Изографы как способ развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Изографы как способ развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
- Здравствуйте, ребята!
-Для того, чтобы наш мастер-класс прошёл удачно, давайте подготовим нашу голову к работе. Сделаем «мозговую гимнастику». Зал приглашаем выполнять вместе с нами.
1) «Качания головой» Это упражнение стимулирует мыслительные процессы. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
2) «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки».
3) «Зоркие глазки». Настраиваем наши глазки на работу, укрепляем зрительные мышцы глаза.
-Итак, приступаем к занятию. Начнём с разминки.
Игра «Сообрази, доскажи!»
Заяц прыгает, а ласточка(летает)
Червяк ползает, а рыба(плавает)
Лошадь бегает, а змея(ползает)
Гусеница ползёт, а кузнечик(скачет)
Корова мычит, а лошадь(ржёт)
Собака лает, а кошка(мяукает)
Свинья хрюкает, а овца(блеет)
Курица кудахчет, а кукушка(кукует)
Лягушка квакает, а мышь(пищит)
Сорока стрекочет, а ворона(каркает)
- Молодцы! А сейчас переходим к более сложному заданию. Ребята, а вы умеете разгадывать ребусы?
-А что такое ребус? (слово, изображённое с помощью различных рисунков)
-Давайте попробуем разгадать несколько ребусов.
( на экране появляются картинки)
1) (гроза)
2)
(семья)
3)
(телескоп)
4) (канарейка)
5) (передача)
- С ребусами вы легко справились. А кто из вас знает, что такое изографы?
- Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Сложно? Давайте рассмотрим на примере.
Посмотрите на экран:
1)
- Изображение какого предмета напоминает вам эта картинка?
-Посмотрите на буквы и догадайтесь, какое же слово спряталось здесь. (гусь)
2)
(дом)
3) (аист)
4) (утюг)
5) (лампа)
- Понравилось вам разгадывать изографы?
- Хотите сами попробовать сочинить такие слова-загадки?
-Перед работой немного отдохнём. «Весёлая переменка»
Отдых у нас будет активным и рассчитан на хорошую координацию движений. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.
«Весёлая переменка» помогла вам подготовиться к важному этапу нашей работы.
- А сейчас поработаем в парах. Как гласит пословица: «одна голова хорошо, а две лучше». Перед вами лежит лист бумаги и маркер. Попробуйте сами составить изограф. Рисуем крупно, чтобы зрители в зале могли увидеть ваши изографы и отгадать их.
( в течении нескольких минут дети рисуют)
Я в это время обращаюсь к залу:
- А в зале у кого-нибудь возникло желание составить изограф? Пожалуйста, мои помощники раздадут вам маркеры и листы бумаги.
По окончании работы вывешиваю составленные изографы на магнитную доску. Зал отгадывает слова.
Я благодарю детей и начинаю самоанализ.
Самоанализ:
Тема моего мастер-класса выбрана не случайно - Изографы как способ развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Задание способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, а именно: оригинальность, гибкость, беглость мышления, лёгкость ассоциирования, развитие воображения.
Все этапы мастер-класса работали на перспективу.«Мозговая гимнастика» помогает снять напряжение, улучшает мозговую деятельность и является профилактикой для нарушений зрения. Это важнейшая часть занятия по развитию познавательных способностей. Ребята могут использовать эти упражнения и дома, выполняя домашнее задание.
Разминка создаёт у ребят определённый положительный фон, без которого усвоение знаний невозможно.
Ребусы относятся к логическо - поисковым заданиям. Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, т.к. позволяет почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах.
Работа с изографами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления. Используемое задание не только способствует развитию этих качеств, но и позволяет разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
«Весёлая переменка» - это динамическая пауза в составе занятия. Развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Мне сегодня понравилось то, с каким интересом ребята отнеслись к заданию, проявили творчество, воображение. Я думаю, что получившиеся изографы говорят сами за себя.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они смогли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Рисунок 7Рисунок 4Рисунок 13Рисунок 1Рисунок 69Рисунок 75Рисунок 4615