно приходят сотни ставропольцев и гостей города.
В экспозициях и фондах одного из крупнейших на Северном Кавказе музея собрано более двухсот тысяч экспонатов, знакомящих посетителей с природой, историей, экономикой и культурой многонационального края с древнейших времен до наших дней. Многие экспонаты имеют мировое значение.
Хорошо известны не только в нашем крае, но и в России уникальные уголки культуры - государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина".
На Ставрополье открыт также уникальный музей живой природы - зооэкзотарииум.
Многие творческие работники края: художники, писатели, поэты, композиторы, артисты признаны мировой общественностью и составляют его гордость. Специалистов для учреждений культуры готовят краевое училище искусств и художественное училище.
Ставропольское краевое училище искусств - старейшее на Северном Кавказе - готовится отметить свой вековой юбилей. Выпускники ставропольского училища составляют цвет творческой работы интеллигенции не только Ставропольского края, но и России. Среди них В.Афанасьев - генерал-лейтенант, начальник оркестровой службы Министерства Обороны России, доцент Московской консерватории; О.Мещерякова - народная артистка Российской Федерации; А.Виниченко - директор Ставропольской детской хореографической школы, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В стенах Ставропольского краевого училища искусств обучаются 600 студентов, трудятся более 100 преподавателей. Сегодняшние студенты училища достойно продолжают сложившиеся культурные традиции. Только в 2000 году удостоены различных наград К.Лабаев (гран-при в краевом конкурсе юных композиторов в Кисловодске), А.Борисевич (диплом регионального конкурса исполнителей на народных инструментах в Волгограде и всероссийского в Белгороде). Лауреатами и дипломантами различных конкурсов стали целые коллективы училища: академический хор под управлением Т.Горбачевой, джазовый коллектив под управлением Б.Зайцева, оркестр народных инструментов под управлением А.Абрамова.
Культурную жизнь ставропольцев украшают выступления Кисловодского симфонического оркестра, духового оркестра и ансамбля камерной музыки "Кантабиле" из Ставрополя, а также Государственного Казачьего ансамбля танца "Ставрополье".
Примечательна творческая судьба одного из активных музыкальных работников края- Н.Зинченко. Много лет он руководил хором мальчиков "Орлята", которые на различных конкурсах завоевал 125 медалей. За большой вклад в развитие культуры композитор награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание заслуженного работника культуры России.
Хореографию Государственного Ансамбля танца "Ставрополье" - дипломанта XII всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, отличает ощущение радости и гордости за край, представляемый артистами.
Его танцы ярки и искрометны. Программа ансамбля строится таким образом, чтобы рассказать в танце и песне о прошлом Ставрополья и его нынешнем дне.
Своеобразный репертуар, яркость и поэтичность танцев приносит ансамблю заслуженный успех в самой разнообразной аудитории. Гастрольные маршруты ансамбля пролегают по городам и селам соседнего Краснодарского края и далекого Урала, Украины, Белоруссии, Центральных черноземных областей России, а также Болгарии, Польши, Румынии.
Где бы ни выступал ансамбль, зритель не уходит из зала, равнодушным, исполнители дарят людям радость и зажигают сердца.
В крае работает более 200 коллективов, имеющих почетное звание "Народный (образцовый) художественный самодеятельный коллектив". Гордостью Ставрополья являются ансамбль песни и танца "Нива золотая" Петровского района, созданы заслуженным деятелем искусств России М.Севрюковым.
Сотни самодеятельных творческих коллективов радуют своих земляков раздольем и широтой казачьих песен, самобытностью народных танцев. Они достойно представляют наш край, участвуя в творческих конкурсах и фестивалях самодеятельного народного творчества, демонстрируя многоцветье талантов ставропольцев.
приложение 2ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
 
До великой Октябрьской социалистической революции Ставрополь был сравнительно небольшим провинциальным городом. В нем не велось сколь-либо крупного строительства, не было широко известных зодчих. Но в каждый из периодов развития города строились типичные для своего времени здания, отражавшие основные течения архитектурной мысли страны. Можно сказать даже больше: во многих случаях в городской архитектуре находило отражение то, что являлось знамением времени в передовых центрах. Здесь, вдали от столичных городов, шли творческие искания, появлялись интересные архитектурные работы. Строители заботились о рациональной планировке города, сооружении зданий, отвечающих значимости Ставрополя как губернского центра и их созвучии передовым для своего времени архитектурным стилям.
