Структурная карта урока «Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика».
Структурная карта урока
«Фонетика и орфография. Фонетический и орфографический разбор слова. Лексика».
1. Тест по теме «Фонетика и фонетический разбор».1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?
1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос3. В каком слове произносится звук [ а ] ?
1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить4. В каком слове произносится 2 согласных звука?
1) солнце 2) возчик 3) мыться 4) поет5. В каком слове произносится звук [й]?
1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.половодье шестая пекарня шлёпать1) 9677 2) 8677 3) 9676 4) 977612. В каком слове все согласные твердые?
1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение
2. Практические задания по теме «Орфография».
Приставки пре-, при-
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Пр...бывать в неведении, пр...бывать в Москву, пр...дать интересы, пр...дать значение сказанным словам, премник традиций классика, купить новый пр...емник, пр...зирать труса, пр...зреть бедного родственника, прклоняться перед талантом ученого, пр...клонить ветки яблонь, пр...ступить законы, прступить к работе, пр...творить планы в жизнь, пр...творить форточку, пр...твориться спящим, пр...ходящий успех, пр...ходящий работник, вопрос явился камнем пр...ткновения, пр...вратный смысл, пр...данья старины глубокой, пр...имущество нападающего, прзвание художника, премлемый вариант, пр...в...л...гированные слои общества, власть пр...держащие.
2. Прзидент страны, пр...зидиум государственного совета, прнебрегать советами коллег, пр...одолеть трудности, пр...поднести неожиданный подарок, прследовать благородные цели, прсмыкаться перед вышестоящими, пр...тендент на пост директора, пр...увеличить свои заслуги,
пр...умножить состояние, пр...йти к нужному выводу, необыкновенное прключение, пр...обрести необходимый опыт, пр...обретатель ценных бумаг, пр...украсить достоинства, обрисовать обстановку без пр...крас, прстрастный судья, пр...терпеться к обстоятельствам, необоснованные пр...тязания, пр...ходящая прислуга, прумножать доставшиеся капиталы.
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Зан...мать, зач...нать, непромкаемый, отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение, рвноправие, разр...внять землю, расст...лить, расст...лать, р...стовщик, р...сток, сочтание, соч...тать, ур...вень, жук-пл...вунец, проращивать, тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расстлаться, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься.
2. Бл...стеть на солнце, бл...стать красотой, заг...реть на солнце, выг...реть дотла, новый попл...вок, првосходная пл...вчиха, прид...раться по пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предполгаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в поклне, легкое прксновение, бесплатное
прлжение.
Справочный материал. Корни с чередованием а(я) им, а(я) ин Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожатьпожимать, понятьпонимать, начатьначинать, примять приминать).
3. Тест по теме «Лексика».
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?а) совесть б) долг в) стыд г) благородство2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?а) порядочный б) гуманный в) преданный г) добрый3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?а) дискуссия спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия противоположность чему-либо г) привилегия преимущественные права, льготы4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа. а) площадь б) вокзал в) собралась г) густая6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении? Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы. а) летний б) дремлют в) бледно-красен г) блестят7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?а) идиллия б) брак в) линейка г) давление8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?а) деликатный тактичный б) вульгарный корыстный в) чуткий отзывчивый г) гуманный человечный9. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль в) смятение б) праздник г) блаженство10. В каком предложении нет антонимов?а) Книга учит различать добро и зло. б) Корень учения горек, да плод его сладок. в) Недруг поддакивает, а друг спорит. г) Ученье способно и украшать, и утешать.11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?а) клевый б) классный в) крутой г) отличный13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.а) считать ворон бездельничать б) в час по чайной ложке медленно в) тертый калач опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе близкие родственники14. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди15. В каком предложении не используется фразеологизм?а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения
4. Задание на дом: 1) повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»; 2) подготовиться к зачёту по теме «О и Ё после шипящих», «Правописание Ъ и Ь» 3) выполнить письменное задание в тетради для внеаудиторной работы Т1, В1.