Интересы учеников 4-х классов. Что ставят ученики начальной школы на первое место?

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 81
Центрального района г. Волгограда







Интересы учеников 4-х классов. Что ставят ученики начальной школы на первое место?






















Авторы: Комбаров Роман
Чекомасов Павел
Руководитель:Бондаренко И.И.




Г.Волгоград
2013г.

Оглавление.

1.Введение____________________________________________________3 стр
2.Цели и задачи исследования____________________________________4 стр.
3.Краткое описание структуры работы__________________________5-7 стр.
4.Приложение_______________________________________________8-10 стр.
5.Список использованных ресурсов_____________________________11 стр.












































Введение.

1. Актуальность исследуемой темы.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Она проявляется в том, каких норм, правил старается придерживаться ребенок всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
Выбранные человеком ценности влияют на формирование его характера, отношение с другими людьми, его поведение. Мы наблюдаем в настоящее время рост количестава «плохих поступков» под которыми понимаются не только шалости и непослушание, агрессивность детей.
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Сегодня компьютер и телевидение отнимает у детей время и желание заниматься чем либо еще. Например, результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Почему школьники читают мало дополнительной литературы? Насколько важна для них учеба. Ценят ли они своих друзей? Что они считают для себя важным и ставят на первое место?
Этот вопрос мы и хотели выяснить в своей работе.















2.Цели и задачи исследования.

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.

Задачи:

-изучить литературу по проблеме;
-выявить возможности исследовать данную проблему.
Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.
Субъектом исследования являются школьники начальной школы (ученики 4-х классов)
Гипотеза исследования: какая сфера интересов будет для учеников малозначимой и очень значимой? На первое место наши ровесники поставят общение с друзьями.
Метод: проведение анкетирования с дальнейшей обработкой результатов.













3.Краткое описание структуры работы.
Наша работа была направлена на выявление следующих ценностных ориентаций младших школьников:
1.Активная деятельная жизнь-полнота и эмоциональная насыщенность
2.Познание-расширение своего кругозора, общей культуры.
3.Максимальное использование своих возможностей, сил и способностей.
4. Развитие-работа над собой.
5 Развлечения - приятное времяпровождение, отсутствие обязанностей.
6.Красота природы и искусства.
Ученикам предлагалось оценить сферы их интересов по 5-тибальной системе.
1 балл-сфера незначима
2 балла – малозначима
3 балла - средней значимости
4 балла – значима
5 баллов – очень значима
Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.
Тест методики «сфера интересов».
1 Телевидение.
2. Общение в семье.
3.Учеба.
4.Спорт.
5.Домашний труд.
6.Общение с педагогом.
7.Музыка (любая)
8.Бизнес.
9.Общение с противоположным полом.
10.Кино.
11. Коллектив класса.
12.Одежда.
13.Самовоспитание.
14. Общение с друзьями.
15.Живопись, лепка, вышивание и т.д.
16.Походы.
17. Экскурсии, краеведение.
18.Технологоическое творчество.
19.Общение с природой.
20.Чтение худ.литературы
21.Изготовление своими руками каких-либо предметов, изделий.
22.Другие виды творческой деятельности(поэзия, проза, моделирование, биологические опыты, танцы, песни(указать, что именно и балл)
23. Занятие без особой цели-ничегонеделание.
Качественный анализ проводился по следующим крупным областям интересов(учитывались оценки 4 и 5)
Общение-№ 2,6,9,14,19.
Развлечения-№1,7,10,12,20.
Творческая деятельность-№15,16,18,21,22.
Организуемый взрослыми труд-№3,5.
Коллектив группы-№ 11
Самовоспитание -№13.
Мы получили следующие результаты:
На первое место ученики 4-х классов поставили –общение в семье 84% (4 «в»), 74% (4 «Б»).
На втором месте общение с друзьями и учеба-58%(4 «А»), 74 % (4 «В»)
На третьем месте оказались занятия спортом , рисованием, вышивкой и т.д.
На четвертом месте –чтение книг помимо школьной программы -37% ( 4 «А») 47% (4 «В»)
На последнем месте желание заняться домашним трудом 26% ( 4 «А»), 15% ( 4 «В»)
21% учащихся 4 «А» готовы заниматься самовоспитанием личности, а 10% 4 « В» предпочитают необременительное времяпровождение, ничегонеделание.
Результаты были объявлены в классах и предлагалось обсудить их в дальнейшем на классных часах.
Гипотеза не подтвердилась. На первое место ребята ставят семейные ценности. Чтение книг заняло четвертую позицию. Мы собираемся выяснить в дальнейшем каким образом можно повысить интерес детей к чтению.











ПРИЛОЖЕНИЕ
Детям раздаются оценочные листы и лист в клетку, на котором они отмечают свои ответы. По положению качественных результатов ребята чертили график своих интересов.





























После анализа индивидуальных результатов мы подвели итоги по классам. Вот что у нас получилось.







Диагностика сфер интересов учеников 4 «А» класса и 4 «В» класса




13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


















Использованы ресурсы интернета:

http://xreferat.ru/84/2220-1-cennostnye-orientacii-mladshih-shkol-nikov.html

http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html








13PAGE 15


13PAGE 14115