Среди архитекторов, творчество которых отразилось на облике города, было немало талантливых людей. Из них можно назвать архитекторов: Г. Гайваронского, братьев Бернардацци, П. Воскресенского, А. Прозоровского и других. Архитектор города Г. Гайваронский разработал в 1833 году первую научно обоснованную перспективную планировку, своеобразный «генплан» Ставрополя, задачей которого являлось исправление «погрешностей города, вкравшихся при построении домов и занимаемых ныне усадеб».
По проекту архитектора Славянского в 1847 году было создано одно из красивейших зданий города — бывшей «городской думы» (просп. К. Маркса, 81).
Известный вклад в архитектурное оформление Ставрополя внесли строители Пятигорска братья Бернардацци. По их проектам были построены в 1840–42 годах здания Главного на Кавказе военного госпиталя и Губернских присутственных мест.
Ансамбль зданий госпиталя, являющегося одним из главных архитектурных достопримечательностей Ставрополя, включал три двухэтажных корпуса, соединявшихся друг с другом дугообразными (в плане) галереями-портиками, украшенными по фасаду колоннадой дорического ордена. В последние годы целостность ансамбля была нарушена, портики, служившие переходами между зданиями, уничтожены, а в центре ансамбля возведен девятиэтажный жилой дом.
Комплекс зданий присутственных мест (ул. Советская, 3, 5, 7, 9), объединяемых красивыми арочными воротами, отражал провинциальную трактовку позднего русского классицизма. Этот ансамбль, как одно из лучших украшений города, был изображен на первой появившейся в печати гравюре, посвященной Ставрополю, в Кавказском календаре на 1855 год, и с тех пор воспроизводится почти во всех изданиях, характеризующих историю города. К сожалению, и этот памятник культуры, находящийся теперь на республиканском учете, тоже был частично разрушен.
По проектам «художника архитектуры» П.Г. Воскресенского, работавшего с 1851 года городским архитектором, был построен ряд крупных зданий во второй половине XIX века, в том числе здание бывшей мужской гимназии (улица Морозова, 4), выдающаяся по архитектуре, известная в Ставрополе и за его пределами, 68-метровая колокольня кафедрального собора, воспроизводимая на многих исторических фотографиях города (разрушена в 1943 году). Здание, ныне занимаемое музыкальной школой (ул. Дзержинского, 87) построено в 1887 году по проекту архитектора А. Прозоровского.
В более близкое к нам время здесь успешно трудились архитектор П.Г. Кусков — строитель памятника архитектуры города — магометанской мечети; инженер Булыгин — автор проекта здания средней школы № 3 (Комсомольская улица, 64) и другие.
Авторы настоящего сообщения, не являясь архитекторами, но имея возможность длительное время наблюдать развитие Ставрополя, хотели наметить некоторые штрихи, характеризующие особенности архитектуры зданий, возведенных в разные периоды жизни города, надеются, что в дальнейшем специалисты в области архитектуры создадут полную историю формирования архитектурного облика города, пока еще совершенно не освещенную в литературе.
* * *
Если пройти по улицам города, то можно увидеть здания, отвечающие различным архитектурным стилям и течениям. Некоторые из них, как, например, дом № 57 по проспекту К. Маркса и некоторые другие, включают элементы стиля барокко.
Ряд зданий принадлежит к зародившемуся в середине XIX века в Ставрополе оригинальному местному архитектурному стилю жилых и общественных зданий, который часто именуют «ставропольским».
Широкое распространение получил в Ставрополе в конце XIX и начале XX веков стиль, известный под названием «модерн».
После Великой Октябрьской социалистической революции, преимущественно в послевоенные годы (40—60-е), был сооружен ряд зданий, отражающих архитектурные искания этого времени, использующие элементы классицизма, допускающие богатое убранство фасадов (колонны со сложными капителями, массивные балконы, балюстрады, лепные барельефы и т.д.).
К ним относятся здания Дома трестов пищевой промышленности, известное среди населения под названием «дома под шпилем» (улица Ленина, 282), здание главного почтамта, железнодорожного вокзала, спецполиклиники (просп. Октябрьской революции, 41), кинотеатра «Родина». В таком же стиле первоначально проектировалось здание Дома Советов на площади Ленина, его предполагалось украсить ратушей со шпилем, башенными часами и т.д.
В 70–80 годах было построено несколько интересных в архитектурном отношении зданий, отвечающих современным течениям архитектурной мысли и градостроительства, широко использующих в конструкции зданий геометрически правильные объемы с включением стекла, бетона и металлических конструкций. Среди построек этого типа можно отметить здания Дома книги, кинотеатра «Экран», Газпрома, Дома политпросвещения, универмага, магазина «Океан».
