Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе на тему Буква Ю, фонетический разбор
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Роляк Людмила Николаевна
Класс: 1Б
УМК: «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Гласная буква «Ю»
Тип урока: Урок открытия новых знаний в проблемно-диалогической технологии.
Место и роль урока в изучаемой теме: 74-ый урок в блоке «Обучение грамоте»
Цель: Образовательная: Знакомство с новой буквой; совершенствование навыков смыслового чтения, умения быстро ориентироваться в тексте и находить нужную информацию.
Развивающая: Развитие умения анализировать тексты, выявлять в них ключевые слова и главную мысль; развивать фонематический слух и умение выполнять фонетический разбор.
Воспитательная: Привитие интереса к предмету и любви к родному языку.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
Н. Необходимый уровень: умение выполнять звуко-буквенный анализ слова; делить слова на слоги и для переноса; умение давать характеристику гласным Е,Ё,Я, Ю и понимать их особенности; находить место буквы в слове; умение объяснять смысл пословиц.
П. Повышенный уровень: умение определять род слов-предметов и форму слов во множественном числе; фонетический разбор слов с разделительным Ь.
М. Максимальный уровень: умение делить слова на группы по признакам: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
1.Определять проблему урока. Формулировать тему и цель урока. Предлагать вопрос для исследования.
2. Прогнозировать предстоящую работу, составлять план выхода из затруднения.
3.Анализировать и оценивать успешность в достижении цели и результаты деятельности.
4.Контролировать выполненные задания с опорой на эталон.
5.Оценивать результаты собственных учебных действий.
1.Развивать умения ставить вопросы к тексту, находить ключевые слова и ориентиры.
2.организовывать исследовательскую деятельность, представлять информацию в виде схем.
3. Развивать умения сравнивать, анализировать.
4. На основе обобщений делать выводы.
5. Сравнивать свой вывод с авторским.
6. Ориентироваться на развороте учебника, используя опорные сигналы.
1.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
2.Развивать умение слушать и понимать других, работать в парах.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
4. Высказывать свое мнение, приводить аргументы.
5.Четко проговаривать новый способ действия во внешней речи.
1.Формировать осознанную мотивацию к обучению и познавательной деятельности.
2.Адекватно выражать и контролировать свои эмоции.
3.Проявлять интерес к предмету, родному языку.
4.Объяснять смысл своих целей, мотивов, самооценки.
5.Уважать иное мнение.
Ход урока
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена (в рамках достижения планируемых результатов)
Формы организации деятельности
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока
1
Этап мотивации. Речевая разминка.
Развивать позитивную мотивацию к обучению и познавательной деятельности
Фрон-
тальная работа
Включение в деловой ритм. Составление конструктора урока (этапы). Речевая разминка по тексту «Печенье».
Читают текст с заданием «Установи порядок слов».
Определяют главную мысль. Дополняют и анализируют пословицу «Хорошо того учить, кто»
Самоопределение.
Слушают и понимают других. Задают вопросы. Позитивная мотивация к обучению и познавательной деятельности.
Наблюдение за возникнов. потребности включения в деятельность (У меня всё получится!)
2
Актуализация опорных знаний
Давать характеристику гласных, обозначающих твердость и мягкость согласных
Работа в парах
Какие гласные изучили? На какие группы они делятся? Сколько пар гласных на ленте? Какие буквы не имеют пары? Дать характеристику букв Е, Ё, Я по схеме. Загадка с отгадкой ЮЛА, ребус с отгадкой МЕЛОДИЮ.
Вспоминают, что знают о гласных буквах. Объясняют, какова их роль в слове. Дают характеристику букв Е, Ё, Я по схеме. Определяют место буквы Ю в словах ЮЛА, ПОЮ, МЕЛОДИЮ и выполняют фонетический разбор этих слов.
Самостоятельно определяют тему урока, ставят цель, какие умения будут сформированы. Формулируют, когда буква Ю обозначает 2 звука, соотнося со схемой.
Самоанализ звуко-буквенного разбора слов. Поиск и исправление ошибок. Самооценка.
3
Постановка учебной проблемы
Определять проблему урока. Предлагать вопрос для исследования.
Работа в парах и самостоятельно
Создаю проблемную ситуацию: задание с затруднением: Юбки шью, брюки шью, одеваю всю семью. Фонетический разбор каждого слова.
Формулируют
вопрос для исследования: Как правильно выполнять фонетический разбор? Определяют причину затруднения.
