Деловая игра по теме Приемы развития смыслового чтения на уроках математики
Деловая игра
для коллег на педагогическом совете
Тема « Приемы развития смыслового чтения на уроках математики»
Вступление
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Под «стратегией смыслового чтения» понимаются различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
На примере геометрического текста:
Окружность и круг.
Окружностью называется множество точек, расположенных на одинаковом расстоянии от данной точки, которая называется центром окружности.
Отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности называют радиусом.
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности, называется ее хордой.
Для любой точки , лежащей на окружности выполняется равенство (Длина отрезка равна радиусу окружности.Хорда, проходящая через центр окружности, называется диаметром окружности
() .
-196215-635Любые две точки окружности делят ее на две части. Часть окружности, заключенная между двумя ее точками называется дугой окружности. Две точки окружности определяют две дуги.
Длина всей окружности определяется по формуле:
Отношение длины окружности к её диаметру - постоянная величина, не зависящее от размеров окружности. Многие ученые – математики пытались это доказать. Впервые это удалось сделать древнегреческому математику Архимеду. Он нашел довольно точное значение этого отношения. Используя рассуждения, он доказал, что π = πd ≈ 22/7 ≈ 3, 14.
На самом деле число π не может быть выражено точной дробью. Математик 16 века Лудольф имел терпение вычислить его с 35 десятичными знаками. В 1946 – 1947 гг. два ученых независимо друг от друга вычислили 808 десятичных знаков числа π. Сейчас найдено около 10 миллионов знаков это числа после запятой. Первые 12 знаков числа Пи могут быть легко запомнены с помощью мнемонического правила: "Это я знаю и помню прекрасно, но многие знаки мне лишни, напрасны" - здесь количество букв в слове соответствует очередной цифре числа Пи.
Площадь круга вычисляется по формуле:
-2921002540
Прямая, имеющая с окружностью одну общую точку, называется касательной к окружности. Прямая, имеющая с окружностью две общие точки называется секущей.
Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному к точке касания.
Для изображения окружности на чертеже используется циркуль. Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг). Чтобы провести окружность на местности можно воспользоваться обычной веревкой.
Исторический материал по теме
Для первобытных людей важную роль так же играла форма окружающих их предметов. Специальных названий для геометрических фигур тогда не было. Говорили: "Такой, как кокосовый орех”, (т. е. круглый), "такой, как соль” (т. е. имеющий форму куба). Некоторые формы фигур казались особо красивыми. И действительно, нельзя без восхищения смотреть на красоту кристаллов, цветов, фигур, имеющих правильную круглую форму.
Только в Древней Греции окружность и круг получили свои названия.
Круглые тела в древности заинтересовали человека. Так в Древнем Египте для постройки знаменитых египетских пирамид никаких технических сооружений еще не было. Даже шлифовать огромные каменные глыбы приходилось вручную, а перемещали их с помощью бревен круглой формы. Позже вместо бревен стали использовать их части – в виде колес, которые катились уже легче.
А теперь давайте поразмышляем о колесе.
В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса, так как ось и втулка колеса должны всё время быть в соприкосновении. К сожалению, неизвестен изобретатель колеса. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Круг – колесо – прогресс (движение вперед)
Если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед. Самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3500-3000 гг. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо.
Не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие, созданные давным-давно украшения, имели ту или иную форму.
Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности. Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе, золоту, серебру, драгоценным камням. Художники, расписывавшие дворцы, тоже использовали окружность. Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду – горшки, вазы, амфоры.
Окружность по-гречески «периферия» что означает «удаленный от центра», с. Усть – Ламенка, по отношению к столице России – периферия.
Радиус по-гречески «Спица в колесе».
Хорда – греческое слово и переводится – «струна».
Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится –«поперечник»
Круг получено из названия диаметра, что в переводе с греческого означает «Цикл».
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел циркуль – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет – судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком ещё вавилонянам и ассирийцам.
Известно, что еще в древности пытались решить задачи связанные с определением длины окружности или определением длины дуги окружности. Эта задача имеет чисто практическое значение и решение: можно уложить вдоль окружности нить, а потом развернуть ее и, приложив к линейке измерить ее длину.
Я предлагаю рассмотреть следующие стратегии и приемы:
Стратегия № 1. Чтение с пометками (или прием «Инсерт»)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
vЗнакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегия № 2. Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
И более простой приём «Тетрадь с печатной основой».
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника и заполни пропуски, сопоставь текст, заполни таблицу». Этот прием так же позволяет провести рефлексию по изучаемому материалу.
Текст, по которому будут работать группы, выбран не случайно. Тема «Окружность и круг» знакома учителям многих школьных предметов и является метапредметной.
Задание 1 группе.
Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+)Думал иначе (–)Есть вопросы (?)
Задание 2 группе.
Прием « Дневник двойных записей»
Задание:
Разделите тетрадь на две части.
В процессе чтения в левую часть занеси те моменты, которые поразили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие - либо ассоциации.
В правую часть – напиши лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул
Поразило, удивило, интересные факты, ассоциации Комментарий к левой части
Задание 3 группе.
Прием «Тетрадь с печатной основой»
Прочитай текст. Выполни задания:
В левой части таблицы написано начало определений, а в правой их продолжение. Вам предстоит найти для каждого определения продолжение и с помощью стрелок указать его.
Окружность – геометрическая фигура …, ограниченная окружностью.
Радиус – это отрезок … проходящая через центр.
Круг- это часть плоскости ..., соединяющий центр окружности с
любой точкой окружности
Диаметр- это отрезок, соединяющий …две точки окружности.
Диаметр – это хорда, …,все точки которой находятся на заданном расстоянии от центра.
Хорда- это отрезок, соединяющий … две точки окружности и проходящий через центр.
Найдите в тексте формулы для нахождения длины окружности и площади круга. А что обозначает каждая переменная в формуле? Заполните пустые ячейки таблицы.
Название формулы Формула Расшифровка компонентов Предлагаемые ответы
Формула для вычисления длины окружности C –
r –
d – С = 2πrC = πdS = πr²
S= 4πr²
Формула для вычисления площади круга S –
r – Выполни тест:
1. Центр окружности – это … (закончить определение):
а) точка, куда ставится ножка циркуля при начертании окружности;
б) середина окружности;
в) точка, равноудаленная от всех точек окружности.
2. Дуга окружности – это …
а) часть окружности, выделенная точками;
б) часть окружности, ограниченная двумя точками;
в) часть окружности, ограниченная хордой.
3. Определить, на сколько дуг делят окружность две точки, лежащие на окружности.
(Выбрать правильный ответ):
а) на одну;
б) на две.
4. Как называется инструмент для построения окружности:
а) транспортир;
б) линейка:
в) циркуль.
5. Число π равно:
а) 3, 15;
б) 3,14;
в) 6,28.