Не пытаясь охарактеризовать строения всех встречающихся в городе стилей, остановимся на описании зданий, принадлежащих к упомянутому выше «ставропольскому стилю» и к стилю модерн. Старейшим зданием, несущим черты «ставропольского стиля», является дом № 10 на Советской улице. Характерными особенностями зданий этого стиля является четкое членение их этажей, причем второй этаж, как правило, более параден, чем скромный первый. Он обычно украшается расположенными по всему фасаду, между оконными проемами, полу- или трехчетвертными колоннами с капителями или пилястрами, иногда с каннелюрами. Колонны завершаются в нижней своей части сужающимися лепными фигурными окончаниями, имитирующими кронштейн. Все эти детали, являясь необходимым аксессуаром данного стиля, изменялись сообразно художественным вкусам времени постройки того или иного здания, а также в зависимости от средства, которые владелец мог вложить в сооружение дома.
Как мы можем видеть, все эти признаки присущи фасаду дома № 10, богато убранному лепными украшениями, включающими элементы стиля барокко.
Сравнительно бедное по убранству здание, но имеющее характерные черты «ставропольского стиля», расположенное по ул. Булкина, 9, изображено на фотографии Ю. Васильева в альбоме «День моего города» (1976) с надписью «Ставрополь — город современный, но бережно хранит и оберегает он старину прадедов». В 1870 году в этом стиле было построено здание на пр. Октябрьской революции, 13. К зданиям, развивающим этот стиль, построенным в более позднее время, относился жилой дом на углу улиц Ленина и Артема, а также относилось, ныне уже несуществующее, здание женской консультации на углу улиц Ленина и Коминтерна. Наиболее полное выражение этот стиль получил в зданиях современной детской поликлиники № 2 на углу улицы Дзержинского и проспекта Октябрьской Революции и краеведческого музея, построенного архитектором П. Никифоровым (ул. Дзержинского, 135). Помимо указанных, существует ряд других зданий того же стиля, среди них два дома за № 6 по ул. М. Морозова, построенные в 1870 и 1880 годах, занимаемые стоматологической поликлиникой медицинского института; здание № 7 на проспекте Октябрьской Революции, в котором располагается трикотажная мастерская, дом № 13 и используемый под жилье дом на пр. Карла Маркса, 70.
По мнению доктора архитектуры, профессора П.П. Ревякина, здания этого стиля являются своеобразной урбанизированной переработкой старых жилых домов горских народов Кавказа, в особенности расположенных в Грузии. В их двухэтажных домах в первом этаже помещались домашние животные, а во втором жили сами владельцы дома. Вокруг второго этажа сооружалась галерея, крыша которой подпиралась столбами, пол опирался на горизонтальные плахи или рейки, концевые выступы которых являлись как бы укороченным продолжением галерейных столбов. Нетрудно заметить, что все эти элементы архитектуры горского дома, будучи спроектированы на одну плоскость, находят отражение в облике зданий ставропольского стиля. Колонны или пилястры между окон на фасадах описываемых зданий наследуют (символизируют) столбы галерей, а упомянутые выше рельефно выделяющиеся на фасаде как бы висячие окончания колонн наследуют выступы плах, на которых покоился пол второго этажа.
С мнением П.П. Ревякина о том, что стиль таких зданий в основном местный, видимо, следует согласиться, хотя не исключено, что зодчие, сооружавшие подобные здания, могли заимствовать некоторые детали из построек других мастеров. Так, например, в одном из особняков, сооруженных, вероятно, в начале XIX века, а быть может даже в конце XVIII , стоящем на набережной М. Тореза в Москве, мы обнаружили некоторые элементы, характерные для описываемых зданий. Однако это лишь единичный случай, и подобных зданий, несмотря на специальные поиски, в других городах мы не обнаружили. Поэтому мы полагаем, что здания такого стиля, родившегося и развившегося далее в Ставрополе, вполне заслуженно могут носить его имя. Они должны быть объявлены памятниками архитектуры города и безусловно сохранены.
Вторая серия зданий построена в стиле модерн. Этот оригинальный стиль, возникнув в последнем десятилетии XIX века, достиг наибольшего расцвета в первых десятилетиях нашего столетия.
Социальной основой широкого распространения на Ставрополье зданий стиля модерн явилось быстрое развитие капитализма в сельскохозяйственном производстве после проведения на Кавказ железной дороги (1875 год). Рост экспорта сельскохозяйственной продукции способствовал разрастанию богатств крупных землевладельцев, капиталистов-овцеводов, называемых тавричанами, скупщиков скота и хлеба, владельцев мельниц, маслобоен. Они обычно поселялись в городах, где возводили красивые особняки, заказывая их проекты передовым архитекторам страны. Большая часть зданий стиля модерн в Ставрополе являлась особняками частных лиц.
Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего существования, интенсивно развивался. Основные его черты, а именно выражение функциональности внутреннего содержания здания в его внешнем, обычно ассиметричном облике со свободным расположением объемов зданий; разнообразие пластичности архитектуры, являющееся следствием блестящего владения материалами и достижениями строительной техники, постоянно использовались зодчими, разрабатывавшими этот стиль.
На ранних этапах развития модерна архитекторы уделяли большое внимание повышенной декоративности фасадов, выражавшейся прежде всего в лепке многообразных орнаментов, в изысканных формах, создании цветовых пятен путем применения разноколерных блестящих глазурованных керамических плиток, цветного перламутрового стекла и других украшений. Хорошими примерами модерна этого периода в Ставрополе являются здание на проспекте Октябрьской Революции, 23, построенное в 1911 году, первой городской больницы на улице Дзержинского, 70, центральной аптеки на углу улицы Голенева и проспекта К. Маркса, жилой дом на проспекте Карла Маркса, 27, построенный в 1910 году (намеченный к сносу); детские ясли на Комсомольской улице, 99, построенные в 1906 году, построенные в 1899 году ограда и веранда в доме 97 по улице Дзержинского, занимаемом детсадом № 27.
При дальнейшем развитии стиля модерн количество украшений фасадов сокращалось, свободные поверхности увеличивались и возникало стремление к усилению выразительности структуры самого сооружения. Многим зданиям придавался облик, напоминающий средневековые замки, русские терема и т.д.
Отражение этого, так называемого позднего модерна мы видим в здании Госбанка на улице Ленина, 286. В настоящее время произведена пристройка нового корпуса к западной стене здания. К чести авторов проекта пристройки надо отметить, что они учли художественную ценность этого здания и вели строительство с полным сохранением всех деталей архитектурного облика фасада.
В здании бывшей больницы на Комсомольской улице, 100, построенном в 1912 году, также относящемся к стилю модерн, отсутствуют лепные или какие-либо иные украшения, но видно стремление архитекторов придать ему облик старинного замка.
Здание переходного типа между вариантами раннего и позднего модерна мы видим на ул. Булкина, 17. В нем мало внешних украшений, его верхний этаж был приспособлен под жилье, а нижний — для размещения в нем магазинов.
Весьма интересно здание физиолечебницы на ул. Дзержинского, 127, в котором фасад украшен прекрасно сделанной кладкой из местного камня-ракушечника (имевшиеся на фасаде украшения из цветного стекла не сохранены). В качестве примеров небольших жилых особняков, построенных в этом стиле, можно указать здания детского сада на проспекте Карла Маркса, 38, построенное в 1905 году, на улице Дзержинского, 61, ул. Орджоникидзе, 81.
Во многих особняках черты стиля модерн проявлялись не только в конституции зданий и фасадов, но также и в облике внутренних интерьеров, подсобных помещений, в оформлении садиков, заборов и т.д. Хорошим примером может служить лестничная клетка дома физиолечебницы, перила которой украшены изящным орнаментом из фигурного железа. Оригинален интерьер главного зала центральной аптеки, стены и балконы которого обложены полированным деревом с типичным для модерна орнаментом из трех вертикальных накладных полос, пересекающих круг. В доме № 97 по улице Дзержинского черты стиля модерн в фасаде здания мало выражены, но они в полной мере проявляют себя в форме очень оригинального и красивого забора, протягивающегося вдоль усадьбы дома, а также в архитектуре обширной веранды, примыкающей к дому с востока, хорошо просматривающейся с улицы, в строении расположенной во дворе бывшей конюшни и в металлических изгородях, отделяющих сад от двора.
Совершенно особняком стоит оригинальное здание, находящееся на улице 8 Марта, принадлежащее в настоящее время Первой краевой больнице. Хорошее цветное фото как центральной части этого здания, так и трех архитектурных деталей его украшения помещено в юбилейном альбоме «День моего города. Ставрополь». Мы полагаем, что стиль этого здания вышел из рамок стиля модерн и соответствует его последнему этапу развития.
Так же как в Ленинграде и Москве, где здания стиля модерн являются одними из лучших украшений этих городов, указанные выше здания вполне достойно украшают и наш город. Это возлагает на нас ответственность за их сохранение путем включения в число архитектурных памятников.
Наш очерк архитектурно значимых зданий Ставрополя не только не претендует на какую бы то ни было полноту, но заведомо ограничен. Несомненно, что дальнейшее изучение зданий выявит новые ценные объекты как в рамках рассмотренных нами стилей, так и вне их рамок.