Определяют цель, основной вопрос для исследования, выдвигают предположения, обсуждают в парах.
Наблюдение за противоре-чием: знаю – не знаю! Каждый имеет право на ошибку!
4
План выхода из затруднения. Открываем новые знания.
Прогнозировать предстоящую работу, составлять план выхода из затруднения. На основе обобщений делать выводы.
Фрон-
тальная работа
Работа в парах
На основе имеющихся знаний выбираем метод решения учебной проблемы. План помощи:1.Произнести слово 2.Послушать 3.Место звука в слове 4.Звуковички - магниты
5.Вывод: количество слогов, букв, звуков.
Самостоятельно выдвигают и намечают план выхода из затруднения. Делают вывод, обсуждают и проговаривают его в парах. Сравнивают свой вывод с правилом в «Азбуке» с.47.
Планируют свою деятельность и работают по плану. Предлагают новый способ действия.
Анализируют, сравнивают, обобщают
Работают в паре.
Анализ: в чем наш вывод не совпал? Почему? Уровень задания – повышенный!
5
Первичное закрепление во внешней речи.
Определять позицию буквы Ю в словах, анализ звуков.
Работа в парах
Предлагаю дополнить схему в соответствии с новыми знаниями
Каждый ученик проговаривает способ действия и вывод в парах. Фиксируем, как это отразить в схеме.
Осмысливают, запоминают и комментируют новый способ действия
Самооценка
Динамическая пауза в виде развивающей игры «Почта». Всем детям предлагается разнести слова по определенным группам: по родам (ОН, ОНА, ОНО), по числам (ОНИ). По признакам: (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия). Задания повышенного и максимального уровня.
6
Применяем полученные знания. Самопроверка по эталону.
Определять позицию буквы Ю в словах, фонетический разбор слов Самооценка.
Самост. работа.
Н. Тест №26,
задание №1,
задание №2
Выполняют задание. Игра «Лови ошибку!» проверяют по эталону (Слайд) выявляют причины ошибок, исправляют. Дают самооценку, определяют ситуацию успеха.
Объясняют, делают выводы на основе анализа и сравнения.
Самостоятельно проверяют по эталону
Дают самооценку.
Самооценка по алгоритму:
1.Результат
2.Правильно
3.Самостоят.
4. Баллы
Экспресс -опрос на проверку базовых знаний по теме «Буква Ю» Тест№26
7
Включение в систему знаний. Продуктивные задания. Коррекция.
Выполнять задания по алгоритму.
Находить и исправлять ошибки.
Самост. работа.
Организую выполнение заданий на включение нового знания в систему знаний:
П. Тест №26, задание №3
1)Фонетический разбор слов ЮРТА, ЛЬЮТ
2)ЮРТА –это жилище или продукты питания
Выполняют задания на включение нового знания в систему знаний.
Проверяют каждое задание по эталону (Слайд) и дают Самооценку.
Строят умозаключения.
Дают развернутый ответ и объективную самооценку
Выявляют пробелы, находят и исправляют ошибки.
8.
Работа с «Азбукой»
Находить нужную информацию
Фрон-
тальная работа
1.Профориентация
2.Авторская сказка
Объясняют профессию ежика: портной, модельер, мастер.
Обсуждаем «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака
Находят нужную информацию.
Антиципация по иллюстрации
Анализ Читательских дневников.
8
Рефлексия учебной деятельности
Уметь оценивать успешность и результат в достижении поставленных целей.
Фрон-
тальная работа
Какие цели ставил каждый? Какой результат получили? Что получилось лучше всего? В чём испытали затруднения?
Соотносят цель и результат, проговаривают способ открытия новых знаний. Дают самооценку себе по оценочной шкале.
Анализируют и объективно оценивают успешность и результат в достижении цели.
ГРАМОТЫ
Белкиной В.
Хруниной С.
Масловой С.
9.
Д/задание по выбору и творческое
Ориентироваться в уровнях заданий по трудностям.
Фрон-
тальная работа
1.Н. из цепочки букв составить 5 слов.
2.П. взять в библиотеке «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака, прочитать!
Выбирают домашнее задание. Оценивают свое настроение через смайлик в дневнике и самооценку за урок.
Выбирают задания по интересу и выполняют дома самостоятельно.
Наблюдение за умением выбирать и выполнять задания.
Данный урок литературного чтения в 1Б классе по проблемно-диалогической технологии проведен учителем Роляк Л.Н. для учителей начальных классов и воспитателей детских садов в рамках школьного проекта «Преемственность».
15