Урок по ОБЖ на тему Правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке. Первая медицинская помощь при поражении молнией( 9 класс)
Свидерская Елена Валерьевна
учитель ОБЖ
МОУ «СОШ №56»
г. Новокузнецк
Тема урока: «Правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке. Первая медицинская помощь при поражении молнией. Самостоятельная работа №2, «Основы медицинских знаний»
Структура урока:
Цель: дать понятие о травматическом шоке, познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи.
Задачи урока:
1. Образовательная: дать понятие о травматическом шоке, познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при поражении молнией, травматическом шоке
2. Развивающая: Развивать навыки наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывающая: воспитывать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью.
Содержание урока
Методический инструментарий
Ориентиры развития
Мотивация.
- контроль готовности
- психологическая подготовка , мотивация
2. Подготовка к основному этапу урока
- ознакомление с темой и целями урока
3. Изложение нового материала
С появлением в нашей стране служб спасения и оказания экстренной медицинской помощи тысячи людей получают шанс не только на продолжение жизни – высшей ценности на земле , но и на полное восстановление здоровья.
Однако даже при сверхоперативности служб спасения не возможно обеспечить их немедленное прибытие на место происшествия. Анализ же реальных ситуаций показывает , что успех экстренной помощи зависит от правильных действий самих пострадавших и особенно -–ближайшего окружения в первые минуты после события .
Если Вы явились свидетелем или участником происшествия , рядом нет медицинских работников а ситуация требует принятия экстренных мер , необходимо помнить , что своевременное и правильное оказание первой медицинской помощи пострадавшему спасет ему жизнь , сохранит здоровье.
Основное требование при оказании первой медицинской помощи : не навреди !
Термин ШОК вошел в медицинскую практику более 200 лет назад. На английском и французском языках это слово пишется одинаково и переводится как удар, толчок или потрясение, «травматическую депрессию» после тяжелых повреждений.
ШОК ЭТО АКТИВНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ АГРЕССИИ СРЕДЫ Экстремальная ситуация уже сама по себе провоцирует развитие шока. Когда человек сталкивается с угрозой смерти будь то несчастный случай или боевые действия, его организм в состоянии стресса выделяет огромное количество адреналина.
Колоссальный выброс АДРЕНАЛИНА вызывает резкий спазм прекапилляров кожи, почек, печени и кишечника.
Каждый знает, как легко пугливая ящерица в минуту опасности расстается со своим хвостом, а из сохранившейся культи не выделяется ни единой капли крови настолько сильно спазмированы сосуды при испуге
Роль хвоста ящерицы в нашем организме играют кожа, почки, кишечник и т.п. В минуту смертельной опасности, когда нет настоятельной необходимости в полном объеме их функций, эти органы приносятся в жертву. Конечно, в надежде на то, что после преодоления экстремальной ситуации они вновь смогут приступить к нормальной жизнедеятельности.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ШОКА:
Резкое побледнение кожных покровов.
Эмоциональное и двигательное возбуждение.
Неадекватная оценка ситуации и своего состояния.
Отсутствие жалоб на боли даже при шокогенных повреждениях.
ПОВРЕЖДЕНИЯ И ТРАВМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВИТИЮ ШОКА (ШОКОГЕННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ):
Отрыв или травматическая ампутация конечностей.
Открытые переломы костей конечностей.
Перелом костей таза и позвоночника.
Проникающие ранения грудной клетки и брюшной полости.
ПРИЗНАКИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ ШОКА:
Заторможенность и апатия.
Появление на коже мраморного рисунка.
Снижение температуры тела и артериального давления.
Заострение черт лица.
Полное прекращение выделения мочи.
Разработать самостоятельно и записать в тетради схему оказания первой помощи при травматическом шоке.
Анализ схем учащихся и сравнение с рекомендованной
СХЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОМ ШОКЕ
При кровотечении немедленно наложить кровоостанавливающие жгуты или тугие давящие повязки.
При переломах костей конечностей, таза и ребер, проникающих ранениях грудной клетки и брюшной полости дать обезболивающее пострадавшему.
Обработать раны и наложить стерильные повязки.
Наложить транспортные шины.
Вызвать «Скорую помощь».
Еще одно тяжелое поражение организма человека это поражение молнией.
Поражение молнией это действие того же электрического тока, только тока огромной силы и напряжения. Однако при ударе молнией ток проходит через организм за доли секунды, а потому человек гибнет далеко не всегда.
Обычно при ударе молнией человек теряет сознание и находится в таком состоянии от нескольких минут до нескольких дней. Когда сознание восстанавливается, человек становится очень возбужденным, кричит, жалуется на сильную боль в местах попадания молнии, где появляются очень глубокие ожоги. Часто у пострадавшего перестает действовать рука или нога (а иногда и все конечности сразу), иногда ослабляется зрение и ухудшается слух, появляется сильная головная боль. В тяжелых случаях возможны судороги, остановка сердца и дыхания.
4. Выполнение самостоятельной работы.
Письменно ответить на следующие вопросы:
Вариант № 1
Какой перевязочный материал применяется для повязок? Дайте характеристику марлевым, трубчатым и эластичным бинтам.
Открытый перелом. Первая помощь при открытом переломе.
Способы переноски пострадавшего.
Вариант № 2
Основные принципы наложения повязок.
Закрытый перелом. Первая помощь при закрытом переломе.
Как можно использовать здоровую ногу в качестве шины?
.
5. Заключительный этап урока. Рефлексия.
- подведение итогов занятия;
- разбор допущенных ошибок;
- сообщение оценок учащимся.
Цели урока
Введение новых понятий
Индивидуальная работа учащихся
Введение новых понятий
Индивидуальная работа учащихся
Мотивация учебной деятельности
Принятие учебных целей
Развитие познавательной активности
Развитие мышления, развитие умения анализировать, делать выводы
Развитие кратковременной памяти, позновательного интереса
Развитие письменной речи, мышления.
Структура урока:
Подготовка к основному этапу
Усвоение новых знаний и способов действия
8. Этап активного применения знаний
10 Подведение итогов
11 Рефлексия и коррекция своих действий
12 Информация о домашнем задании
3
4
4
8
10,
11, 12
11
11
111